Дело № 12 – 285/2021
№
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г. Рязань 17 июня 2021 года
Судья Советского районного суда г. Рязани Никишина Н.В.,
при секретаре Киташкиной Ю.С.
с участием защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Общественной организации Рязанское областное общество охотников и рыболовов – адвоката Туровской О.И., действующей по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу Общественной организации Рязанское областное общество охотников и рыболовов (РОООиР) на постановление старшего государственного инспектора Рязанской области в области охраны окружающей среды Министерства природопользования Рязанской области от 5 апреля 2021 года № 24 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора Рязанской области в области охраны окружающей среды Министерства природопользования Рязанской области от 5 апреля 2021 года № 24 Общественная организация Рязанское областное общество охотников и рыболовов (РОООиР) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
В жалобе, поданной в пределах установленного законом срока на обжалование ОО РОООиР в лице председателя Буянова В.И. просит данное постановление отменить, как вынесенное с нарушением процессуальных норм, в отсутствие Буянова В.И., производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В судебное заседание законный представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – председатель Буянов В.И., надлежащим образом извещенный о времени и месте его проведения не явился, о причинах своего отсутствия суду не сообщил, доказательств уважительности причин неявки не представил, ходатайства об отложении рассмотрения жалобы не заявил.
Защитник Туровская О.И. в судебном заседании доводы жалобы поддержала.
Суд, полагая возможным на основании ч.3 ст.25.4, ст.30.6 КоАП РФ рассмотреть жалобу в отсутствие законного представителя ОО РОООиР, выслушав объяснения защитника Туровской О.И., изучив доводы жалобы и исследовав материалы дела в полном объеме, приходит к следующему.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее по тексту – Закон об отходах).
Согласно ст. 1 названного Закона, под отходами производства и потребления (далее - отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Законом об отходах.
В соответствии с положением части 1 статьи 14 Закона об отходах индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 3 указанной статьи).
Правила проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности и типовая форма паспорта отходов 1 - IV классов опасности утверждены приказом Минприроды РФ от 08.12.2020 года № 1026, которые вступили в силу с 01.01.2021 года, ранее действовали Правила проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности и типовая форма паспорта отходов 1 - IV классов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 года N 712.
В силу пункта 7 ранее действовавших Правил на отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов (далее - ФККО), индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной названным постановлением. Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.
Согласно п.3 новых Правил, при паспортизации отходов I - IV классов опасности составляются паспорта отходов, включенных в ФККО, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 (и паспорта отходов, не включенных в ФККО.
В силу п.6 тех же новых Правил для отходов, включенных в ФККО, паспорт отходов составляется и утверждается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами по типовой форме паспорта отходов I - IV классов опасности, включенных в ФККО, согласно приложению N 2 к настоящему приказу.
Паспорт отходов, не включенных в ФККО, составляется и утверждается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не позднее 30 календарных дней со дня получения информации о подтверждении отнесения данных отходов к конкретному виду и классу опасности территориальными органами Росприроднадзора по типовой форме паспорта отходов I - IV классов опасности, не включенных в ФККО, согласно приложению N 3 к настоящему приказу (п.7 новых Правил).
Паспорт отходов, не включенных в ФККО, подлежит переоформлению на паспорт отходов, включенных в ФККО, в течение 30 календарных дней с даты включения соответствующего вида отходов в ФККО, о чем индивидуальный предприниматель или юридическое лицо уведомляется Росприроднадзором в письменной форме в течение 10 календарных дней (п.8 новых Правил).
Неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности влечет административную ответственность по ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ, в виде наложения административного штрафа в том числе на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
Согласно обжалуемому постановлению, обществу вменен факт непредставления паспортов отходов, относящихся к 1-4 классу опасности, применительно к стреляным охотничьим гильзам и метательным стрелковым тарелкам, которые были обнаружены при осмотре территории стрелкового стенда, расположенного по адресу: г.Рязань, ул.Фирсова, д.24а в ходе плановой выездной проверки 22.03.2021 года.
В соответствии с п.5 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденных приказом Минприроды РФ от 08.12.2020 года № 1026 установление соответствия отходов виду отходов, включенному в ФККО, производится путем сопоставления и установления идентичности классификационных признаков (происхождение, состав, агрегатное состояние и физическая форма) с использованием банка данных об отходах, ведение которого осуществляется в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792
Согласно п.3, п.7 ранее действовавших Правил, паспорт отходов I - IV классов опасности, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, а также оценки их опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду.
Порядок подтверждения отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности утвержден приказом Минприродопользования от 08.12.2017 года № 1027, согласно п.3 которого отходы считаются не включенными в ФККО, если при сопоставлении их классификационных признаков (происхождение, состав, агрегатное состояние и физическая форма) с классификационными признаками видов отходов, включенных в ФККО и в банк данных об отходах (далее - БДО), полное соответствие классификационных признаков не установлено.
Происхождение отходов производства определяется по принадлежности к определенному производству, технологическому процессу, происхождение отходов потребления определяется по принадлежности к продукции, в результате утраты потребительских свойств которой они произошли.
Класс опасности отходов, не включенных в ФККО, определяется на основании Критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 4 декабря 2014 г. N 536 (зарегистрирован Минюстом России 29 декабря 2015 г., регистрационный N 40330).
Таким образом, существенное значение для паспортизации отходов, в том числе по классу опасности имеет факт нахождения их федеральном классификационного каталоге отходов.
Приказом Минприродопользования от 22.05.20217 г. № 242 утвержден федеральный классификационный каталог отходов, в котором поименованы отходы тринитротолуола при производстве сгорающих гильз для охотничьих и спортивных патронов, бумажные гильзы, шпули (без стержней и пробок), втулки (без покрытия и пропитки), отходы гильз картонных, твердые отходы термической демеркуризации капсюлированных гильз патронов стрелкового оружия и прочее.
Отходы стреляных охотничьих гильз в том общем понятии, которое приведено в обжалуемом постановлении, равно как и отходы метательных стрелковых тарелок в указанном каталоге отсутствуют.
Исходя из положений ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 названного Кодекса по делу об административном правонарушении выяснению подлежат в том числе: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Приведенные положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях во взаимосвязи со статьей 2.1 данного Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического или юридического лица признаков противоправности и виновности, и статьей 26.11 данного Кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.
В этой связи в соответствии с п.п.4, 5, 6 ч.1 ст.29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу, мотивированное решение по делу.
Однако, данным требованиям обжалуемое постановление не соответствует, поскольку никаких выводов о том, на основании чего выявленные отходы отнесены к 1-4 классу опасности, в связи с чем у общества возникла обязанность по их паспортизации, не содержит.
Кроме того, учитывая, что ч.9 ст.8.2 КоАП РФ по своей правовой природе является отсылочной нормой, а ч.1 ст.14 Закона об отходах, которая приведена в постановлении, носит общий характер, в постановлении должны быть указаны конкретные положения действующего законодательства, нарушение которых допустило общество.
Однако таковых данных обжалуемое постановление также не содержит; фактические обстоятельства, связанные с тем, когда общество должно было представить паспорта на указанные виды отходов, за какой период оно их не представило, требования каких именно нормативно-правовых актов, действующих на момент выявления административного правонарушения, либо на период представления обществом паспортов отходов за 2020 год, которые имеются в материалах дела, общество нарушило и чем в последнем случае подтверждается факт совершенного бездействия, выявленного только в 2021 году, в постановлении не указано, то есть данные обстоятельства административным органом по сути не установлены.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Учитывая, что постановление по делу об административном правонарушении вынесено с существенным нарушением процессуальных норм, не позволивших суду рассмотреть доводы жалобы по существу, в том числе проверить наличие или отсутствие в действиях общества состава инкриминируемого ему правонарушения исходя из фабулы предъявленного обществу обвинения, срок давности привлечения лица к административной ответственности по ч.9 ст.8.2 КоАП РФ не истек, данное постановление подлежит отмене, а дело – направлению на новое рассмотрение в Министерство природопользования Рязанской области.
При новом рассмотрении дела должностному лицу, правомочному рассмотреть дело, следует учесть изложенное в настоящем решении и вынести постановление в строгом соответствии с нормами материального и процессуального права.
На основании изложенного, руководствуясь п.4 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 5 ░░░░░░ 2021 ░░░░ № 24 ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 9 ░░. 8.2 ░░░░ ░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 5 ░░░░░░ 2021 ░░░░ № 24 ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 9 ░░. 8.2 ░░░░ ░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░/░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░.
░░░░░ (░░░░░░░). ░.░.░░░░░░░░