Судья: Макогон Л.А. гр. дело № 33 – 6148/2021
(номер дела суда первой инстанции 2 – 1783/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(резолютивная часть)
01 июня 2021 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда, в составе:
председательствующего –Хаировой А.Х.
судей – Чирковой И.Н., Ивановой Е.Н.
при секретаре - Саблиной М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Петрова Ю.Г. на решение Куйбышевского районного суда г. Самары от 22 декабря 2020 года,
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Куйбышевского районного суда г. Самары от 22 декабря 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Петрова Ю.Г. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение трех месяцев.
Председательствующий:
Судьи:
Судья: Макогон Л.А. гр. дело № 33 – 6148/2021
(номер дела суда первой инстанции 2 – 1783/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
01 июня 2021 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда, в составе:
председательствующего –Хаировой А.Х.
судей – Чирковой И.Н., Ивановой Е.Н.
при секретаре - Саблиной М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Петрова Ю.Г. на решение Куйбышевского районного суда г. Самары от 22 декабря 2020 года, которым постановлено:
«Исковые требования Петрова Ю.Г. оставить без удовлетворения».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда – Чирковой И.Н., судебная коллегия,
у с т а н о в и л а:
Истец Петров Ю.Г. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Куйбышевском районе г.о. Самара (межрайонное) (далее - ГУ - УПФ РФ в Куйбышевском районе г. Самары (межрайонное)) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В обоснование требования указал, что с ДД.ММ.ГГГГ работал и продолжает работать в должностях врачебного персонала в организациях здравоохранения по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья.
ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением в ГУ - УПФ РФ в Куйбышевском районе г. Самары (межрайонное) с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением УПФ от ДД.ММ.ГГГГ № в назначении досрочной страховой пенсии ему отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа.
При этом в специальный стаж не включены периоды его работы в ООО «<данные изъяты>», с чем он не согласен, поскольку в период работы в данной организации он осуществлял в течение полного рабочего дня лечебную деятельность по охране здоровья населения. Данная организация являлась медицинской и оказывала медицинские услуги населению, осуществляла деятельность на основании лицензии, то есть является учреждением здравоохранения.
Периоды его работы в должности врача-интерна по анестезиологии и стационара приняты в подсчет в календарном порядке, а не в льготном, с чем истец также не согласен, поскольку выполнял обязанности врача-анестезиолога-реаниматолога отделения анестезиологии-реанимации, работа в указанной должности засчитывается в специальный стаж как год и год шесть месяцев.
По подсчетам истца его страховой стаж на дату обращения в УПФ составляет более 30 лет.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил признать за ним право на назначение досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ, обязать ГУ УПФ РФ в Куйбышевском районе г. Самары (межрайонное) включить в его специальный стаж работы в календарном порядке периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работы в должности врача-рефлексотерапевта в ООО «<данные изъяты>», применить льготный порядок исчисления периодов один год работы за один год шесть месяцев с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа в должности врача-интерна по анестезиологии в <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работа в должности врача-интерна стационара в <данные изъяты>. Обязать ГУ УПФ РФ в Куйбышевском районе г. Самары (межрайонное) назначить ему досрочно страховую пенсию по старости со дня обращения в УПФ, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Судом принято вышеуказанное решение, с которым истец не согласен, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы – Петрова Ю.Г., судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Федеральный закон от 28.12.2013г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" определяя основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на страховые пенсии, и закрепляя в качестве условий назначения страховой пенсии по старости, в том числе, достижение возраста 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (статья 8), вместе с тем предусматривает право граждан отдельных категорий на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 30 данного закона, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Судом установлено, что Петров Ю.Г. ДД.ММ.ГГГГ обратился в ГУ УПФ РФ в Куйбышевском районе г. Самары (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении ему страховой пенсии по старости на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с осуществлением им лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Решением ГУ УПФ РФ в Куйбышевском районе г. Самары (межрайонное) № от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной страховой пенсии Петрову Ю.Г. отказано в связи с отсутствием 30-летнего медицинского стажа в учреждениях здравоохранения, засчитав в специальный стаж 19 лет 20 дней.
Пенсионный орган в специальный стаж истца не включил периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-рефлексотерапевта в ООО «<данные изъяты>», так как учреждение не предусмотрено Списком № 781 от ДД.ММ.ГГГГ
Трудовой книжкой истца и справкой выданной работодателем подтверждаются периоды его работы в ООО «<данные изъяты>».
Отказывая в удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж истца указанных спорных периодов работы в ООО «<данные изъяты>», суд первой инстанции исходил из того, что такой вид организации как общество с ограниченной ответственностью, осуществляющее медицинскую деятельность, не поименован в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 781, по своей организационно-правовой форме общество с ограниченной ответственностью не относится к учреждению здравоохранения, в связи с чем с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", спорный период работы истца не подлежит включению в указанный стаж.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяется в том числе Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список), утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
Вместе с тем, из Списка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, усматривается, что в разделе "Наименование учреждений" такое наименование учреждения, как общество с ограниченной ответственностью, осуществляющее медицинскую деятельность, не предусмотрено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.09.2014 г.) учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Согласно пункту 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01.09.2014 г.) учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
В соответствии с пунктом 4 статьи 66 Гражданского кодекса Российской Федерации хозяйственные общества могут создаваться в организационно-правовой форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью.
Статьей 87 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обществом с ограниченной ответственностью признается хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей.
Исходя из приведенных положений Гражданского кодекса Российской Федерации общество с ограниченной ответственностью и учреждение имеют разную юридическую природу и создаются для осуществления различных целей.
Пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения (абзац второй пункта 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30).
