РЕШЕНИЕ
Именем Российской ФедерацииОктябрьский районный суд города Архангельска
в составе председательствующего судьи Белякова В.Б.
при секретаре Кравец Т.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по искуДокучаева Я. А. к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области», Федеральной службе исполнения наказаний России о взыскании денежной компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л :
Истец обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» /далее СИЗО/ о взыскании денежной компенсации морального вреда в сумме 300000 рублей.
В обоснование иска указывает, что в результате незаконных действий (бездействия) сотрудников СИЗО он длительное время находился в фактическом контакте с <данные изъяты> который страдает <данные изъяты> заболеванием и представляет опасность для окружающих, что создало реальную угрозу его жизни и здоровью. Указывает, что в связи с незаконными действиями (бездействием) сотрудников СИЗО он испытал существенные нравственные страдания, переживания.
По определению суда, к участию в рассмотрении дела в качестве соответчика была привлечена Федеральная служба исполнения наказаний России /далее ФСИН/, а в качестве третьих лиц были привлечены Федеральное казенное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть № 29 Федеральной службы исполнения наказаний» /далее МСЧ/, Министерство финансов РФ /далее МФ РФ/, Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области /далее УФСИН/.
Истец о дате, времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, находится в местах лишения свободы.
Представитель ответчика – СИЗО Верещагина О.А. в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласилась, полагает, что они не основаны на законе, представила по делу письменные возражения.
Представитель ответчика – ФСИН и третьего лица УФСИН Виноградова Е.В. в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями также не согласилась, полагает, что они не основаны на законе, представила по делу письменные возражения.
Представитель третьего лица – МСЧ Мальцева Н.В. в судебном заседании с иском не согласилась, представила по делу письменные возражения.
Представитель третьего лица – МФ РФ о дате, времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, в суд не явился.
Выслушав участвующих в деле лиц, допросив специалиста, исследовав и оценив представленные доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований истца.
На основании ст. 1064 ч.1 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред, законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Согласно статье 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Статьей 1069 ГК РФ установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Указанное означает, что истец может претендовать на возмещение вреда при условии доказанности незаконных действий (бездействия) сотрудников, осуществляющих административно-властные полномочия и иные полномочия от имени государства. Под незаконными действиями (бездействием) следует понимать деяния, противоречащие закону и иным правовым актам.
Статья 151 ГК РФ предусматривает, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В соответствии с частью 2 статьи 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Из заключения комиссии <данные изъяты> экспертов от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес> следует, что <данные изъяты> страдает <данные изъяты> и представляет особую опасность для себя и других лиц, требует постоянного и интенсивного наблюдения и нуждается в принудительном лечении в медицинской организации, <данные изъяты> в стационарных условиях специализированного типа с интенсивным наблюдением до выхода из болезненного состояния.
Установлено также, что Докучаев Я.А. и <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ содержались в камере № 25 СИЗО.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ (с последующими дополнениями и изменениями) "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (далее - подозреваемые и обвиняемые).
Согласно ст. 15 данного Закона в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
В соответствии с п.п. 16-19 п. 126 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста РФ от 14.10.2005 № 189 (далее Правила), при поступлении в СИЗО подозреваемые и обвиняемые проходят первичный медицинский осмотр и санитарную обработку. Первичный медицинский осмотр, а также необходимое обследование осуществляет дежурный врач (фельдшер) СИЗО в целях выявления больных, требующих изоляции и (или) оказания неотложной медицинской помощи. Результаты осмотра, проведенных лечебно-диагностических мероприятий вносятся в медицинскую амбулаторную карту (п. 16). Больные инфекционными заболеваниями или нуждающиеся в особом медицинском уходе и наблюдении размещаются отдельно от других подозреваемых и обвиняемых. При выявлении у лиц, поступивших в СИЗО, инфекционных или паразитарных заболевани им безотлагательно проводится комплекс противоэпидемических и лечебно-профилактических мероприятий в установленном порядке (п. 19 Правил).
Как следует из п. 126 Правил, для организации медицинской помощи подозреваемым и обвиняемым в СИЗО организуется медицинская часть.Подозреваемые и обвиняемые при поступлении в СИЗО проходят в трехдневный срок обязательный медицинский осмотр, который проводит врач-терапевт (врач общей практики), в необходимых случаях по медицинским показаниям они осматриваются другими специалистами. В этот же период им проводится рентгенологическое (флюорографическое) и лабораторное обследование. Результаты медицинского осмотра фиксируются в медицинской амбулаторной карте подозреваемого или обвиняемого.
