УИД 16RS0025-01-2022-000268-91
дело № 2 - 918/22
Решение
именем Российской Федерации
30 июня 2022 года с. Пестрецы
Пестречинский районный суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Геффель О.Ф.,
при секретаре Багауове Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Росгвардии по <адрес> к С.П.В. о лишении специального права на владение оружием и возложении обязанности по сдаче оружия на временное хранение,
установил:
Управление Росгвардии по <адрес> обратилось к С.П.В. с указанным иском в обоснование заявленных требований указав, что на основании разрешения на хранение и ношение оружия серии РОХа №, выданного ОЛРР <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, С.П.В. имеет зарегистрированные охотничье оружие с нарезным стволом марки Вепрь, калибр 308WIN 7,62*51, серии ОН, №, 2021 года выпуска, и охотничье гладкоствольное оружие МР-27М, калибр 12, №, 2012 года выпуска. В связи с чем, что ответчик в течение года был дважды привлечен к административной ответственности ДД.ММ.ГГГГ указанное разрешение было аннулировано. С.П.В. на телефонные звонки не отвечает, по месту, жительства, регистрации и работы найти его не представляется возможным, поэтому указанное оружие истцом не изъято, поэтому истец просил принять решение о лишении С.П.В. права на владение зарегистрированных за ним охотничьего оружия с нарезным стволом марки Вепрь, калибр 308WIN 7,62*51, серии ОН, №, 2021 года выпуска, и охотничьего гладкоствольного оружия МР-27М, калибр 12, №, 2012 года выпуска, обязав сдать указанное оружие в ОМВД России по <адрес> для дальнейшего временного хранения.
Представитель истца в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в их отсутствие.
Ответчик С.П.В., будучи надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения гражданского дела в судебное заседание не явился.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 150-ФЗ «Об оружии» приобретение, экспонирование и коллекционирование оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации подлежат лицензированию, за исключением случаев, установленных частью шестой настоящей статьи.
Основаниями для отказа в выдаче лицензии являются: другие предусмотренные настоящим Федеральным законом основания.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 150-ФЗ «Об оружии» право на приобретение гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 21 года, граждане Российской Федерации, не достигшие возраста 21 года, прошедшие либо проходящие военную службу, а также граждане, проходящие службу в государственных военизированных организациях и имеющие воинские звания либо специальные звания или классные чины юстиции. Право на приобретение газового оружия, огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны, спортивного оружия, охотничьего оружия, сигнального оружия, холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов Российской Федерации или казачьей формой, имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет.
Лицензия на приобретение оружия не выдается гражданам Российской Федерации:
5) повторно привлеченным в течение года к административной ответственности за совершение административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность или установленный порядок управления, административного правонарушения, связанного с нарушением правил охоты, либо административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, или их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, за исключением административных правонарушений, связанных с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, - до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;
В силу статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 150-ФЗ «Об оружии» хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами и гражданами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия...
Юридическим лицам и гражданам запрещаются хранение и использование...оружия, право на приобретение которого они не имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом. Такое оружие подлежит немедленной сдаче в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган либо в органы внутренних дел.
Статьей 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 150-ФЗ «Об оружии», установлено, что Правила учета, ношения, перевозки, транспортирования и уничтожения оружия определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 150-ФЗ «Об оружии» лицензия на приобретение оружия и разрешение на хранение или хранение и ношение оружия аннулируются органами, выдавшими эти лицензию и (или) разрешение, в случае:
3) возникновения предусмотренных абзацем вторым части четвертой статьи 9 и пунктами 2 - 10 части двадцатой статьи 13 настоящего Федерального закона обстоятельств, исключающих возможность получения лицензии и (или) разрешения;
В соответствии со статьей 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 150-ФЗ «Об оружии» изъятие оружия и патронов к нему производится:
1) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальными органами в случаях:
аннулирования в установленном порядке указанных в настоящем Федеральном законе лицензии и (или) разрешения;
1.1) органами внутренних дел в случаях, предусмотренных абзацами вторым (за исключением грубого нарушения юридическими лицами лицензионных требований и условий производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему), третьим, четвертым и пятым пункта 1 настоящей части;
Оружие и патроны к нему, изъятые в связи с аннулированием в установленном порядке лицензии и (или) разрешения, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в связи с ликвидацией юридического лица, являющегося владельцем оружия и патронов к нему, находятся на хранении в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе либо органах внутренних дел до их отчуждения в порядке, установленном гражданским законодательством.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 150-ФЗ «Об оружии» контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также уполномоченные органы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к гражданскому и служебному оружию, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации.
