Дело *****
УИД:26RS0*****-80
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
05 июля 2024 года <адрес>
Ессентукский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи - Аветисовой Е.А.,
при секретаре судебного заседания - ФИО2,
с участием помощника прокурора <адрес> ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ессентукского городского суда гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа ***** с кадетскими классами имени «ФИО3», Управлению образования администрации <адрес> о возложении обязанности,
установил:
Прокурор <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа *****, Управлению образования администрации <адрес> о возложении обязанности, указав в обоснование требований, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения требований законодательства об образовании в Российской Федерации руководителем муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы ***** <адрес>, в ходе которой выявлены нарушения требований Федерального закона от <дата> № 773-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Установлено, что в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе *****, являющимся образовательным учреждением, отсутствуют лингафонные кабинеты, обеспечивающие изучение иностранных языков. Обязанность по оборудованию лингафонных кабинетов, необходимых для осуществления образовательного процесса, муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением средней общеобразовательной школе ***** <адрес> в полной мере не выполняется. Выявленные нарушения не обеспечивают в должной мере права учащихся на общедоступное и бесплатное образование согласно образовательному стандарту, что несовместимо с задачами образовательных программ, так как снижает качество подготовки учащихся. Согласно п. 4.2. Устава МБОУ СОШ *****, утвержденного Приказом управления образования администрации <адрес> от <дата>, при реализации общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. Общеобразовательные программы реализуются Учреждением как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации. Согласно п. 5.3. Устава МБОУ СОШ *****, единоличным исполнительным органом Учреждения является Директор, который осуществляет текущее руководство деятельностью Учреждения. Решением Думы города-курорта <адрес> от <дата> ***** утверждено Положение об Управлении образования администрации <адрес>, в соответствии с которым отдел образования в соответствии с возложенными на него основными задачами выступает главным распорядителем бюджетных средств для подведомственных образовательных организаций, предусмотренных на содержание отдела образования и реализацию возложенных на отдел образования функций; обеспечивает создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в подведомственных муниципальных образовательных организациях (п. <дата> Положения). В п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> ***** «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» разъяснено, что при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по ним от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение. По факту указанных нарушений заместителем прокурора <дата> вносилось представление об устранении нарушений федерального законодательства, по результатам рассмотрения которого, нарушения до настоящего времени не устранены.В связи с изложенным, отсутствие в образовательном учреждении лингафонного кабинета не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства об образовании в части материально-технического обеспечения образовательного процесса при исполнении национального проекта «Образование», и влечет нарушение прав несовершеннолетних в сфере образования.
Просил обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа ***** с кадетскими классами имени «ФИО3», (ОГРН 1022601223347, ИНН 2626026062), расположенное по адресу: <адрес>, Управление образования администрации <адрес> (ИНН 2626025943 ОГРН 1022601224095), расположенное по адресу: <адрес>, не позднее 1 года со дня вступления в законную силу решения суда устранить допущенные нарушения законодательства, путем оборудования лингафонными кабинетами.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес>
ФИО4 исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске и просила их удовлетворить в полном объеме.
Представители ответчиков Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа *****, Управления образования администрации <адрес>, в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом, представили письменное ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие и просили в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрация <адрес> в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.
Суд находит возможным, рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Как разъяснено в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть3статьи11ГПКРФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со ст.1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
На основании ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствие со ст.12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
Из ст. 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, во взаимосвязи со ст.ст. 17, 18, 19 и 120 Конституции Российской Федерации, ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, следует, что участники судопроизводства имеют право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Реализация права на судебную защиту предполагает правильное и своевременное рассмотрение дела, на что указывается и в ст. 2 ГПК РФ, закрепляющей задачи и цели гражданского судопроизводства.
В условиях состязательности процесса (ст. 123, ч. 3 Конституции Российской Федерации), стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений (ч.1 ст. 56 ГПК РФ), и принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод гражданина - обязанность государства.
В соответствии с пп. 3, 8 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от <дата> N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах: гуманистический характер образования в соответствии с традиционными ФИО1 духовно-нравственными ценностями, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования, обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека.
Согласно ст. 4 Федерального закона от <дата> N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" отношения в сфере образования регулируются Отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов публичной власти федеральной территории "Сириус", содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования.
В соответствии с п. 6 ст. 2 Федерального закона от <дата> N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных в зависимости от уровня образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.
В силу ст. 28 ФЗ "Об образовании в РФ" образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово- экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от <дата> N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" разработан паспорт национального проекта "Образование".
Одной из ключевых задач Национального проекта "Образование" является обеспечение глобальной конкурентоспособности ФИО1 образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
Национальный проект предполагает реализацию 4 основных направлений развития системы образования: обновление его содержания, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации, создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой.
В частности, федеральный проект "Цифровая образовательная среда" направлен на создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды, а также обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования.
В рамках проекта ведется работа по оснащению организаций современным оборудованием и развитие цифровых сервисов и контента для образовательной деятельности.
Среди разнообразных технических средств обучения важная роль отводится лингафонным кабинетам - специальным аудиториям, оснащенным звукотехнической и проекционной аппаратурой. Они создают для школьников оптимальные слуховые и зрительные условия для индивидуальной или групповой работы по изучению как иностранного, так и родного языка.
Приказом Минпросвещения России от <дата> N 287 утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, который представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования.
Согласно п. 36.3 Стандарта кабинеты по предметным областям должны быть оснащены комплектами наглядных пособий, карт, учебных макетов, специального оборудования, обеспечивающих развитие компетенций в соответствии с программой основного общего образования.
Согласно п. 37.1 Стандарта условия информационного обеспечения реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, должны обеспечиваться также современной информационно-образовательной средой.
Информационно-образовательная среда Организации включает комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств ИКТ: компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.
Согласно п. 37.2 Стандарта учебно-методическое и информационное обеспечение реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, включает характеристики оснащения информационно-библиотечного центра, читального зала, учебных кабинетов и лабораторий, административных помещений, сервера и официального сайта Организации, внутренней (локальной) сети, внешней (в том числе глобальной) сети и направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательных отношений к любой информации, связанной с реализацией программы основного общего образования, достижением планируемых результатов, организацией образовательной деятельности и условиями ее осуществления.
Приказом Минобрнауки России от <дата> N 1897 утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС).
В соответствии с п. 24 ФГОС Организация, осуществляющая образовательную деятельность, реализующая основную образовательную программу основного общего образования, должно иметь необходимые для обеспечения образовательной (в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья), административной и хозяйственной деятельности лингафонные кабинеты, обеспечивающие изучение иностранных языков.
Приказом Минпросвещения России от <дата> N 804 утвержден перечень средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", направленных на содействие созданию (создание) в субъектах Российской Федерации новых (дополнительных) мест в общеобразовательных организациях, модернизацию инфраструктуры общего образования, школьных систем образования, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению общеобразовательных организаций, а также определении норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания".
Так, в соответствии с п. 2.9.1 Перечня средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", направленных на содействие созданию (создание) в субъектах Российской Федерации новых (дополнительных) мест в общеобразовательных организациях, модернизацию инфраструктуры общего образования, школьных систем образования основным оборудованием для кабинета иностранного языка является программное обеспечение для лингафонного кабинета с возможностью организации сетевого взаимодействия и контроля рабочих мест учащихся учителем и обучения иностранным языкам.
В соответствии с п. п. 2.9.2, 2.9.3 Перечня основным оборудованием для кабинета иностранного языка являются наушники с микрофоном, динамики для громкого воспроизведения.
В ходе проверки установлено, что в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе ***** <адрес>, являющимся образовательным учреждением отсутствуют лингафонные кабинеты, обеспечивающие изучение иностранных языков. Обязанность по оборудованию лингафонных кабинетов, необходимых для осуществления образовательного процесса, муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением средней общеобразовательной школе ***** <адрес> в полной мере не выполняется.
Согласно п. 4.2. Устава МБОУ СОШ *****, утвержденного Приказом управления образования администрации <адрес> от <дата>, при реализации общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. Общеобразовательные программы реализуются Учреждением как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.
Согласно п. 5.3. Устава МБОУ СОШ *****, единоличным исполнительным органом Учреждения является Директор, который осуществляет текущее руководство деятельностью Учреждения.
Решением Думы города-курорта <адрес> от <дата> ***** утверждено Положение об Управлении образования администрации <адрес>, в соответствии с которым отдел образования в соответствии с возложенными на него основными задачами выступает главным распорядителем бюджетных средств для подведомственных образовательных организаций, предусмотренных на содержание отдела образования и реализацию возложенных на отдел образования функций; обеспечивает создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в подведомственных муниципальных образовательных организациях (п. <дата> Положения).
В п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> ***** «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» разъяснено, что при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по ним от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.
По факту указанных нарушений заместителем прокурора <дата> вносилось представление об устранении нарушений федерального законодательства, по результатам рассмотрения которого, нарушения до настоящего времени не устранены.
В настоящее время осуществление деятельности МБОУ СОШ ***** не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства об образовании.
Таким образом, оценивая относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, принимая во внимание установленные обстоятельства, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований.
Поскольку указанные действия могут быть совершены только ответчиками, суду, в соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, следует установить срок, в течение которого решение должно быть исполнено.
Ответчиков следует обязать в срок не позднее одного года со дня вступления в законную силу решения суда устранить допущенные нарушения законодательства путем оборудования лингафонными кабинетами.
При этом срок, в течение которого ответчики обязаны исполнить решение суда, указанный прокурором <адрес>, суд считает разумным и достаточным для исполнения решения суда.
Суд, при вынесении решения, оценивает исследованные доказательства в совокупности и учитывает, что у сторон не возникло дополнений к рассмотрению дела по существу, обе стороны согласились на окончание рассмотрения дела при исследованных судом доказательствах, сторонам также было разъяснено бремя доказывания в соответствии с положениями ст.ст.12,35,56,57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа *****, Управлению образования администрации <адрес> о возложении обязанности удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа ***** с кадетскими классами имени «ФИО3», (ОГРН 1022601223347, ИНН 2626026062), расположенное по адресу: <адрес>, Управление образования администрации <адрес> (ИНН 2626025943 ОГРН 1022601224095), расположенное по адресу: <адрес>, не позднее 1 года со дня вступления в законную силу решения суда устранить допущенные нарушения законодательства, путем оборудования лингафонными кабинетами.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Ессентукский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено <дата>.
Судья Е.А. Аветисова