Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-962/2022 ~ М-730/2022 от 27.06.2022

Дело № 2-962/2022

УИД 25RS0013-01-2022-001535-96

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Партизанск                                                                             25 июля 2022 года

Партизанский городской суд Приморского края, в составе:

председательствующего судьи Бестфатор Н.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шаталовой А.В., рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шевченко Т. Д. к администрации Партизанского городского округа, третье лицо не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Министерство энергетики Российской Федерации, о возложении обязанности включить в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности,

УСТАНОВИЛ:

истица обратилась в суд с указанным иском, в обоснование заявленных требований указано, что являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

Согласно заключению межведомственной комиссии от 2019 г., дом по <адрес> признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, а также заключением МВК от 2021 г. признан аварийным и подлежащим сносу. Ответом администрации Партизанского городского округа ей было отказано во включении в указанный список ввиду отсутствия оснований установленных законом. Просит включить в список граждан, подлежащих переселению в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах.

В судебное заседание истец не явилась, от истца поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель ответчика администрации Партизанского городского округа в судебное заседание не явился, направил письменное ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, а также направил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что решением собственника работы на ш. Северная были остановлены <Дата>, на ее поле была зарегистрирована ш.Углекаменская, горные работы остановлены <Дата>, решением собственника №___ от <Дата> совета директоров ОАО «Приморскуголь» было принято решение о ликвидации угольной шахты «Углекаменская» ШУ «Нагорное». Работы по добыче угля на шахте «Углекаменская» ДОАО ШУ «Нагорное» остановлены <Дата> На базе данной шахты было зарегистрировано <Дата> ООО «Правобережное», отрабатывающее запасы каменного угля поле шахты Северная, Углекаменская. ООО «Правобережное» было зарегистрировано в ЕГРЮЛ. Предприятие осуществляло добычу и реализацию каменного угля. В 2003 г. предприятие вошло в состав Приморского филиала ОАО СУЭК и занималось сбытом добытого угля на экспорт.Все три шахты «Северная», «Углекаменская» и «Правобережная» работали в одном шахтном поле,о чем свидетельствует приказ №___П от <Дата> подписанный ФИО6, согласно которого после получения лицензии ООО «Правобережная» на пользование недрами ликвидируемой шахты «Северная»(ш.Углекаменская) произведена передача образованному предприятию ООО «Правобережное» геолого-маркшейдерской документации ликвидируемой шахты «Северная» (Углекаменская). Прогнозная зона подтопления стала реальностью после того, когда шахта «Правобережная» была затоплена и шахтные воды стали изливаться на <адрес>, подмывая и разрушая жилые дома. Предприятия прекратило свою деятельность в 2018 г. путем реорганизации.

Рабочим проектом «Инженерные мероприятия по защите зданий и сооружений от подтопления на горных отводах шахт» -объекта предусмотренного проектом ликвидации ДОАО ШУ Нагорное» ОАО «Приморскуголь» ОАО «ДальвостНИИпроектуголь» <адрес>, выполненный в 2003 г., было предусмотрено, что затопление горных выработок ш.Углекаменская, расположенных на обширных территориях между долинами рек Тигровая и Мельники будет произведено до уровня +112м, что соответствует урезу воды в реке Тигровой, поэтому разгрузка подземного потока происходит в долине реки Мельники, что приводит к подтоплению земной поверхности в центральной части территории <адрес>. В этом же проекте указывалось, что уровень шахтных вод фиксировался и на отметке +118 м., поэтому условия подтопления отдельных участков могут изменяться в зависимости от водности года. Прогнозная зона подтопления –это та зона, которая может быть затоплена в условиях экстремальных паводков и половодий и напрямую зависит от выпавших осадков и поднятия уровня воды в реках Тигоровой и Мельники между которыми находятся горные выработки шахты «Углекаменская-«Правобережное». Согласно рабочего проекта по шахте «Углекаменская» <Дата>, был утвержден Перечень жилых домов, находящихся в прогнозной зоне подтопления на горном отводе шахты «Углекаменская». В Перечень домов вошли 45 домов, расположенных на территории <адрес>.

Дом расположенный по адресу: <адрес> входит в перечень жилых домов, находящихся в прогнозной зоне подтопления на горном отводе шахт «Авангард и Углекаменская» от <Дата>

Согласно письму заместителя Министра энергетики Российской Федерации ФИО7 от <Дата> №___, в соответствии с заключением ВНИМИ от <Дата> №___ при уточнении списков граждан для приобретения жилья взамен сносимого ветхого в прогнозных зонах подтопления в качестве обосновывающих документов необходимо предоставлять заключение межведомственной комиссии по признаю жилых домов непригодными для проживания по критериям безопасности. Повторного заключения ВНИМИ в таких случаях не требуется. На основании заключения межведомственной комиссии от <Дата> <адрес> в <адрес>, признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на шахте «Углекаменская» ДО ОА «Шахтоуправление «Нагорное».