Должностные лица органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, имеют право:
обращаться в суд с заявлениями об аннулировании выданных ими лицензии на приобретение оружия и (или) разрешения на хранение или хранение и ношение оружия, изымать указанные лицензию и (или) разрешение, оружие и патроны к нему, о принудительном отчуждении оружия и патронов к нему, а также принимать иные предусмотренные законодательством Российской Федерации меры.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 814 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» (вместе с «Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», «Положением о ведении и издании Государственного кадастра гражданского и служебного оружия и патронов к нему»), установлено, что:
пунктом 79. Оружие и патроны изымаются Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации, ее территориальными органами, органами внутренних дел и другими уполномоченными на то федеральным законодательством органами.
Изъятые либо конфискованные оружие и патроны подлежат передаче в территориальные органы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации либо в органы внутренних дел.
пунктом 80. Оружие и патроны, выданные юридическим и физическим лицам во временное пользование, изымаются на период устранения выявленных нарушений либо обстоятельств, препятствующих обеспечению сохранности или безопасности хранения этого оружия и патронов.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 226-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О войсках национальной гвардии Российской Федерации»:
1. Войска национальной гвардии наделены следующими полномочиями:
15) выдавать гражданам и организациям при наличии оснований, предусмотренных федеральным законом, лицензии на приобретение гражданского и служебного оружия; разрешения на хранение или хранение и ношение гражданского и служебного оружия,.. .вести в соответствии с федеральным законом учет оружия и патронов к нему;
16) контролировать соблюдение гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;
24) проверять места производства, хранения, торговли, коллекционирования и экспонирования оружия, основных частей огнестрельного оружия, мест производства патронов к оружию и составных частей патронов, а также проверять объекты, где они обращаются, места утилизации боеприпасов; проверять у граждан документы, подтверждающие законность владения ими гражданским, служебным или наградным оружием или его использования; согласовывать требования к содержанию программ подготовки лиц в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием; устанавливать порядок проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием в организациях, определяемых Правительством Российской Федерации, и участвовать в проверке таких знаний и навыков в этих организациях; проводить проверки мест хранения и использования специальных средств в частных охранных организациях; по результатам проверок выдавать гражданам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений правил оборота оружия, боеприпасов, патронов к оружию и специальных средств; изымать в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, оружие, боеприпасы, патроны к оружию, основные части к ним и специальные средства; ограничивать в установленном законодательством Российской Федерации порядке деятельность соответствующих объектов и применять иные меры, предусмотренные федеральным законодательством; участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в проведении проверок мест производства, хранения, использования и распространения взрывчатых материалов промышленного назначения и пиротехнических изделий IV и V классов;
В силу статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 226-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О войсках национальной гвардии Российской Федерации»:
1. Вхождение (проникновение) военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями независимо от форм собственности (за исключением помещений, земельных участков и территорий дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств международных организаций), в акватории допускается при несении боевой службы в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также:
1) для защиты (спасения) жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;
2) для осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом и экстремизмом;
3) для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;
4) для пресечения преступления.
Представленными суду письменными доказательствами по делу, суд установил следующие юридически значимые обстоятельства.
Ответчику С.П.В. были выданы разрешения на хранение, ношение охотничьего огнестрельного, пневматического или огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к нему: разрешение РОХа N 17793868, выданное ОЛРР <адрес> Росгвардии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ и РОХа N 0023000010, выданное ОЛРР <адрес> Росгвардии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании выданных разрешений С.П.В. было приобретено охотничье оружие с нарезным стволом марки Вепрь, калибр 308WIN 7,62*51, серии ОН, №, 2021 года выпуска, и охотничье гладкоствольное оружие МР-27М, калибр 12, №, 2012 года выпуска
Материалами дела подтверждено, что в течение 2021 года С.П.В. неоднократно был привлечен к административной ответственности за совершение административных правонарушений против порядка управления - глава 19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно:
- ДД.ММ.ГГГГ С.П.В. был привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей. Постановление вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ;
- ДД.ММ.ГГГГ С.П.В. был привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей. Постановление вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ начальником отделения ЛРР <адрес> Росгвардии по <адрес> (Татарстану) майором полиции К.А.А. были аннулированы разрешения на хранение и ношение оружия: РОХа N 17793868, выданное ОЛРР <адрес> Росгвардии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ и РОХа N 0023000010, выданное ОЛРР <адрес> Росгвардии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, выданные С.П.В.
