УИД 66RS0001-01-2023-009304-84
№ 2-9830/2023
Решение изготовлено в мотивированном виде 12.01.2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 декабря 2023 года г. Екатеринбург
Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга
в составе председательствующего судьи Мурзагалиевой А.З.,
при секретаре судебного заседания Зотовой Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску прокурора Верх-Исетского района г. Екатеринбурга, действующего в интересах <ФИО>1, к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства», Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 26 об обязании приобрести жилое помещение, о возложении обязанности заключить договор найма, обеспечить подписание договора найма,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Верх-Исетского района г. Екатеринбурга, действуя в интересах <ФИО>1, обратился в суд к ответчикам с вышеуказанным исковым заявлением. В обоснование исковых требований указал следующее, что прокуратурой Верх-Исетского района г. Екатеринбурга по обращению <ФИО>1 была проведена проверка по вопросу нарушения законодательства о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот в части обеспечения жильем.
В ходе проверки установлено, что <ФИО>1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приказом УСП по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ №/оп <ФИО>1 принят на учет для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области. <ФИО>1 жилых помещений по договорам социального найма, а также в собственности не имеет.
В обоснование исковых требований представитель истца ссылается на положения ч.1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст.1, ч.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Постановление Правительства Свердловской области от 24.04.2013 № 527-ПП «Об утверждении порядка приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядка предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В исковом заявлении прокурор Верх-Исетского района г. Екатеринбурга, действующий в интересах <ФИО>1, просит обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу приобрести (построить) за счет средств областного бюджета жилое помещение, общей площадью не менее 16 кв.м., в пределах муниципального образования «город Екатеринбург», для распределения <ФИО>1; возложить на государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства» обязанность заключить с <ФИО>1 договор найма специализированного жилого помещения; возложить на Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № обязанность обеспечить подписание договора найма специализированного жилого помещения с <ФИО>1, которому распределено жилое помещение, и в течение 5 рабочих дней от даты подписания <ФИО>1 договора найма специализированного жилого помещения подписанные экземпляры договора возвратить в Фонд жилищного строительства.
Истец <ФИО>1, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель истца - прокурора Верх-Исетского района г. Екатеринбурга Лобазова А.А. в судебном заседании исковые требования поддержал по предмету и основаниям.
Представители ответчиков Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства», Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 26 в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте проведения которого извещены надлежащим образом, до судебного заседания представили отзывы на исковое заявление, в которых просили истцу в иске отказать и рассмотреть дело в свое отсутствие.
Заслушав представителя истца, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Право на жилище является одним из основных прав и свобод человека и гражданина, важнейших социально-экономических прав граждан России, поскольку жилище относится к основным материальным условиям жизни человека.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального Закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Судом установлено, что <ФИО>1 относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с приказом УСП по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ №/оп принят на учет для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области.
<ФИО>1 не является нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, не имеет в собственности жилых помещений.
Доказательств обратному, в соответствии с положениями ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ответчиками суду не представлено.
В силу ч.1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013 № 527-ПП во исполнение Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ был утвержден Порядок приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Порядок приобретения жилых помещений) и Порядок предоставления им жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области (далее - Порядок предоставления жилых помещений).
Порядком приобретения жилых помещений установлено, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (п. 3).
Согласно п. 4 указанного Порядка получателем бюджетных средств, предусмотренных для приобретения (строительства) жилых помещений детям-сиротам, является государственное казенное учреждение Свердловской области "Фонд жилищного строительства" (далее - Фонд).
На основании п. 9 указанного Порядка Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области в течение 7 рабочих дней от даты получения полного пакета документов, указанных в части первой настоящего пункта, осуществляет подготовку и принятие приказа о зачислении жилых помещений в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области.
Согласно Порядку предоставления жилых помещений Жилые дома и квартиры государственного специализированного жилищного фонда, находящиеся в оперативном управлении Фонда (далее - жилые помещения), предоставляются детям-сиротам, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, по договорам найма специализированных жилых помещений однократно (п. 3). Распределение детям-сиротам построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (п. 7).
Кроме того, Постановлением Правительства Свердловской области от 16.04.2013 № 491-ПП определен исчерпывающий перечень уполномоченных исполнительных органов государственной власти Свердловской области по приобретению, предоставлению и учету жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот. Данным документом установлено, что принятие решения о предоставлении детям-сиротам жилых помещений, находящихся в оперативном управлении государственного Фонда, возлагается на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.
С учетом установленных судом фактов, что <ФИО>1 достиг совершеннолетия, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до настоящего времени жилым помещением не обеспечен, в системном анализе с нормами жилищного законодательства, положениями Федерального Закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска прокурора Верх-Исетского района г. Екатеринбурга о возложении на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области обязанности по предоставлению жилого помещения <ФИО>1
Вместе с тем, суд полагает, что оснований для удовлетворения требований к остальным ответчикам на данный момент не имеется.
В п. 9 Порядка приобретения жилых помещений перечислены документы, которые для зачисления построенных (приобретенных) жилых помещений для детей-сирот в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства» передает в Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области.
Также установлено, что Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области в течение 7 рабочих дней от даты получения полного пакета документов, указанных в части первой п. 9, осуществляет подготовку и принятие приказа о зачислении жилых помещений в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области.
Таким образом, полномочия Министерства по управлению государственным имуществом в данной области четко регламентированы вышеназванным порядком. Обязанность по совершению указанных действий (в том числе, зачисление приобретенных жилых помещений) возникает у него только после получения от Фонда полного пакета документов. На сегодняшний день данным ответчиком указанный порядок не нарушен, и оснований полагать, что он будет им нарушен в дальнейшем, по материалам дела не установлено.
Далее, пунктом 9 Порядка предоставления жилых помещений установлено, что уполномоченной организацией по заключению договоров найма специализированных жилых помещений является государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства».
Фонд в течение 10 рабочих дней от даты принятия приказа Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области о зачислении жилых помещений в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, на основании доверенности Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области осуществляет подготовку договоров найма специализированных жилых помещений и направляет в двух экземплярах, подписанных со стороны Фонда, в управления социальной политики для подписания их детьми-сиротами, которым распределены жилые помещения.
Следовательно, полномочия Фонда также четко регламентированы вышеназванным порядком. Обязанность по подготовке договора возникает у него только после принятия приказа Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области приказа о зачислении жилых помещений в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области. Также как и обязанность Управления социальной политики обеспечить подписание договора детьми-сиротами возникает только после совершения вышеуказанных действий другими ответчиками.
Кроме того, пунктом 6 Порядка предоставления жилых помещений установлено, что Управление социальной политики в течение 19 рабочих дней от даты получения адресного перечня жилых помещений проводят проверки на предмет утраты детьми-сиротами оснований, предусмотренных ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», для предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
На сегодняшний день этими ответчиками указанный порядок не нарушен, и оснований полагать, что он будет им нарушен в дальнейшем, по материалам дела не установлено.
Поскольку со стороны ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» (в части подготовки договора найма специализированного жилого помещения) и Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 26 нарушения прав истца на сегодняшний день не имеется, вышеуказанный Порядок приобретения и предоставления жилых помещений ими не нарушен, обязанности совершить указанные в иске действия на данный момент не возникли, то оснований для удовлетворения исковых требований к ним при рассмотрении данного дела не имеется.
Иных требований, либо требований по иным основаниям сторонами на рассмотрение суда не заявлено.
Руководствуясь ст. ст. 12, 13, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ <░░░>1, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 26 ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░) ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 16 ░░.░., ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ <░░░>1 ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 26 ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░