Дело №
УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 января 2024 года г. Электросталь
Электростальский городской суд Московской области в составе:председательствующего судьи Смирновой Е.М.,при секретаре ФИО4,с участием помощника прокурора <адрес> ФИО5
представителя истца (ответчика по встречному иску) МКУ "СБДХ" по доверенности ФИО11,
ответчиков (истцов по встречному иску) ФИО3, ФИО2 действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО1,
представителя ответчика по встречному иску Администрации г.о. <адрес> по доверенности ФИО6
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Муниципального казенного учреждения "Строительство, благоустройство и дорожное хозяйство" к ФИО3, ФИО2, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО1, о понуждении к заключению соглашения об изъятии жилого помещения путем выкупа и встречному иску ФИО3, ФИО2, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО1, к Муниципальному казенному учреждению "Строительство, благоустройство и дорожное хозяйство" и Администрации г.о. <адрес> о предоставлении жилья взамен аварийного,
установил:
МКУ "СБДХ" обратилось в суд с иском к ФИО3, ФИО2, действующей, в том числе, в интересах несовершеннолетнего ФИО1 о понуждении к заключению соглашения об изъятии жилого помещения путем выкупа, находящегося по адресу: <адрес> <дата> постановлением Администрации г.о. <адрес> № жилое помещение, находящееся по адресу: <адрес> к.н. № принадлежащее в общей долевой собственности ФИО3 (1/3 доли), ФИО2 (1/3 доли), ФИО1 (1/3 доли) признано аварийным и подлежащим сносу.
Многоквартирный дом по адресу: <адрес>, в котором находится Помещение, <дата> вошел в государственную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес> в 2019-2025".
В соответствии с постановлением Администрации городского округа <адрес> от <дата> № Муниципальное казенное учреждение "Строительство, благоустройство и дорожное хозяйство" наделено полномочием на заключение от имени городского округа Электросталь соглашений об изъятии путем выкупа жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, на территории городского округа.
Изъятие земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и в котором находится жилое помещение, принадлежащее в общей долевой собственности ответчикам, утверждено постановлением Администрации г.о. <адрес> от <дата> №.
В свою очередь, не согласившись с требованием МКУ "СБДХ" ФИО3, ФИО2, действующая, в том числе, в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО1, обратились в суд со встречным исковым заявлением к МКУ "СБДХ" и Администрации г.о. <адрес> об обязании предоставить благоустроенное жилье взамен аварийного в черте <адрес>.
В судебном заседании представитель Истца по первоначальному иску и Ответчик по встречному иску ФИО11 по доверенности, требования своего иска поддержала, во встречном иске просила отказать. Свои доводы основывала на фактах, изложенных в первоначальном иске.
ФИО3, ФИО2, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО1, просили в первоначальном иске отказать, встречный иск удовлетворить.
Представитель Администрации г.о. <адрес> по доверенности ФИО6 в судебном заседании встречный иск ФИО3 и ФИО2 не признала, просила отказать в его удовлетворении, иск МКУ "СБДХ" поддержала в полном объеме и настаивала на его удовлетворении.
Представитель третьего лица Окружного управления социального развития № Министерства социального развития <адрес>, будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего встречный иск подлежащим удовлетворению, суд считает требования встречного иска подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Постановлением Администрации г.о. <адрес> от <дата> № <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом.
Постановлением Администрации г.о. <адрес> от <дата> № МКУ "СБДХ" наделено полномочиями на заключение от имени городского округа <адрес> соглашений об изъятии путем выкупа жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, на территории г.о. Электросталь.
Постановлением Администрации г.о. Электросталь от <дата> № для муниципальных нужд изъят земельный участок с кадастровым номером 50:46:0060303:398 общей площадью 826 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, под многоквартирным домом № по <адрес>, признанным аварийным и подлежащим сносу.
Приложением к данному постановлению утвержден перечень жилых помещений, подлежащих изъятию у собственников для муниципальных нужд, в том числе комната № в <адрес>.