Исходя из приведенных постановлений о привлечении ответчика к административной ответственности, суд находит, что действия должностного лица об аннулировании выданных разрешений на хранение и ношение оружия, соответствуют положениям действующего законодательства, а именно статье 26 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 150-ФЗ «Об оружии», приняты должностным лицом в пределах его компетенции.
Доводы С.П.В., приведенные в заявлении об отмене заочного решения суда от ДД.ММ.ГГГГ, о том, что совершенные правонарушения были связаны с его деятельностью как должностного лица, а, следовательно, не должны учитываться в числе правонарушений, совершенных им как физическим лицом, противоречат требованиям Закона об оружии, поскольку данный Закон не содержит раздельной регламентации для учета правонарушений совершенных физическими и (или) должностными лицами.
По настоящему делу наличие в деяниях С.П.В. обстоятельств, связанных с привлечением его к ответственности в качестве должностного лица, правового значения не имеют, а потому наличие указанных обстоятельств не свидетельствует об отсутствии оснований для неприменения к нему последствий, предусмотренных положениями пункта 5 части 20 статьи 13 Закона об оружии в отношении аннулирования разрешения на хранение и ношение оружия, поскольку никаких ограничений для применения в отношении должностных лиц или наоборот - в отношении физических лиц - указанная норма не содержит.
Из содержания Закона об оружии следует, что безотносительно к статусу правонарушителя (физическое лицо или должностное лицо) основанием для аннулирования разрешения на хранение и ношение оружия является лишь сам факт совершения повторно в течение года административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность или установленный порядок управления.
Ответчик допустимых, достоверных и достаточных доказательств оспаривания в установленном законом порядке данного решения должностного лица об аннулировании выданных разрешений, суду не представил.
Об аннулировании разрешений на хранение и ношение оружия, ответчику были направлены уведомления, которые были получены С.П.В. ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается уведомлением о вручении. В уведомлениях ответчику было указано на необходимость сдачи незаконно хранящегося у него оружия.
Доказательств сдачи оружия С.П.В. не представлено, в материалах дела они также отсутствуют.
Материалами дела подтверждается, что сотрудники ОЛРР по <адрес> по месту работы и жительства ответчика направляли последнему неоднократные уведомления об аннулировании разрешений на хранение и ношение оружия. В уведомлениях ответчику было указано на необходимость сдачи незаконно хранящегося у него оружия.
Учитывая, что разрешения на хранение и ношение оружия, выданные истцу аннулированы, ответчик не имеет право хранить оружие, истцы не имеют возможности изъять данное оружие для временного хранения, в связи с чем требования истца подлежат удовлетворению.
При этом суд так же учитывает, что в силу статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 226-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», сотрудникам Росгвардии не предоставлено право проникать в жилое помещение, при аннулировании разрешения на хранение оружия, для его изъятия, без согласия собственника этого жилого помещения.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая обстоятельства дела, суд находит необходимым установить срок для сдачи оружия и разрешений - 5 суток с момента вступления решения суда в законную силу.
Согласно части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина – в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Поэтому с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей в соответствующий бюджет, согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Управления Росгвардии по <адрес> к С.П.В. о лишении специального права на владение оружием и возложении обязанности по сдаче оружия на временное хранение удовлетворить.
Обязать С.П.В. в течение 5 суток с момента вступления в законную силу решения суда, сдать оружие: охотничье оружие с нарезным стволом марки Вепрь, калибр 308WIN 7,62*51, серии ОН, №, 2021 года выпуска, и охотничье гладкоствольное оружие МР-27М, калибр 12, №, 2012 года выпуска, на временное хранение в ОЛРР по <адрес> Росгвардии по <адрес>, расположенное по адресу: <адрес>, Пестречинский муниципальный район, <адрес>.
Обязать С.П.В., в течении 5 суток с момента вступления в законную силу решения суда, сдать разрешения на хранение, ношение охотничьего огнестрельного, пневматического или огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к нему: разрешение РОХа N 17793868, выданное ОЛРР <адрес> Росгвардии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ и РОХа N 0023000010, выданное ОЛРР <адрес> Росгвардии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с С.П.В. государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей в соответствующий бюджет, согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Татарстан через районный суд в течение одного месяца со дня изготовления его в окончательной форме.
Председательствующий: