Дело № 2-132/2020
УИД 67RS0022-01-2020-000231-24
Решение
Именем Российской Федерации
«29» июня 2020 года с. Новодугино Смоленской области
Сычевский районный суд Смоленской области в составе:
председательствующего судьи: Ковязиной Е.А.,
при секретаре: Клименковой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> по образованию и науке о предоставлении жилого помещения,
установил:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> по образованию и науке о предоставлении жилого помещения, в обоснование заявленных требований, указав, что он является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку родители отец ФИО3 и мать ФИО4 решением Новодугинского районного суда от 04 марта 1997 года лишены в отношении него родительских прав. Отец ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ. Согласно справке ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России Бюро медико- социальной экспертизы «14» серия МСЭ-2013 № от ДД.ММ.ГГГГ он является инвали<адрес> группы по зрению. ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> №, он включен в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона № ФЗ он имеет право на получение жилого помещения. Просит суд обязать <адрес> предоставить ему благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений. Обязать <адрес> по образованию и науке осуществить финансирование за счет средств областного бюджета исполнение <адрес> государственных полномочий по обеспечению его, как лица, которое раньше относилось к числу детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда не менее установленной нормы предоставления.
Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требований поддержал, дополнив, что у него в собственности пригодного для проживания жилого помещения не имеется.
Представитель ответчика Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> ФИО5 в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ включен в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Представитель ответчика <адрес> по образованию и науке в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, в материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела без его участия.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Таким образом, разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Пунктами "ж", "к" статьи 72 Конституции РФ защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
Аналогичные положения содержатся в ст. 6 Областного закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-з «Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке и установлении дополнительных видов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес>».
Из приведенных выше норм следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа признаются нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, в случаях, если они не являются нанимателями или членами семей нанимателей жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений.
Судом установлено и следует из письменных материалов дела, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Новодугинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3, ФИО4 лишены родительских прав в отношении ФИО1 Согласно справке ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России Бюро медико- социальной экспертизы «14» серия МСЭ-2013 № от ДД.ММ.ГГГГ он является инвали<адрес> группы по зрению.
Истец ФИО1 зарегистрирован по адресу: <адрес>. Пригодного для проживания жилого помещения, закрепленного за ним, не имеет, свое право на приватизацию жилых помещений истец не использовал.
Решением Сычевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, расторгнут типовой договор социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Администрацией Тесовского сельского поселения <адрес> и ФИО1 Суд обязал Администрацию муниципального образования «<адрес>» <адрес> включить ФИО1 в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Постановлением главы администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7) ФИО1 включен в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилым помещениям муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
В соответствии со статьей 8 пункта 1 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" истцу жилое помещение не предоставлялось.
Указанные обстоятельства, в том числе нуждаемость истца в жилом помещении, подтверждаются представленными в дело письменными доказательствами и по существу не оспаривались сторонами в ходе судебного разбирательства. Таким образом, ФИО1 должен быть обеспечен органами исполнительной власти по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
На основании п. 9 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В силу п. 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 114-з «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <адрес> государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями вправе получать финансовое обеспечение осуществления государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями за счет субвенции, предоставляемой из областного бюджета.
Уполномоченный орган в пределах своей компетенции, установленной областным законодательством, обязан обеспечивать органы местного самоуправления финансовыми и материальными ресурсами для осуществления государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями (п. 3 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 114-з).
Исходя из положений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-з "Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" (принят <адрес> Думой ДД.ММ.ГГГГ) главным распределителем средств областного бюджета в отношении средств, выделяемых органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес> на реализацию полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений, является <адрес> по образованию и науке.
Согласно п. 1.1 Положения о <адрес> по образованию и науке, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 820 «О переименовании <адрес> по образованию, науке и делам молодежи в <адрес> по образованию и науке и об утверждении Положения о <адрес> по образованию и науке» <адрес> по образованию и науке является органом исполнительной власти <адрес>, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в сфере образования и науки на территории <адрес> по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С учетом изложенного, в целях своевременной реализации права истца на обеспечение жильем, суд возлагает на <адрес> по образованию и науке обязанность осуществить финансирование исполнения администрацией муниципального образования "<адрес>" <адрес> государственных полномочий по обеспечению ФИО1, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, благоустроенным жилым помещением.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения, тогда как до настоящего времени таким жилым помещением истец не обеспечен.
Учитывая данные обстоятельства, суд считает, что имеются основания для удовлетворения заявленных ФИО1 исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.193 – 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Исковые требования ФИО1 к Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> по образованию и науке о предоставлении жилого помещения, удовлетворить.
Обязать <адрес> по образованию и науке осуществить финансирование за счет средств областного бюджета исполнения Администрацией муниципального образования «<адрес>» <адрес> государственных полномочий по обеспечению ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированных жилых помещений общей площадью не менее установленной нормы предоставления.
Обязать Администрацию муниципального образования «<адрес>» <адрес> по перечислению денежных средств из областного бюджета приобрести и предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее установленной нормы предоставления по договору найма специализированного жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Сычевский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 30 июня 2020 года
Судья Е.А. Ковязина