Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-180/2020 от 23.03.2020

Дело № 12-180/2020

Р Е Ш Е Н И Е

28 мая 2020 года                          г. Бийск

Судья Бийского городского суда Алтайского края Курносова А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе защитника АО «Сетевая компания Алтайкрайэнерго» Кузнецовой МВ на постановление начальника Бийского территориального отдела Государственной инспекции труда в Алтайском крае Карповой СЮ от 12 марта 2020 года № 22/7-358-20-ОБ/12-1226-И/359/1/5, которым

акционерное общество «Сетевая компания Алтайкрайэнерго», находящееся по адресу: Алтайский край, г. Барнаул, ул. Воровского, 163, ОГРН 1102224005718, ИНН 2224143922, КПП 222401001,

признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 110000 руб.,

У С Т А Н О В И Л:

Согласно протоколу об административном правонарушении № 22/7-358-20-ОБ/12-1226-И/359/5 от 10 марта 2020 года, составленного начальником Бийского территориального отдела Государственной инспекции труда в Алтайском крае Карповой С.Ю., 04 марта 2020 года АО «Сетевая компания Алтайкрайэнерго» в лице филиала «Бийские межрайонные электрические сети» по адресу: Алтайский край, г. Бийск, пер. Телеграфный, 65, в нарушение ст.ст. 22, 211, 212, 213 Трудового кодекса Российской Федерации, работники предприятия были допущены к работе без прохождения обязательных предварительных психиатрических освидетельствований и медицинских осмотров. Тем самым юридическое лицо совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По делу вынесено вышеуказанное постановление, не согласившись с которым защитник АО «Сетевая компания Алтайкрайэнерго» Кузнецова М.В. обратилась в суд с жалобой, в которой просит отменить постановление и прекратить производство по делу, указывая, что должностным лицом административного органа допущены нарушения норм материального и процессуального права.

Законный представитель АО «Сетевая компания Алтайкрайэнерго» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. С учетом требований ч. 3 ст. 25.4, п. 4 ч. 1 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие законного представителя.

В судебном заседании защитник Кузнецова М.В. поддержала требования жалобы на доводах и по основаниям указанным в ней, дала аналогичные пояснения.

Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении,- начальник Бийского территориального отдела Государственной инспекции труда в Алтайском крае Карпова С.Ю., в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом. Считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие должностного лица.

Согласно ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела в полном объеме, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 названного Кодекса о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.

По смыслу положений ст.ст. 28.2, 25.1, 25.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, его законного представителя.

При этом лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также его законному представителю должна быть предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, знакомиться с протоколом об административном правонарушении, давать объяснения по существу вменяемого административного правонарушения, возражать относительно его существа и обстоятельств.

Согласно ч. 4.1 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Из содержания протокола об административном правонарушении от 10 марта 2020 года № 22/7-358-20-ОБ/12-1226-И/359/5 следует, что он был составлен без участия законного представителя АО «Сетевая компания Алтайкрайэнерго». При составлении протокола об административном правонарушении присутствовал защитник Кузнецова М.В., которой вручена копия указанного процессуального документа.

В силу положений ч.ч. 1 и 2 ст. 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, осуществляют его законные представители, к которым относятся его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.

Согласно ч. 3 ст. 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Содержание приведенных норм свидетельствует о необходимости надлежащего извещения о рассмотрении дела об административном правонарушении законного представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности.

Указанные процессуальные требования при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении АО «Сетевая компания Алтайкрайэнерго» были должностным лицом нарушены, что свидетельствует о нарушении принципа обеспечения законности при рассмотрении дела об административном правонарушении и нарушении права на защиту лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.Нарушение выразились в том, что законному представителю юридического лица до рассмотрения дела об административном правонарушении не была вручена или направлена копия протокола об административном правонарушении.

Само по себе присутствие защитника при составлении протокола об административном правонарушении не освобождает административный орган от обязанности вручения или направления копии протокола лицу, в отношении которого он составлен.

Между тем, названные требования закона начальником Бийского территориального отдела Государственной инспекции труда в Алтайском крае Карповой С.Ю. при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО «Сетевая компания Алтайкрайэнерго» не были приняты во внимание.

Кроме того, согласно уведомлению о явке для составления протокола об административном правонарушении от 04 марта 2020 года, АО «Сетевая компания Алтайкрайэнерго» (филиал «Бийские межрайонные электрические сети») надлежало явиться 10 марта 2020 года к 11 час. 00 мин.

При рассмотрении жалобы установлено, что этим же уведомлением юридическое лицо приглашалась на 10 марта 2020 года к 11 час. 00 мин. для составления в отношении него протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ч.ч. 1, 4 ст. 5.27, ч.ч. 1, 2, 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть по другим делам об административных правонарушениях, возбужденным в отношении АО «Сетевая компания Алтайкрайэнерго».