Подозреваемые и обвиняемые обращаются за медицинской помощью к медицинскому работнику СИЗО во время ежедневного обхода их камер, а в случае острого заболевания - к любому сотруднику СИЗО. Сотрудник, к которому обратился подозреваемый или обвиняемый, обязан принять меры для оказания ему медицинской помощи (п. 127 Правил).
В соответствии со ст. 129 Правил для оказания подозреваемым или обвиняемым срочной или специализированной медицинской помощи, которая не может быть оказана в СИЗО, эти лица помещаются для стационарного лечения в лечебно-профилактические учреждения уголовно-исполнительной системы.
На основании п. 23 Порядка организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, утвержденного приказом Министерства юстиции РФ от 28.12.2017 № 285,лица, заключенные под стражу, или осужденные, прибывшие в СИЗО, в том числе следующие транзитом, при поступлении осматриваются медицинским работником с целью выявления лиц, представляющих эпидемическую опасность для окружающих или нуждающихся в медицинской помощи, с обязательным проведением телесного осмотра, термометрии, антропометрии.
Данные об осмотренных лицах и наличии выявленных у них заболеваний (повреждений) фиксируются в журнале регистрации осмотров медицинским работником лиц, доставленных в СИЗО.
Лица, доставленные в СИЗО,у которых имеются признаки <данные изъяты>, в том числе склонность <данные изъяты>, размещаются по камерам СИЗО с учетом рекомендаций врача-<данные изъяты>
В материалы дела не представлено каких-либо доказательств нарушений вышеуказанных требований.
Из материалов дела следует, что <данные изъяты> прибыл в СИЗО ДД.ММ.ГГГГ, при поступлении был осмотрен медицинскими работниками, в том числе врачом-<данные изъяты>, дано заключение: этапом следовать может, нахождение в СИЗО не противопоказано. В лечении в условиях <данные изъяты> отделения филиала «Больница» МСЧ-29 не нуждается.
Установлено также, что ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> убыл в УФСИН по Республике Карелия.
Согласно материалам дела каких-либо происшествий с участием <данные изъяты> в период его нахождения в СИЗО, а также жалоб других лиц на данного осужденного не было.
Допрошенный в ходе рассмотрения дела в качестве специалиста врач <данные изъяты> пояснил, что после ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты> <данные изъяты> в <адрес>) на фоне проведенного <данные изъяты> лечения его <данные изъяты> состояние улучшилось.На момент поступления в СИЗО (ДД.ММ.ГГГГ) он не представлял какой-либо опасности для себя и окружающих лиц и мог содержаться в общей камере.
Каких-либо оснований ставить под сомнение заключение данного специалиста у суда не имеется.
В соответствии со ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту решения – ГПК РФ) каждая из сторон по делу должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений.
В силу положений ч.1 ст.55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
Истцом в материалы дела не представлены какие – либо доказательства, подтверждающие факты нарушения условий его содержания в СИЗО.
Решение суда не может быть основано на предположениях.
Кроме того, суд считает необходимым отметить, что применительно к рассматриваемым правоотношениям возможность возмещения морального вреда в соответствии с приведенными выше нормами права связывается с необходимостью представления истцом доказательств причинения вреда, а также наличием причинно – следственной связи между незаконными (виновными) действиями (бездействием) государственных органов либо должностных лиц этих органов и наступившим вредом.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о таких нарушениях условий содержания в СИЗО, в результате которых были бы нарушены личные неимущественные права истца либо принадлежащие ему нематериальные блага.
При этом законом не предусмотрена безусловная обязанность компенсации морального вреда в случае выявления любых нарушений материально – бытовых, санитарных условий содержания при отсутствии доказательств нарушения личных неимущественных прав либо принадлежащих гражданину нематериальных благ.
На основании изложенного выше суд не находит оснований для удовлетворения заявленного иска.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Исковые требования Докучаева Я. А. к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области», Федеральной службе исполнения наказаний России о взыскании денежной компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме через Октябрьский районный суд города Архангельска.
В окончательной форме решение изготовлено 07 октября 2019 года.
Председательствующий В.Б. Беляков