Исходя из приведенного выше правового регулирования отношений, связанных с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, общество с ограниченной ответственностью не может быть отнесено к учреждениям здравоохранения, поименованным в разделе "Наименование учреждений" Списка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
ООО «<данные изъяты>» по своей организационно-правовой форме является коммерческой организацией, созданной для извлечения прибыли, и не может быть отнесено к учреждениям здравоохранения, поименованным в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка N 781, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Таким образом, исходя из толкования вышеизложенных норм права и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению судебная коллегия приходит к выводу, что периоды работы истца в должности врача-рефлексотерапевта в ООО «<данные изъяты>» обоснованно не включены судом первой инстанции в специальный стаж истца.
Доводы истца в жалобе о том, что он в оспариваемый период работал именно в медицинском учреждении, оказывающим медицинские услуги, что подтверждается лицензиями, судебная коллегия находит неубедительными. Медицинская деятельность законом отнесена к видам деятельности, которые подлежат лицензированию (пункт 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99 "О лицензировании отдельных видов деятельности"), вследствие чего наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности само по себе не свидетельствует о тождественности занимаемых истцом в ООО «<данные изъяты>» должности в учреждениях здравоохранения.
Кроме того, как верно указал суд первой инстанции, согласно данным индивидуального персонифицированного учета не подтверждается льготный характер работы Петрова Ю.Г. в спорный период.
Судебная коллегия отмечает, что термин "учреждение здравоохранения" не должен трактоваться расширительно и применяться ко всем субъектам здравоохранения, в том числе к коммерческим организациям здравоохранения, целью деятельности которых является лечебная и иная работа по охране здоровья населения.
Согласно решению № от ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж истца в календарном исчислении включены периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-интерна по анестезиологии в <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-интерна стационара в <данные изъяты>.
Разрешая требования истца о применении льготного порядка исчисления к периодам работы в должности врача-интерна и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств того, что в оспариваемые периоды он фактически выполнял обязанности врача-анестезиолога-реаниматолога в учреждении.
Судебная коллегия находит данные выводы суда обоснованными.
На основании пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы, в частности, лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по Перечню согласно Приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и шесть месяцев (подпункт "б" пункта 5 Правил).
Приложением к названным правилам является Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев.
В данном Перечне в числе наименований структурных подразделений указаны отделения анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии учреждений, а в числе наименований должностей - должности врачей анестезиологов-реаниматологов (врачей анестезиологов-реаниматоров).
Такое же исчисление специального стажа предусматривалось для врачей анестезиологов-реаниматологов отделений анестезиологии-реанимации, отделений реанимации и интенсивной терапии Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 N 1066 (пункт 3).
В Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 15 октября 1999 года N 377, должность врача-интерна прямо не отнесена к числу врачей-специалистов, а поименована среди должностей врачей, специалистов с высшим медицинским образованием.
Согласно п. 3.3 Положения об оплате труда работников здравоохранения РФ, утвержденного приказом Минздрава РФ от 15 октября 1999 года N 377, к врачебному персоналу лечебно-профилактических учреждений отнесены: врачи-интерны, врачи-стажеры, врачи-специалисты (общей практики, хирурги всех наименований, анестезиологии, урологи и др.), старшие врачи, педиатры.
Тарифно-квалификационными характеристиками по должностям работников здравоохранения РФ, утвержденными постановлением Минтруда РФ от 27 августа 1997 года N 43, предусмотрен раздел 2.1 "Специалисты с высшим медицинским и фармацевтическим образованием", где предусмотрен врач-интерн, который осуществляет функции врача под руководством врача-специалиста, отвечая наравне с ним за свои действия.
Согласно п. 16 Положения об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных, педиатрических и стоматологических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов, утвержденного приказом Министерства здравоохранения СССР от 20 января 1982 года N 44, во время прохождения интернатуры при осуществлении функции врача молодые специалисты обладают правами и несут ответственность за свои действия наравне с врачами, работающими на самостоятельной работе. В период прохождения истцом интернатуры действовало именно данное Положение.
В соответствии с пунктами 1, 8, 9, 14, 16 названного Положения во время прохождения интернатуры при осуществлении функции врача молодые специалисты обладают правами и несут ответственность за свои действия наравне с врачами, работающими на самостоятельной основе. На врачей-интернов полностью распространяются правила внутреннего трудового распорядка, права и льготы, установленные для медицинских работников данного учреждения. В отношении продолжительности рабочего дня к интернам применяются правила, установленные действующим законодательством для врачей соответствующей специальности.
Согласно приказу Минздрава СССР от 16 августа 1972 года N 669 "Об утверждении Инструкции о порядке выплаты заработной платы врачам, проходящим одногодичную специализацию (интернатуру)" врачам, проходящим интернатуру, выплачивается заработная плата в течение всего периода прохождения специализации, учитывая очередной отпуск, в размере, предусмотренном действующим законодательством по той должности, на которую зачислен врач в учреждении здравоохранения на штатную должность для прохождения интернатуры.
Из системного толкования действующего законодательства следует, что период прохождения интернатуры отдельными категориями врачей-специалистов, в том числе врачами-анестезиологами-реаниматологами, может быть засчитан им в льготном исчислении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии документального подтверждения выполнения врачом-интерном функциональных обязанностей по должности врача-специалиста. Однако таких доказательств стороной истца в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного суд пришел к верному выводу о том, что период прохождения истцом интернатуры не подлежит включению в его специальный стаж в льготном исчислении.
Учитывая, что документально подтвержденный специальный стаж Петрова Ю.Г. на момент обращения в УПФ за назначением досрочной страховой пенсии составил 19 лет 20 дней, что не дает ему права на досрочное пенсионное обеспечение на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении также требований истца о признании за ним право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и назначении такой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, иное толкование норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Куйбышевского районного суда г. Самары от 22 декабря 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Петрова Ю.Г. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение трех месяцев.
Председательствующий:
Судьи: