№ 2-373/2023
УИД 51RS0015-01-2023-000335-46
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 июля 2023 года с. Ловозеро
Ловозерский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Кувшинова И.Л.,
при секретаре Бойко А.Ю.,
с участием прокурора Ловозерского района Мурманской области Кадерова А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес>, выступающего в защиту неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования городское поселение <адрес> о понуждении ликвидировать несанкционированную свалку мусора на земельном участке с кадастровым номером №,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ловозерского района Мурманской области, выступающий в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, в котором просит обязать администрацию муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района Мурманской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ ликвидировать несанкционированную свалку мусора на земельном участке с кадастровым номером №. Указывает, что в результате проверки соблюдения природоохранного законодательства, проведенной ДД.ММ.ГГГГ, в границах городского поселения Ревда Ловозерского района на земельном участке с кадастровым номером № возле <адрес> выявлена несанкционированная свалка отходов (доски, ящики деревянные, остатки мебели, полиэтиленовые пакеты). Земельный участок, на котором находится несанкционированная свалка мусора, расположен в границах территории муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района Мурманской области. В силу п. 19 ч. 1 ст. 5 Устава муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района Мурманской области, к вопросам местного значения городского поселения Ревда относится, в том числе организация деятельности по сбору и транспортировке твердых коммунальных отходов. Однако, органами местного самоуправления муниципального образования городское поселение Ревда не приняты меры по ликвидации несанкционированной свалки мусора.
В судебном заседании прокурор Ловозерского района Мурманской области Кадеров А.Н. поддержал исковые требования и привел доводы, аналогичные изложенным в заявлении.
Представитель ответчика, извещенный надлежащим образом о дате и времени рассмотрения деда, в судебное заседание не явился, исковые требования признает, просит установить срок до ДД.ММ.ГГГГ, рассмотреть дело в его отсутствии.
Заслушав прокурора, огласив и исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с законом Мурманской области от 29 декабря 2004 года № 582-01-ЗМО "Об утверждении границ муниципальных образований в Мурманской области", генеральным планом муниципального образования городское поселение Ревда и пгт Ревда Ловозерского района Мурманской области, утвержденным решением Совета депутатов городского поселения Ревда Ловозерского района от 25 января 2010 года № 277 и схемой к нему, земельный участок с кадастровым номером №, расположен в границах территории муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района Мурманской области и данное обстоятельство сторонами не оспаривается.
Как установлено в судебном заседании, на указанной территории находится несанкционированная мусорная свалка, которая состоит из бытовых отходов.
Данный факт подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ о проверке соблюдения природоохранного законодательства, составленной прокуратурой Ловозерского района. Наличие данной свалки сторонами также не оспаривается.
В силу ст. ст. 1, 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды":
- охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность);
- хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе ряда принципов, среди которых соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, ответственность за нарушение законодательства в области окружающей среды.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 указанного Закона, отходы производства и потребления подлежат сбору, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды.
Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения поселения относится, в том числе участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В силу п. 19 ч. 1 ст. 5 Устава муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района Мурманской области, утвержденного решением Совета депутатов городского поселения Ревда Ловозерского района № 27 от 21 декабря 2005 года (в ред. от 27 марта 2018 года № 218-03), к вопросам местного значения городского поселения Ревда относится, в том числе организация деятельности по сбору и транспортировке твердых коммунальных отходов.
Положения п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) также относят к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В соответствии со ст. 13 Закона об отходах производства и потребления, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 1 ст. 13.4 Закона об отходах производства и потребления, накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 24.6 Закона об отходах производства и потребления, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В силу ч. 4 ст. 24.7 Закона об отходах производства и потребления, собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Согласно примечанию к пункту 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. обращение с отходами. Термины и определения", введенным в действие Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28 декабря 2001 года № 607-ст, если собственник отходов не установлен, им являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
В соответствии с п. 18 "Правил обращения с твердыми коммунальными отходами", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156, собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Как следует из генеральной схемы санитарной очистки территории муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района на ДД.ММ.ГГГГ, утвержденной решением Совета депутатов городского поселения Ревда Ловозерского района от 27 марта 2018 года № 219-03, территория, на которой расположена несанкционированная свалка, находится вне зоны мест (площадок) накопления твердых бытовых отходов, обустроенных органом местного самоуправления в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно–эпидемиологического благополучия населения.
Из материалов дела следует, что собственник отходов на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном в границах муниципального образования г.п. Ревда Ловозерского района Мурманской области, не установлен, доказательств, подтверждающих принадлежность отходов каким-либо иным лицам, ответчиком не представлено, следовательно, размещенные на указанном земельном участке отходы являются собственностью данного муниципального образования.
На момент рассмотрения настоящего дела указанная выше несанкционированная свалка твердых бытовых отходов не ликвидирована.
Таким образом, администрацией муниципального образования городское поселение Ревда не приняты меры, необходимые для надлежащего санитарного состояния указанной в иске территории, поскольку сам факт существования свалки свидетельствует о ненадлежащем выполнении администрацией обязанности по организации санитарной очистки территории поселка. Доказательств принятия каких-либо мер по выявлению и пресечению незаконных действий по сбросу отходов либо невозможности принятия таких мер, представителем ответчика не представлено.
Кроме того, поскольку действующее законодательство не связывает реализацию органами местного самоуправления полномочий по обращению с отходами производства и потребления с их финансовыми возможностями, несостоятельными являются и доводы представителя ответчика относительно отсутствия средств в бюджете на реализацию мероприятий по организации ликвидации несанкционированных свалок, которые к тому же, документально не подтверждены.
В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Анализируя срок для устранения несанкционированной свалки мусора, в три месяца со дня вступления решения суда в законную силу, суд находит его разумным и достаточным для исполнения решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 206 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░