РЕШЕНИЕ
ИФИО1
08 июня 2022 года <адрес>
Шурышкарский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Балакиной С.В., при секретаре судебного заседания ФИО2, с участием истца - прокурора ФИО7, представителя ответчика ФИО3, ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Мужевская СОШ им. ФИО5», Управлению образования администрации муниципального образования <адрес>, администрации муниципального образования <адрес> о возложении обязанности по обеспечению транспортного обслуживания школьников,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> ЯНАО в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ответчикам о возложении обязанности по обеспечению транспортного обслуживания школьников, указав, что проведенной прокуратурой <адрес> ЯНАО проверкой соблюдения требования установленных Федеральным законом № 273-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании», были установлены нарушения, выразившиеся в отсутствии организации транспортного обслуживания обучающихся МБОУ «Мужевская СОШ им ФИО5». В ходе проверочных мероприятий установлено, что МБОУ «Мужевская СОШ им Н.В, Архангельского» расположена более чем на 1 километр до южной и северной частей <адрес>. По выявленным нарушениям ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора образовательного учреждения внесено представление, которое в настоящее время рассмотрено, но до настоящего времени мер, направленных на устранения выявленных нарушений закона не принято, в связи с чем, просит суд возложить на МБОУ «Мужевская СОШ им Н.В, Архангельского» обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить транспортного обслуживания обучающихся на территории <адрес> ЯНАО с учетом количества учеников.
При рассмотрении дела прокурором, в порядке положения ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изменены исковые требования, в качестве соответчика привлечены Управление образования администрации муниципального образования <адрес>, администрация муниципального образования <адрес>. Измененные исковые требования были приняты судом, в связи с чем, просит суд возложить на МБОУ «Мужевская СОШ им Н.В, Архангельского» обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить транспортного обслуживания обучающихся на территории <адрес> ЯНАО с учетом количества учеников, а на Управление образования администрации муниципального образования <адрес> и администрацию муниципального образования <адрес> обязанность по обеспечению финансирования мероприятий по транспортному обслуживанию обучающихся на территории <адрес> ЯНАО с учетом количества учеников.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ прокурор ФИО6, прокурор ФИО7 в настоящем судебном заседании, на удовлетворении исковых требованиях настаивали, указав, что на образовательное учреждение в рамках Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации возложена обязанность по организации обеспечения транспортного обслуживания обучающихся, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, сохранении их жизни и здоровье. Поскольку учредителем образовательного учреждения является администрация МО <адрес>, а ее деятельность регулирует и координирует Управление образования администрация МО <адрес> просил возложить на администрацию МО <адрес> и Управление образования администрация МО <адрес> обязанность по обеспечению финансирования на мероприятия по транспортному обслуживанию обучающихся.
Представитель МБОУ «Мужевская СОШ им. ФИО5», администрации МО <адрес> ФИО3 действующий на основании доверенностей, и представитель Управления образования администрации МО <адрес> ФИО4 с заявленными требованиями не согласились. ФИО3 указал на отсутствие правовых оснований для удовлетворения иска по обстоятельствам, изложенным в отзыве на исковое заявление.
Изучив представленные материалы, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований, в силу следующего.
В соответствии со ст.43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон «Об образовании в РФ») к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
Согласно ст. 34 Федерального закона «Об образовании в РФ» обучающимся предоставляются меры социальной поддержки и стимулирования, в том числе, транспортном обеспечение в соответствии со ст. 40 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 1 ст. 40 Федерального закона «Об образовании в РФ» транспортное обеспечение обучающихся включает в себя организацию их бесплатной перевозки до образовательных организаций и обратно в случаях, установленных частью 2 настоящей статьи, а также предоставление в соответствии с законодательством Российской Федерации мер социальной поддержки при проезде на общественном транспорте. Организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций.
Судом достоверно установлено, что учредителем образовательного учреждения является администрация МО <адрес>, а ее деятельность регулирует и координирует Управление образования администрация МО Шурышкарский.
В соответствии с ч. 2 ст. 40 Федерального закона «Об образовании в РФ» организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями, входящими в состав одного муниципального района, между населенными пунктами в составе муниципального или городского округа осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций. Организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями, входящими в состав разных муниципальных районов, между муниципальными округами, между городскими округами, между муниципальным округом и городским округом, между поселением и муниципальным округом или городским округом осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций в случае, если на территориях указанных муниципальных образований не обеспечена транспортная доступность соответствующих образовательных организаций по месту жительства обучающихся.
Из анализа данной нормы следует, что бесплатная организация перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующие основные образовательные программы, осуществляется между поселениями, а не по территории одного населенного пункта.
Обучающиеся МБОУ «Мужевская СОШ им. ФИО5» проживают в одном населенном пункте, в связи с чем, на учредителя данной образовательной организации, при изложенных в иске обстоятельствах, обязанность по организация бесплатной перевозки обучающихся, вопреки доводам истца, возложена быть не может.
Кроме этого, ДД.ММ.ГГГГ управляющим советом МБОУ «Мужевская СОШ им. ФИО5» принято решение о нецелесообразности приобретения школьного автобуса для обеспечения перевозки учащихся, поскольку на территории <адрес> организована перевозка людей муниципальным автобусом, расписание движения которого устроена так, чтобы она совпадала с началом и окончанием ежедневного образовательного процесса.
В ходе проверочных мероприятий установлено, что МБОУ «Мужевская СОШ им. ФИО5» расположена в селе Мужи, а ее удаленность от места нахождения в северную и южную стороны села составляет более 1 километра, что является нарушением требований п. 2.1.2. СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-20. По данному факту ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора образовательного учреждения вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства (л.д. №).
Во исполнении требований представления прокуратуры <адрес> в адрес начальника Управления образования администрации МО <адрес> направлено ходатайство о рассмотрении вопроса приобретения школьного автобуса с целью обеспечения подвоза учащихся, проживающих на удаленности более 1 километра от образовательного учреждения. Кроме этого директор образовательного учреждения уведомил прокуратуру о том, что в селе Мужи подвоз обучающихся, проживающих на удаленности более 1 километра от образовательной организации организован бесплатным общественным транспортом (л.д. №).
В ходе проведенного мониторинга МБОУ «Мужевская СОШ им. ФИО5» установлено, что родители <данные изъяты> обучающихся привозят детей на личном транспорте, а из <данные изъяты> учащихся, нуждающихся в подвозе 220 которые проживают на удалении более 1 километра от образовательного учреждения (л.д. <данные изъяты>).
Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что учащиеся МБОУ «Мужевская СОШ им. ФИО5» имеют возможность бесплатно добраться к началу учебного процесса, в том числе и на проходящем по селу автобусе.
Как следует из приведенных выше норм права, при принятии Федерального закона «Об образовании в Российской ФИО1» законодатель четко регламентировал вопросы организации перевозок обучающихся, введено требование о необходимости бесплатной организации перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные образовательные программы, между поселениями непосредственно учредителем образовательной организации.
На основании выше изложенного и принимая во внимание, что все обучающиеся в МБОУ «Мужевская СОШ им. ФИО5» проживают в одном населенном пункте – <адрес>, следовательно, в силу закона, на учредителя образовательной организации не может быть возложена обязанность по подвозу детей от места их жительства до образовательного учреждения, суд приходит к выводу, что требования истца о возложении на МБОУ «Мужевская СОШ им ФИО5» обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечения транспортного обслуживания обучающихся на территории <адрес> ЯНАО с учетом количества учеников, а на Управление образования администрации муниципального образования <адрес> и администрацию муниципального образования <адрес> обязанности по обеспечению финансирования мероприятий по транспортному обслуживанию обучающихся на территории <адрес> ЯНАО с учетом количества учеников, являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 24, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░ ░░. ░░░5», ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ <░░░░░> ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░) ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░