Из сказанного следует, что АО «Сетевая компания Алтайкрайэнерго» извещалось о составлении пяти протоколов об административном правонарушении по разным делам об административных правонарушениях на одно и то же время, на одну и ту же дату, что является недопустимым.

Также при рассмотрении дела установлено, что согласно определению о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 10 марта 2020 года, АО «Сетевая компания Алтайкрайэнерго» (филиал «Бийские межрайонные электрические сети») надлежало явиться 12 марта 2020 года к 11 час. 00 мин.

Этим же определением юридическое лицо приглашалась на 12 марта 2020 года к 11 час. 00 мин. для рассмотрения в отношении него протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ч.ч. 1, 4 ст. 5.27, ч.ч. 1, 2, 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть по другим делам об административных правонарушениях, возбужденным в отношении АО «Сетевая компания Алтайкрайэнерго».

Из сказанного следует, что АО «Сетевая компания Алтайкрайэнерго» извещалось о рассмотрении пяти протоколов об административном правонарушении по разным делам об административных правонарушениях на одно и то же время, на одну и ту же дату, что является недопустимым.

Изложенные обстоятельства не позволяют достоверно определить, на какое точно время было извещено юридическое лицо о составлении протокола об административном правонарушении и его рассмотрении по настоящему делу.

С учетом изложенного прихожу к выводу, что АО «Сетевая компания Алтайкрайэнерго», в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не было надлежащим образом уведомлено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, а также о рассмотрении дела об административном правонарушении.

Согласно ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении, а также жалобы на постановление по такому делу выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Вместе с тем, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, обратившиеся в Государственную инспекцию труда в Алтайском крае за зашитой своего нарушенного права, не были привлечены по делу в качестве потерпевших. При рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении АО «Сетевая компания Алтайкрайэнерго» указанные работники, которые, будучи потерпевшими, не извещались о месте и времени составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела должностным лицом, что противоречит требованиям ч. 3 ст. 25.2, ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Указанные требования закона должностным лицом Государственной инспекции труда в Алтайском крае при рассмотрении данного дела выполнены не были. В материалах дела отсутствуют сведения о привлечении и надлежащем извещении потерпевших о времени и месте рассмотрения дела. Более того, в обжалуемом постановлении отсутствует обоснование рассмотрения дела в отсутствие потерпевших.

В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 25.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом.

В соответствии с пунктом 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», исходя из части 3 статьи 25.2 КоАП РФ право потерпевшего на участие в деле об административном правонарушении должно быть обеспечено независимо от того, является ли наступление последствий признаком состава административного правонарушения.

В данном случае порядок привлечения АО «Сетевая компания Алтайкрайэнерго» к административной ответственности был нарушен. Ненадлежащее извещение о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевших, а доказательства иного в материалах дела отсутствуют, повлекло за собой существенное нарушение норм действующего процессуального права, права юридического лица на защиту, гарантированные ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ст. 51 Конституции Российской Федерации, и прав потерпевших на участие в рассмотрении дела об административном правонарушении, на дачу объяснений, на обжалование актов, принятых по данному делу.

П. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.

Принимая во внимание вышеизложенное, нахожу постановление начальника отдела Государственной инспекции труда в Алтайском крае Карповой С.Ю. от 12 марта 2020 года № 22/7-358-20-ОБ/12-1226-И/359/1/5 подлежащим отмене в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дело- возвращению на новое рассмотрение, поскольку срок привлечения к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в силу ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек.

При новом рассмотрении дела необходимо установить юридически значимые обстоятельства по делу, соблюсти установленный законом порядок привлечения лица к административной ответственности и принять законное и обоснованное решение по делу в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении субъекта административного правонарушения.

Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л:

постановление начальника отдела Государственной инспекции труда в Алтайском крае Карповой СЮ от 12 марта 2020 года № 22/7-358-20-ОБ/12-1226-И/359/1/5 о привлечении акционерного общества «Сетевая компания Алтайкрайэнерго» к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, дело направить должностному лицу Государственной инспекции труда в Алтайском крае на новое рассмотрение.

На решение может быть подана жалоба в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения в Алтайский краевой суд через Бийский городской суд Алтайского края.

Судья А.Н. Курносова

12-180/2020

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с возвращением на новое рассмотрение
Ответчики
АО "СК Алтайкрайэнерго"
Другие
Кузнецова Мария Владимировна
Суд
Бийский городской суд Алтайского края
Судья
Курносова Анна Николаевна
Статьи

ст. 5.27.1 ч.3 КоАП РФ

Дело на странице суда
biyskygor--alt.sudrf.ru
23.03.2020Материалы переданы в производство судье
24.03.2020Истребованы материалы
06.05.2020Поступили истребованные материалы
28.05.2020Судебное заседание
01.06.2020Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
08.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.06.2020Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
19.06.2020Вступило в законную силу
22.06.2020Дело оформлено
11.08.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее