56RS0041-01-2021-000276-46
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 апреля 2021 года с. Тоцкое
Тоцкий районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Евсеевой О.В.,
при секретаре Фроловой Н.А.,
с участием истца Протасова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Протасова А. П., Протасовой Н. В., Протасова А. А.овича к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту военного имущества Министерства обороны Российской Федерации, федеральному государственному казенному учреждению «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, прекращении права собственности и права оперативного управления на жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Протасов А.П., Протасова Н.В., Протасов А.А. обратились в суд с указанным иском к ответчикам. В обоснование заявленных требований указали, что на основании ордера (номер обезличен) от (дата обезличена) у истцов возникло право на вселение в жилое помещение, расположенное по адресу: (адрес обезличен), и пользования им. Данная квартира относится к государственному жилищному фонду и была предоставлено им в постоянное бессрочное пользование. Вышеуказанная квартира не относится к числу служебных, в реестре муниципального имущества Тоцкого района не значится.
Поскольку данное жилое помещение не относится к специализированному жилищному фонду (служебному жилью), было предоставлено в постоянное бессрочное пользование, они (истцы) имеют право приобрести данное жилое помещение в собственность в порядке приватизации. Ранее никогда не участвовали в приватизации жилых помещений.
Желая реализовать свое право на получение данного жилого помещения в собственность, обращались с соответствующим заявлением к ответчику. Ответом ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации от (дата обезличена) рекомендовано обратиться в суд в порядке гражданского судопроизводства.
В настоящее время стало известно, что спорное жилое помещение поставлено на кадастровый учет (дата обезличена), зарегистрировано право собственности за Российской Федерацией и право оперативного управления за ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» МО РФ.
Регистрация права собственности и права оперативного управления за другими лицами препятствует им в регистрации права собственности за ними (истцами) объекта недвижимости, в связи с чем вынуждены обратиться в суд.
С учетом уточнения исковых требований просили суд признать за Протасовым А.П., Протасовой Н.В., Протасовым А.А. право собственности в порядке приватизации в равных долях за каждым на жилое помещение, расположенное по адресу: (адрес обезличен), аннулировать (погасить) в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о регистрации права собственности за Российской Федерацией и право оперативного управления ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации на жилое помещение, расположенное по адресу: (адрес обезличен).
Определением суда от 22.03.2021 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФГАУ «Росжилкомплекс» Министерства обороны Российской Федерации, Управление Росреестра по Оренбургской области.
Определением суда от 14.04.2021 года (протокольным) к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФГАУ «Росжилкомплекс» Министерства обороны Российской Федерации.
Истец Протасов А.А. в судебном заседании исковые требования поддержал с учетом уточнения, просил удовлетворить по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Истцы Протасов А.П., Протасова Н.В. в судебное заседание не явились, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, на исковых требованиях настаивали, просили удовлетворить.
Представители ответчиков Министерства обороны Российской Федерации, Департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, ФГАУ «Росжилкомплекс» Министерства обороны Российской Федерации, представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
От представителя ответчика Министерства обороны Российской Федерации Петренко В.В., действующего на основании доверенности от (дата обезличена), поступили возражения, в которых просил в удовлетворении требований отказать, дело рассмотреть в отсутствие представителя.
От ответчика ФГАУ «Росжилкомплекс» Министерства обороны Российской Федерации поступило заявление о рассмотрении дела без участия представителя, просят вынести решение в соответствии с действующим законодательством на усмотрение суда.
От третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации с 01.09.2020 года переименован в Департамент военного имущества Министерства обороны Российской Федерации.
От Департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации поступило письмо от 07.04.2021 года, в котором указано, что Департамент является структурным подразделением Министерства обороны Российской Федерации, не является юридическим лицом и не обладает процессуальной правоспособностью, просят исключить Департамент из числа лиц, участвующих в деле в качестве ответчика.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд, заслушав истца Протасова А.А., исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьёй 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности. Устанавливая право гражданина на жилище, государство в статье 40 части 3 Конституции Российской Федерации предусмотрело предоставление жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов.
В силу статьи 11 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз.
В соответствии со статьёй 2 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В соответствии со статьёй 6 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Согласно статье 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Статья 7 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» устанавливает, что передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.
В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии со статьёй 8 Закона РФ от 4 июля 1991 года № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений они вправе обратиться в суд, т.е. если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.
В соответствии со статьёй 4 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
(дата обезличена) Распоряжением Правительства Российской Федерации (номер обезличен)-р (адрес обезличен) исключено из перечня закрытых военных городков.
Из материалов дела следует, на основании ордера (номер обезличен) от (дата обезличена) истцу Протасову А.П. на состав семьи из 4-х человек, в том числе Протасову Н.В., сына Протасова А., (дата обезличена), и дочь (данные о личности обезличены) (дата обезличена), предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: (адрес обезличен), что также следует из архивной справки от (дата обезличена) (номер обезличен), представленной по запросу суда филиалом Центрального архива Центрального военного округа (адрес обезличен).
На дату обращения в суд в спорном жилом помещении зарегистрированы и проживают истцы Протасов А.П., Протасова Н.В., Протасов А.А., что подтверждается выписками из лицевого счета и домовой книги ООО УК «Идеальный дом» от (дата обезличена).
Согласно сообщению архивного отдела администрации (адрес обезличен) (номер обезличен) от (дата обезличена), в архивных фондах «<данные изъяты> райисполком» и «(адрес обезличен)» в решениях исполнительного комитета и распоряжениях главы администрации за 1980-2005 годы сведений по квартире, расположенной по адресу: (адрес обезличен) о включении в число служебных не имеется. Распоряжения главы района об изменении статуса жилых помещений (адрес обезличен) с июля 2005 года не издавались.
Факт того, что спорное жилое помещение не отнесено к числу служебных, также подтверждается ответом Филиала «Центральный» Территориальный отдел «Оренбргский» ФГАУ «Росжилкомплекс» Министерства обороны Российской Федерации от (дата обезличена), представленным по запросу суда, согласно которому жилое помещение по адресу: (адрес обезличен), является жилым фондом, закрепленным за Министерством обороны Российской Федерации, которое с (дата обезличена) по настоящее время в число служебных жилых помещений не включено.
Более того, в материалы дела представлен ответ ФГКУ«Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (номер обезличен) от (дата обезличена) на обращение Протасова А.П., в котором указывают на возможность признания права собственности на спорное жилое помещение в рамках гражданского судопроизводства.
Как следует из ответа ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ от (дата обезличена), Протасову А.П. на состав семьи 4 человека (супругу Протасову Н.В., сына Протасова А.А., (дата обезличена), дочь (данные о личности обезличены), (дата обезличена) на основании ордера (номер обезличен) от (дата обезличена) предоставлено жилое помещение по адресу: (адрес обезличен). По состоянию на (дата обезличена) жилое помещение по указанному адресу закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации. Информацией об отнесении указанного жилого помещения к специализированному жилому фонду Минобороны России не располагают.
Истцы ранее в приватизации жилья участия не принимали, что подтверждается справками ГБУ «(адрес обезличен)» от (дата обезличена), а также выпиской из ЕГРН от (дата обезличена) и уведомлениями об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений от (дата обезличена).
Таким образом, истцы фактически не могут воспользоваться своим правом на приватизацию, предоставленным Законом РФ от 04.07.1991 года № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», при отсутствии каких-либо ограничений в приватизации жилого помещения.
Отсутствие в Министерстве обороны Российской Федерации процедуры передачи жилья в собственность не может нарушать права граждан на приватизацию.
Как установлено в судебном заседании, истцы на законных основаниях вселены в спорное жилое помещение, проживают, осуществляют права и обязанности нанимателя и его членов на условиях договора социального найма. В настоящий момент зарегистрированы и проживают в спорной квартире по указанному адресу.
Право на приобретение жилого помещения в собственность бесплатно предполагает создание гражданам равных правовых условий для его реализации. Поскольку в настоящее время порядок передачи Минобороны России жилых помещений, находящихся в его ведении, бесплатно в собственность гражданам (приватизации) не определен, и истцы лишены возможности реализовать данное право во внесудебном порядке, их требования о признании права собственности на жилое помещение являются законными, обоснованными.
Таким образом, проанализировав указанные нормы закона, исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истцов о признании права собственности на спорное жилое помещение в порядке приватизации.
Как следует из выписки из ЕГРН от (дата обезличена), регистрационные действия по государственной регистрации права собственности за Российской Федерацией и права оперативного управления за ФГКУ«Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации на спорную квартиру произведены (дата обезличена) и (дата обезличена), соответственно.
Поскольку суд пришел к выводу об удовлетворении требований истцов о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, право государственной собственности и право оперативного управления в отношении спорного жилого помещения подлежат прекращению, а соответствующие записи в ЕГРН о регистрации права собственности и права оперативного управления подлежат аннулированию.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковые требования Протасова А. П., Протасовой Н. В., Протасова А. А.овича удовлетворить.
Признать за Протасовым А. П., Протасовой Н. В., Протасовым А. А. право общей долевой собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: (адрес обезличен), по 1/3 доли за каждым.
Прекратить право собственности Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации и право оперативного управления федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации на квартиру, расположенную по адресу: (адрес обезличен), аннулировав (погасив) в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о регистрации собственности Российской Федерации (номер обезличен) от (дата обезличена) и запись о регистрации права оперативного управления федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации (номер обезличен) от (дата обезличена).
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Тоцкий районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 06 мая 2021 года.
Судья О.В. Евсеева