Выпиской из ЕГРН подтверждается, что спорное жилое помещение принадлежит ответчикам ФИО3, ФИО2 в размере по 1/3 доли каждой на основании решения Электростальского городского суда <адрес> №, несовершеннолетнему ФИО1, <дата> г.р., – на основании договора дарения доли в праве общей собственности от <дата>.
Решением Электростальского городского суда <адрес> по делу № по иску ФИО7, действующей также в интересах несовершеннолетней ФИО8, ФИО3 к Администрации г.о. <адрес> за ответчиками по настоящему делу ФИО3, ФИО2 признано право собственности за каждой на 1/3 доли вышеуказанного жилого помещения после смерти ФИО9, умершего <дата>.
В соответствии с единым платежным документом на спорное жилое помещение площадь оплачиваемого жилья в коммунальной квартире начисляется ФИО3, исходя из площади в размере 25 кв.м.
Специальными нормами жилищного законодательства устанавливается порядок обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии данного жилого помещения и земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Согласно части 1 статьи 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.
В силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Как разъяснено в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 года №14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ. При этом положения части 4 статьи 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
Для применения приведенных выше правовых норм с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 22 названного постановления Пленума Верховного Суда РФ, необходимо установить соблюдение предварительной процедуры: как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).
Из разъяснений, содержащихся в утвержденном 29.04.2014 Президиумом Верховного Суда РФ "Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" следует, что собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).
Однако, как следует из материалов дела, собственником 1/3 доли в изымаемом жилом помещении является несовершеннолетний ФИО1
Согласно пп. "е" п. 20 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 если собственником (сособственником) изымаемого жилого помещения является несовершеннолетний или в нем проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника данного жилого помещения, то для отчуждения жилого помещения необходимо согласие органа опеки и попечительства (п. 2 ст. 37, п. 4 ст. 292 ГК РФ, ст. 20 ФЗ от 24.04.2008 № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве").
Как следует из разъяснения окружного управления социального развития № Министерства социального развития <адрес>, отчуждение имущества несовершеннолетних, находящегося в ветхом жилом фонде, в рамках реализации государственной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес> на 2019-2025 годы" осуществляется в рамках ч. 3 ст. 60 Семейного кодекса РФ и ч. 2 ст. 37 ГК РФ, при условии одновременного предоставления в собственность несовершеннолетнему жилого помещения.
Данную позицию окружного управления социального развития № Министерства социального развития <адрес> поддержал помощник прокурора <адрес> ФИО5
Кроме того, Федеральным законом от <дата> N 473-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда" статья 32 Жилищного кодекса РФ дополнена частью 8.2, согласно которой граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 названной статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 данной статьи в отношении таких граждан не применяются.
Решением Электростальского городского суда <адрес> от <дата> право собственности за ФИО3 и ФИО2 каждой по 1/3 доли спорного жилого помещения признано в порядке наследования после смерти ФИО9, умершего <дата>.
Таким образом, ответчики ФИО3, ФИО2 и несовершеннолетний ФИО1, имеют право на предоставление жилого помещения взамен изымаемого, а администрацией <адрес> им не предоставлена возможность для реализации указанного права, суд приходит к выводу об удовлетворении встречных исковых требований в указанной части и обязании администрации <адрес> предоставить ФИО3, ФИО2 и несовершеннолетнему ФИО1, благоустроенное жилое помещение взамен жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> комн.1, признанного аварийным и подлежащим сносу.
Согласно статье 15 Федерального закона от <дата> N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме пропорциональна размеру общей площади принадлежащего на праве собственности помещения в многоквартирном доме, если принятым до вступления в силу данного Федерального закона решением общего собрания собственников помещений или иным соглашением всех участников долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, не установлено иное.
