Дело № 2-358/2013
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
17 октября 2013 года
Юрлинский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Дереглазовой Н.Н.,
при секретаре Трушевой Е.А., с участием:
представителя истца Подкиной Т.В.,
представителя ответчика – администрации Юрлинского сельского поселения - Сальниковой Е.В.,
третьего лица на стороне истца, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Власова М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Юрла гражданское дело по исковому заявлению прокурора Юрлинского района в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации Юрлинского сельского поселения в защиту интересов неопределённого круга лиц о наложении обязанности по приведению участка дороги в соответствие с требованиями безопасности дорожного движения,
у с т а н о в и л:
прокурор обратился в суд с названными требованиями, указывая, что по заявлению Власова М.И. была проведена проверка законности действий администрации Юрлинского сельского поселения по прокладке водопропускного канала на дороге на <адрес>, установлено следующее.
В августе 2013 года на <адрес>, от перекрёстка с <адрес> до перекрёстка с <адрес> вдоль правой стороны дороги проложена водопропускная траншея шириной 1 м. Траншея имеет неправильную форму (идёт не параллельно улице). На перекрёстке <адрес> - <адрес> она вплотную примыкает к автодорожному полотну. При этом ширина автодорожного полотна составляет 2, 20 м, ширина левой обочины – 1, 5 м, правая обочина отсутствует, расстояние от правой стороны траншеи до домов, расположенных на правой стороне улицы, составляет в среднем 7 м. Траншея выкопана по просьбам жителей <адрес>, так как в весенний период улицу затапливает.
Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям поселений.
Согласно ст.13 Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии со ст.12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Содержание дороги на <адрес> осуществляется Юрлинским сельским поселением.
Технические характеристики автодороги на перекрёстке улиц <адрес> не соответствуют требованиям ГОСТ 52399-2005 «Геометрические элементы автомобильных дорог», в соответствии с которыми ширина проезжей части автодороги 5 категории должна быть не менее 4, 5 м, обочины – не менее 1, 75 м.
Нарушение параметров явилось следствием ненадлежащего проведения работ по устройству водоотводного канала по <адрес> работниками Юрлинского сельского поселения. Водоотводной канал имеет изгибы, проложен вдоль проезжей части дороги без отступления для обочины, что создаёт угрозу безопасности дорожного движения, угрозу съезда в водоотводной канал, то есть, нарушает права неопределённого круга лиц.
Истцом поставлено требование обязать администрацию Юрлинского сельского поселения в срок до 1 декабря 2013 года привести дорогу в с.Юрла, на перекрёстке улиц <адрес>, в соответствие с требованиями безопасности дорожного движения, а именно требованиями ГОСТ 52399-2005 «Геометрические элементы автомобильных дорог» - проложить водоотводной канал вдоль дорожного полотна с наличием обочины у дорожного полотна справа шириной 1, 75 м.
В судебном заседании заместитель прокурор Подкина Т.В., скорректировав предмет требований, просила обязать администрацию Юрлинского сельского поселения в срок до 1 декабря 2013 года привести дорогу на перекрёстке улиц <адрес> в с.Юрла в соответствие с требованиями безопасности дорожного движения, установленными Сводом Правил «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утверждённым приказом Минрегион РФ от 28 декабря 2010 года № 820.
Представитель ответчика Сальникова Е.В., заявив о непризнании требований, указала, что проведение работ в требуемые сроки не представляется возможным.
Третье лицо на стороне истца, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Власов М.И. пояснил, что в 2009 году С*, живущий напротив, вкопал на территории между приусадебным участком и дорогой покрышки от колёс, заняв около 1/3 площади. В результате проезжая часть сместилась в сторону участка Власова М.И. Угол изгороди стали сносить при расчистке дороги.
В 2012 году поселением был отремонтирована и оканавлена дорога на <адрес>. В результате вода с этой улицы стала затапливать дома на <адрес>.
В августе 2013 года специалистами поселения выкопан водоотводной канал, который прошёл по центру перекрёстка с <адрес>, огибая вкопанные покрышки, вплотную к проезжей части. Ширина проезжей части в настоящее время составляет 2, 1 м при ширине машины по зеркалам в 2, 4 м. С левой стороны проезжей части забор, а справа канава, ездить опасно.
Заслушав участников процесса, допросив свидетелей, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, включая обеспечение безопасности дорожного движения, отнесена к полномочиям поселений.
Уставом Юрлинского муниципального района осуществление дорожной деятельности возложено на администрацию Юрлинского сельского поселения.
Обязанность администрации Юрлинского сельского поселения на осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения закреплена п.9 раздела 3 положения «О дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов Юрлинского сельского поселения», утверждённого решением Совета депутатов Юрлинского сельского поселения от 7 декабря 2011 года № 57.
Согласно ч.1 ст.17 Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе, посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Статьёй 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обозначено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Обозначено истцом, не оспаривается ответчиком, что в августе 2013 года администрацией Юрлинского сельского поселения было осуществлено проложение водоотводного канала на <адрес>, в том числе на Т-образном перекрёстке с <адрес>, вдоль проезжей части дороги.
По данным технического паспорта <адрес>, составленного по состоянию на 1 января 2013 года, названная улица отнесена к категории «улица в жилой застройке – проезд».
При устройстве водоотводного канала допущены нарушения действующих требований, предусмотренных, в том числе, Сводом Правил «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утверждённым приказом Минрегиона РФ от 28 декабря 2010 года № 820 (далее Сводом Правил).
В соответствии с таблицей 7 Свода Правил проезд является одной из категорий дорог, представляющей собой подъезд транспортных средств к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям и другим объектам городской застройки внутри районов, микрорайонов, кварталов.
Согласно таблице 9 раздела 11 Свода Правил ширина полосы движения проезда должна составлять от 2, 75 до 3 метров, ширина пешеходной части тротуара до 1 метра.
Пунктом 11.8 раздела 11 Свода Правил установлено, что радиус закругления проезжей части улиц и дорог по кромке тротуаров и разделительных полос следует принимать не менее 5 метров. При отсутствии бордюрного ограждения, а также в случае применения минимальных радиусов закругления ширину проезжей части улиц и дорог следует увеличивать на 1 метр на каждую полосу движения за счёт боковых разделительных полос или уширения с внешней стороны.
Следует из протокола осмотра места происшествия от 22 августа 2013 года, составленного сотрудниками полиции в рамках проведения проверки по заявлению Власова М.И., что ширина проезжей части на перекрёстке улиц <адрес> составляет 2, 2 м, ширина левой обочины – 1, 5 м, правая обочина отсутствует, траншея шириной 1 м примыкает к проезжей части дороги справа. Расстояние от траншеи до строений справа от дороги составляет 7 м.
Приведённые данные подтверждены фотоснимками.
Ответчиком представлена схема, согласно которой ширина улицы в месте устройства водоотводного канала составляет 12, 9 м, в том числе, 6, 4 м с левой стороны траншеи, 1, 2 м – ширина траншеи и 5, 3 м с правой стороны траншеи.
При этом 6, 4 м с левой стороны траншеи включают в себя промежуток, занятый тротуаром и столбом – 2, 2 м и проезжую часть шириной 4, 2 м.
Представителем ответчика Сальниковой Е.В. отмечено, что в качестве проезжей части при осуществлении замеров был принят промежуток от кромки тротуар слева до кромки траншеи справа.
Таким образом, ширина проезжей части, обозначенная в протоколе осмотра места происшествия (2, 2 м) приблизительно соответствует ширине проезжей части, установленной при осмотре сотрудниками поселения (2, 7 м) из расчёта 4, 2 м – 1, 5 м (ширина левой обочины).
Фактическое отсутствие обочины справа от проезжей части на <адрес>, на перекрёстке улиц <адрес>, примыкание к правой кромке проезжей части (в том числе в месте поворота, закругления проезжей части) водоотводного канала шириной 1, 2 м, глубиной около 1 м представителем ответчика Сальниковой Е.В., главой администрации Юрлинского сельского поселения Леонтьевым Е.И. не оспорено и подтверждено исследованными доказательствами.
Мастером администрации Юрлинского сельского поселения Сараниным С.В. указано, что транспортные средства при движении на перекрёстке улиц <адрес> <адрес> ездят по кромке канавы.
Инспектором дорожно-патрульной службы Т*, допрошенным в качестве свидетеля, обозначено, что параметры дороги на <адрес> не соответствуют нормам. Зауженная грунтовая дорога, близость водоотводного канала делают движение по этому участку опасным.
Таким образом, допущение администрацией Юрлинского сельского поселения при устройстве водоотводного канала нарушения действующих требований, равно как и наличие угрозы безопасности дорожного движения, нарушение право неопределённого круга лиц не вызывают сомнения, что является основанием для удовлетворения иска.
Показания свидетелей И*, С* в противоречии с выводами суда не находятся.
Объективных оснований для увеличения срока исполнения принимаемого решения суд не усматривает.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
обязать администрацию Юрлинского сельского поселения в срок до 1 декабря 2013 года привести дорогу на перекрёстке улиц <адрес> в соответствие с требованиями безопасности дорожного движения, проложить водоотводной канал вдоль дорожного полотна с наличием обочины у дорожного полотна справа в соответствии с установленными Сводом Правил «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утверждённым приказом Минрегиона РФ от 28 декабря 2010 года № 820.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Юрлинский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, которое состоится 18 октября 2013 года.
Судья Юрлинского районного суда
Пермского края Н.Н. Дереглазова