Представитель Министерства Энергетики РФ в судебное заседание не явился, о месте, дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст.123 Конституции Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Согласно ст.2 Жилищного Кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают по ликвидации особо убыточных и неперспективных угольных (сланцевых) шахт и разрезов указанными документами, в частности, предусмотрено содействие гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

Постановлением Правительства РФ от <Дата> №___ были внесены изменения и дополнения в указанное выше Постановление, при этом в нем указано, что независимо от объема предоставленных средств господдержки их получатели не освобождаются от ответственности и обязанностей, предусмотренных законодательством РФ по реализации мероприятий условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законодательством источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

03.12.1997 года Правительством РФ было принято Постановление № 1523 «О государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности» (утратившее силу с 01.01.2005 года), которым утверждено Положение и Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, финансируемых за счет средств государственной поддержки, которыми предусмотрены, в том числе, затраты, связанные со сносом, реконструкцией жилищного фонда в связи с ликвидацией шахт. В качестве мероприятий реструктуризации угольной промышленности.

Согласно федеральному закону от 20.06.1996 года № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использовании угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета.

В качестве мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.12.1997 года № 1523 (утратившим силу с 01.01.2005 года) и постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 года № 840 (с последующими изменениями), предусмотрены снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

В соответствии с п. 8 Правил Предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительств РФ от 13.07.2005 года № 428, с последующими изменениями и дополнениями, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.

Судом установлено, что истец является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение принадлежит Шевченко Т.Д. на праве собственности на основании договора продажи недвижимости от <Дата>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации: 25:25:14/014/2005-021, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <Дата>.

Согласно выписке из поквартирной карточки от <Дата> выданной МКУ «АХУ» следует, что в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> зарегистрирована Шевченко Т.Д..

Согласно выписке из ЕГРН от <Дата>, следует, что Шевченко Т.Д. является собственником жилого помещения, расположенное по адресу: <адрес>. Иных жилых помещений за истцом не значится.

Разрешая требования истцов о включении в список граждан, подлежащих переселению из жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ организаций угольной промышленности, оценивая доводы и возражения сторон, представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии законных оснований к их удовлетворению.

Как следует из пояснений представителя ответчика, согласно рабочего проекта по шахте «Углекаменская» от <Дата> был утвержден Перечень жилых домов, находящихся в прогнозной зоне подтопления шахтными водами на территории <адрес> в <адрес>. Жилой дом по адресу <адрес> указанный перечень вошел. Согласно сведениям предоставленным ответчиком, после ликвидации угольной шахты «Углекаменская» в 1998 г., на ее поле отрабатывала запасы угля ООО «Правобережное», которое прекратило свою деятельность <Дата> в связи с реорганизацией. После затопления последней шахтные воды стали изливаться на <адрес>, подмывая и разрушая жилые дома.

Прогнозная зона подтопления – зона которая может быть затоплена в условиях экстремальных паводков и половодий, и напрямую зависит от выпавших осадков.

Кроме того, согласно письма Министерства Энергетики от <Дата> №___, в соответствии с заключением ВНИМИ от <Дата> №___ при уточнении списков граждан для приобретения жилья взамен сносимого ветхого в прогнозных зонах подтопления в качестве обосновывающих документов необходимо предоставлять заключение межведомственной комиссии по признаю жилых домов непригодными для проживания по критериям безопасности. Повторного заключения ВНИМИ в таких случаях не требуется. На основании заключения межведомственной комиссии от <Дата> <адрес> в <адрес>, признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на шахте «Углекаменская» ДО ОА «Шахтоуправление «Нагорное» По указанному адресу вышеуказанную социальную выплату ранее никто не получал. Иных жилых помещений в собственности у истца не имеется.

Согласно акту, заключению межведомственной комиссии от <Дата> <адрес>, признан непригодным для проживания в 2019 г. в результате ведения горных работ, ликвидируемых шахты.

Суд не усматривает оснований ставить под сомнение достоверность данного заключения, которое отвечает принципам относимости, допустимости и достоверности, и является одним из доказательств по делу наравне с иными доказательствами. Выводы, сделанные специалистом логичны и обоснованы, подтверждены результатами проведенного исследования, сомнений у суда не вызывают, заключение последовательно в своих выводах.

Таким образом, суд считает установленным, что жилой дом по адресу: <адрес> рекомендован к сносу, как ставший непригодным для проживания по критериям безопасности, в результате подтопления земельного участка шахтовыми водами шахты «Углекаменская».