Пунктом 5 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит определения того, что составляет общую площадь комнаты, расположенной в коммунальной квартире, и не регулирует порядок определения доли площади помещений вспомогательного использования коммунальной квартиры, приходящейся на лиц, занимающих комнаты в такой квартире, а потому указанный вопрос разрешается судом согласно части 1 статьи 7 Жилищного кодекса Российской Федерации по аналогии с учетом положений статей 15, 16, 42 Жилищного кодекса Российской Федерации, в силу которых в общую площадь комнаты, как части коммунальной квартиры, подлежит включению жилая площадь самой комнаты, площадь вспомогательных помещений, которые могут находиться при такой комнате и использоваться исключительно для обслуживания данной комнаты (например, кладовая), а также доля площади вспомогательных помещений всей коммунальной квартиры в целом (кухни, туалета, ванной и т.д.), используемых для обслуживания более одной комнаты.
Применяя аналогию закона, суд находит возможным учесть положения Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утв. Президиумом Верховного Суда РФ <дата>, согласно которому если объектом найма является комната в коммунальной квартире, расположенной в доме, признанном непригодным для проживания и подлежащим сносу, то при определении общей площади предоставляемого в связи с выселением другого жилого помещения необходимо учитывать общую площадь комнаты как части коммунальной квартиры, включая жилую площадь самой комнаты и площадь вспомогательных помещений, которые могут находиться при такой комнате и использоваться исключительно для обслуживания данной комнаты (например, кладовая), а также долю площади вспомогательных помещений всей коммунальной квартиры в целом (кухни, туалета, ванной и т.д.), используемых для обслуживания более одной комнаты.
Площадь жилого помещения – комнаты № в коммунальной <адрес>, принадлежащего на праве общей долевой собственности ответчикам, составляет 25 кв. м с учетом мест общего пользования, что подтверждается выставляемыми ответчикам квитанциями на оплату коммунальных услуг ООО "МосОблЕИРЦ".
Таким образом, встречные исковые требования ФИО3 и ФИО2, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО1, об обязании Администрации г.о. Электросталь, МКУ "СБДХ" предоставить благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, жилой площадью не менее 19,6 кв.м., а также с учетом мест общего пользования, в общей площади не менее 25 кв.м. подлежат удовлетворению.
При указанных обстоятельствах требования истца МКУ "СБДХ" о понуждении к заключению соглашения об изъятии жилого помещения путем выкупа в связи с признанием многоквартирного дома аварийным при предоставлении ФИО3, ФИО2 и несовершеннолетнему ФИО1 другого благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 25 кв. м, взамен жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, признанного аварийным и подлежащим сносу, не подлежат удовлетворению.
Снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится, в частности, на основании вступившего в законную силу решения суда (ст. 7 Закона Российской Федерации от Закона Российской Федерации от <дата> № "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".
Поскольку МКУ СБДХ отказано в удовлетворении исковых требований о понуждении ФИО3, ФИО2, действующей, в том числе, в интересах несовершеннолетнего ФИО1, к заключению соглашения об изъятии жилого помещения путем выкупа требования о снятии ответчика ФИО3 с регистрационного учета по адресу спорного жилого помещения: <адрес> удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.12, 56, 98, 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Муниципального казенного учреждения "Строительство, благоустройство и дорожное хозяйство" к ФИО3, ФИО2, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО1, о понуждении заключения соглашения об изъятии жилого помещения – комнаты № в коммунальной <адрес>, расположенной в <адрес> отказать.
Встречный иск ФИО3, ФИО2, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО1, удовлетворить.
Обязать администрацию <адрес> и Муниципальное казенное учреждение "Строительство, благоустройство и дорожное хозяйство" предоставить ФИО3, ФИО2, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО1, благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 25 кв.м, взамен жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> признанного аварийным и подлежащим сносу.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд чкерез Электростальский городской суд Московской области в течение месяца с момента изготовления в мотивированном виде.
Судья: подпись.
В мотивированном виде решение
Изготовлено 01 марта 2024 года.
Судья: подпись. Копия верна:
Судья Е.М. Смирнова