Согласно представленным доказательствам данный документ является основополагающим документом для уточнения вышеуказанных списков граждан.

Согласно п.8 Постановления Правительства Российской Федерации №428 «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков» в редакции Постановления Правительства от 29.12.2021 г., установлены основания для уточнения списков граждан, подлежащих переселению.

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 г. №2564 внесены изменения в п.8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков. После абз.6 дополнен абзацами следующего содержания: «проживание гражданина в не учтенных при разработке проектов ликвидации угольных (сланцевых шахт) и разрезов домах, являющихся ветхим жильем, на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности ; фактическое отсутствие гражданина, зарегистрированного по месту жительства в ветхом жилье и владеющего правом собственности или иным законным правом на него, в таком ветхом жилье на дату утверждения списка граждан, подлежащих переселению.

Предусмотренный настоящим пунктом перечень оснований, является исчерпывающим.

Приведенная правовая норма вступила в силу после с <Дата>.

    В соответствии со ст.4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

    Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, преобразование отношений в той или иной сфере жизнедеятельности не может осуществляться вопреки нашедшему отражение в статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации общему (основному) принципу действия закона во времени, который имеет целью обеспечение правовой определенности и стабильности законодательного регулирования в России как правовом государстве (статья 1, часть 1, Конституции Российской Федерации) и означает, что действие закона распространяется на отношения, права и обязанности, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, возникшие до введения соответствующих норм в действие, то есть придать закону обратную силу (ретроактивность), либо, напротив, допустить в определенных случаях возможность применения утративших силу норм (ультраактивность).

    При этом осуществляемое законодателем правовое регулирование - в силу конституционных принципов правового государства, верховенства закона и юридического равенства - должно отвечать требованиям определенности, ясности и непротиворечивости, а механизм его действия должен быть понятен субъектам соответствующих правоотношений из содержания конкретного нормативного положения или системы находящихся в очевидной взаимосвязи нормативных положений, поскольку конституционное равноправие может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования правовой нормы всеми правоприменителями (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 27 ноября 2008 г. N 11-П, от 27 июня 2013 г. N 15-П, от 23 декабря 2013 г. N 29-П, от 22 апреля 2014 г. N 12-П и др.).

    Таким образом, общим принципом действия норм гражданского и жилищного права во времени законодателем определен принцип прямого действия во времени. Реализация данного принципа действия нормативного акта во времени, в том числе предполагает, что все случаи ретроактивности (обратной силы) и ультраактивности (переживания) должны быть прямо перечислены в тексте нормативного акта, содержащего нормы жилищного права.

    Как усматривается из материалов дела, право собственности на спорное жилое помещение у истца возникло до введения в действие изменений в п.8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, при этом указанная правовая норма не содержит положений о распространении нового правового регулирования на отношения, возникшие до ее введения, в связи с чем указанная правовая норма, как не имеющая обратной силы, не может применяться к настоящему спору.

В силу ст.56 ГПК каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, принимая во внимание отсутствие в собственности истцов иного жилого помещения, что было установлено из поступивших ответов регистрирующих органов, учитывая, что у суда отсутствуют основания для вывода о злоупотреблении правом со стороны истца, суд считает, что представленных доказательств достаточно для вывода об обоснованности заявленных требований.

Поскольку, формирование, уточнение списков, установление очередности предоставления социальных выплат является исключительным правом органа местного самоуправления, в соответствии с п. 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 года № 428 – Администрации Партизанского городского округа - ответчика по данному делу, суд приходит к выводу, что исковые требования истца к администрации Партизанского городского округа о включении в список граждан на приобретение жилья взамен сносимого, ставшего ветхим в результате ведения горных работ подлежат удовлетворению.

При таких обстоятельствах, исковые требования Шевченко Т.Д. о возложении обязанности на администрацию Партизанского городского округа Приморского края включить истца в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ ликвидированной организации угольной промышленности, подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Шевченко Т. Д. - удовлетворить.

Обязать администрацию Партизанского городского округа <адрес> включить Шевченко Т. Д. в Список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

    Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Партизанский городской суд Приморского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                    Н.А. Бестфатор

2-962/2022 ~ М-730/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Шевченко Татьяна Дмитриевна
Ответчики
администрация Партизанского округа
Другие
Министерство энергетики РФ
Суд
Партизанский городской суд Приморского края
Судья
Бестфатор Наталья Анатольевна
Дело на сайте суда
partizansky--prm.sudrf.ru
27.06.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.06.2022Передача материалов судье
27.06.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.07.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
01.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.07.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
25.07.2022Предварительное судебное заседание
25.07.2022Судебное заседание
25.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.09.2022Дело оформлено
24.07.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее