Дело № 2-320/2024
УИД61RS0003-01-2023-005805-27
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 февраля 2024 года г. Ростов-на-Дону
Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Волковой Е.В.,
при секретаре Коховой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искуКравченко Н.И. Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области об обязании включить в страховой стаж периоды работы, и произвести перерасчет,
УСТАНОВИЛ:
Кравченко Н.И. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области об обязании включить в страховой стаж периоды работы и произвести перерасчет страховой пенсии.
В обоснование своих требований истец ссылается на то, что с ДД.ММ.ГГГГ является получателем страховой пенсии по старости в соответствии со ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Вместе с тем, при назначении пенсии не были учтены периоды работы истца с 1971 по ДД.ММ.ГГГГ в колхозе «Путь к коммунизму», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Артемовском районном объединении «Сельхозхимия», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в старательской артели «Зея» прииска «Дамбуки» объединения «Амурзолото», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в старательской артели «Альчанец» прииска «Ольчан» комбината «Индигирзолото», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Золотодобывающая артель старателей «Тайга».
Истец не согласен с данным решением, и с учетом неоднократных уточнений исковых требований, просит суд обязать ответчика включить в страховой стаж периоды работыс ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в колхозе «Путь к коммунизму», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Артемовском районном объединении «Сельхозхимия», включить в страховой и специальный страховой стаж в соответствиис п.6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗот 28.12.2013г. «О страховых пенсиях» период работыс ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в старательской артели «Зея» прииска «Дамбуки» объединения «Амурзолото», включить в страховой и специальный страховой стаж в соответствиис п.6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013г. «О страховых пенсиях» периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в старательской артели «Альчанец» прииска «Ольчан» комбината «Индигирзолото», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Золотодобывающая артель старателей «Тайга», произвести перерасчет пенсии с момента ее назначения, а именно с ДД.ММ.ГГГГ.
Стороны в судебное заседание не явились, извещены о дате и времени слушания дела надлежащим образом.
Дело в отсутствие сторон рассмотрено судом в порядке ст.167 ГПК РФ.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление правил исчисления пенсий, к компетенции законодателя (статья 39).
Отношения в сфере пенсионного обеспечения последовательно регулировались Законом СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях» (в период до 01.01.1992) Законом СССР от 15.05.1990 «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», (в период с 11.01.1992 по 31.12.2001) Законом Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в период с01.01.2002 по 31.12.2014) и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлен Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее также Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2015.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях".
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии отдельным категориям граждан регламентировано статьей 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", пунктом 6 части 1 которой предусмотрено, что право на назначение досрочной пенсии по возрасту предоставлено женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет врайонах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.
В судебном заседании установлено, что Кравченко Н.И. с ДД.ММ.ГГГГ является получателем страховой пенсии по старости в соответствии со ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Вместе с тем, при назначении пенсии не были учтены периоды работы истца ДД.ММ.ГГГГ в колхозе «Путь к коммунизму», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Артемовском районном объединении «Сельхозхимия», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в старательской артели «Зея» прииска «Дамбуки» объединения «Амурзолото», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в старательской артели «Альчанец» прииска «Ольчан» комбината «Индигирзолото», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Золотодобывающая артель старателей «Тайга».
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом 28.12.2013 № 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (ч.3 ст.2Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ).
13.03.1992 государствами - участниками Содружества Независимых Государств, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13.03.1992).
В соответствии со ст.1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу ст.6 Соглашения назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.
При назначении пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Украине) и которые включаются в страховой стаж, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, и имевших место за пределами Российской Федерации до 01.01.2002 (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 01.01.2002 стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, за пределами Российской Федерации после 01.01.2002 (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
С учетом того, что Кравченко Н.И. является лицом, прибывшим на территорию Российской Федерации, в настоящее время имеет паспорт гражданина РФ, к спору подлежат применению положения специального законодательства.
Поскольку в соответствии с Соглашением от 08.12.1991 «О создании Содружества Независимых Государств», ратифицированным Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 №2014-1, Союз Советских Социалистических Республик прекратил свое существование 12.12.1991, то из буквального толкования п.2 ст.6 Соглашения от 13.03.1992 следует, что для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12.12.1991, а после распада этих государств - до 13.03.1992.
Никаких изменений, дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств-участников этого Соглашения, за иной период, в данное Соглашение не вносилось.
Как следует из Письма Министерства Социальной защиты населения РФ от 31.01.1994 № 1-369-18, пенсионное обеспечение граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств-участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина) производится в порядке, предусмотренном указанным Соглашением.
В силу п.5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР (Приложение № 1 к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 № 99р (в редакции от 28.01.2005) «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего ССР») для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств-участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах-участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29.01.2003 №203-16).Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. При этом периоды работы по найму после 01.01.2002 (после вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства-участника Соглашения от 13.03.1992 подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
В этой связи, трудовой стаж по трудовому договору, имевший место в государствах-участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ до 13.03.1992, с применением норм пенсионного законодательства Российской Федерации, а периоды по трудовому договору с 14.03.1992 и по найму с 01.01.2002 подлежат включению в страховой стаж исключительно при уплате страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
При новом установлении пенсии документы, оформленные до распада СССР (до 01.12.1991) и содержащиеся в них сведения о трудовом (страховом) стаже за периоды до распада СССР при отсутствии сомнений в достоверности сведений, указанных в документах, могут рассматриваться без дополнительного подтверждения при их надлежащем оформлении, так как на всей территории СССР действовали единые нормативные правовые акты по оформлению документов о стаже и подтверждению сведений, содержащихся в них.
Сведения, содержащиеся в документах о трудовом (страховом) стаже, приобретенном на территории иностранного государства после распада СССР, а также в том случае, если прием на работу осуществлялся до распада СССР, а увольнение после распада СССР, либо документы выданные после распада СССР, подтверждаются в установленном законом порядке.
В соответствии со ст. 10 Соглашения от 13.03.1992 компетентные учреждения (органы) государств - участников Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.
В настоящее время вступил в силу Закон от 11.06.2022 №175-ФЗ «О денонсации Российской Федерацией соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения», вступающий в силу 30.06.2022, о выходе России из Соглашения о гарантиях прав граждан СНГ в области пенсионного обеспечения.
Вместе с тем данным актом гарантировано сохранение ранее установленного объема прав по соглашению до 31.12.2022. Таким образом, при разрешении спора суд руководствуется положениями вышеприведенного соглашения.
Из изложенного следует, что при установлении пенсий в рамках Соглашения 1992 года с бывшими республиками СССР территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации необходимо осуществлять подтверждение трудового (страхового), льготного стажа, приобретенного на территории государств - участников соглашения, а также подтверждение о сохранении института досрочных страховых пенсий путем направления запросов в адрес компетентных учреждений (органов) этих государств. Решение об установлении пенсии должно выноситься на основании документов о трудовом (страховом) стаже и только при условии надлежащего их подтверждения.
Таким образом, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, руководствуясь нормами пенсионного законодательства Российской Федерации, должны предъявлять соответствующие требования к оформлению и подтверждению документов о трудовом (страховом) стаже и заработке граждан, приобретенных на территории государств - участников соглашения.
Выносить решения о включении в стаж периодов работы, протекавших в странах бывшего СССР после его распада, органы Пенсионного Фонда РФ не могут без подтверждения факта наличия данного стажа, поскольку у вновь образованных после распада СССР стран появилось свое законодательство как в области трудового, так и в области пенсионного права и делать заключения о соответствии представленных для назначения пенсии документов о работе, протекающей за пределами РФ, работе, дающей право на страховую пенсию по старости, протекавшей в РФ, органы ПФР без заключения компетентного органа иностранного государства не могут, тем более, что ст. 10 «Соглашения о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения государств - участников Содружества Независимых Государств» предусмотрено принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.
Иной подход означает предоставление неравных условий для граждан, работавших в Российской Федерации, по которым органы Пенсионного фонда Российской Федерации могут в полной мере произвести требуемую проверку, в том числе с выходом по месту нахождения страхователя и граждан, имеющих трудовую деятельность в странах СНГ, по которым аналогичной возможности не имеется.
В этой связи территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации необходимо во всех случаях осуществлять подтверждение обоснованности и достоверности указанных в справках сведений о стаже (или о заработной плате), приобретенных на территории государств - участников соглашений, путем направления соответствующих запросов в адрес компетентных учреждений (органов) этих государств.
При новом установлении пенсии документы, оформленные до распада СССР (до 01.12.1991) и содержащиеся в них сведения о трудовом (страховом) стаже за периоды до распада СССР при отсутствии сомнений в достоверности сведений, указанных в документах, могут рассматриваться без дополнительного подтверждения при их надлежащем оформлении, так как на всей территории СССР действовали единые нормативные правовые акты по оформлению документов о стаже и подтверждению сведений, содержащихся в них.
Так, в силу положений ч. 9 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.
В соответствии с ч. 8 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ в случае проведения проверки документов, необходимых для установления страховой пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе приостановить срок рассмотрения заявления до завершения проверки, представления документов, запрошенных в указанных органах иорганизациях, но не более чем на три месяца.
При этом, порядок рассмотрения заявлений об установлении пенсии и документов, представленных для ее установления, порядок установления пенсии и правила проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, установлены «Правилами обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденными Приказом Минтруда России от 05.08.2021 №546н.
Согласно п. 15 Приказа Минтруда России №546н территориальным органам Пенсионного фонда РФ принадлежит право принимать решения и распоряжения об установлении либо об отказе в ее установлении, перерасчета на основе всестороннего объективного рассмотрения всех представленных документов. Устанавливать факт принадлежности документов органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, не вправе.
Как следует из п. 67 Правил №546н основанием для проведения проверки документов (сведений), необходимых для установлений пенсии, является решение территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о проведении проверки.
Для этого территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации направляют запросы в адрес компетентных учреждений (органов) этих государств.
Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (п.2 ст.3 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
В соответствии с п.11 Постановления Правительства РФ от 02.10.2014 №1015 «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа для назначения страховой пенсии по старости, определены ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст.ст. 11 и 12 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами впорядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст.14 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст.ст. 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные ст.11 Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (ч.3 ст.14 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Согласно ч.4 ст.14 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 №1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Из положений ст. 3 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
В силу п.1 и п.2 ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст.8.1 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60ГПК РФ.
В материалы дела представлена трудовая книжка колхозника с датой заполнения ДД.ММ.ГГГГ, выданная на имя Кравченко Н.И. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в которой указаны сведения о трудовой деятельности Кравченко Н.И. с ДД.ММ.ГГГГ в колхозе «Путь к коммунизму», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>ном объединении «Сельхозхимия».
Также в материалы дела представлена трудовая книжка №, с датой заполнения ДД.ММ.ГГГГ, выданная на имя Кравченко Н.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в которой отражены сведения о трудовой деятельности Кравченко Н.И. в том числе о периодах работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в старательской артели «Зея» прииска «Дамбуки» объединения «Амурзолото», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в старательской артели «Альчанец» прииска «Ольчан» комбината «Индигирзолото», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Золотодобывающая артель старателей «Тайга».
В период внесения указанных сведений действовала Инструкция о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденная Постановлением Госкомтруда СССР от ДД.ММ.ГГГГ №.
Пункт 2.13 данной Инструкции предусматривал, что запись о приеме на работу вносится в следующем порядке: «В графе 3 раздела «Сведения о работе» в виде заголовка пишется полное наименование предприятия. Под этим заголовком в графе 1 ставится порядковый номер вносимой записи, в графе 2 указывается дата приема на работу. Под этим заголовком в графе 1 ставится порядковый номер вносимой записи, в графе 2 указывается дата приема на работу. В графе 3 пишется: «Принят или назначен в такой-то цех, отдел, подразделение, участок, производство» с указанием их конкретного наименования, а также наименования работы, профессии или должности и присвоенного разряда. Записи о наименовании работы, профессии или должности, на которую принят работник, производятся: для рабочих - в соответствии с наименованиями профессий, указанных в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих; для служащих - в соответствии с наименованиями должностей, указанных в Единой номенклатуре должностей служащих, или в соответствии со штатным расписанием. Перевод работника на другую постоянную работу на том же предприятии оформляется в таком же порядке, как и прием на работу.
Согласно положениям ч.1 ст.66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Указанные записи не содержат никаких исправлений, заверены оттисками печатей организаций, в которых работал истец, указаны реквизиты приказов, на основании которых внесены данные записи. При этом каких-либо оснований полагать, что данные записи содержат неправильные или неточные сведения, не имеется.
В силу п. 3 Примерного Устава колхоза, утвержденного Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР от 28 ноября 1969 г. N 910, членами колхоза могут быть граждане, достигшие 16-летнего возраста и изъявившие желание своим трудом участвовать в общественном хозяйстве колхоза. Прием в члены колхоза производится общим собранием колхозников по представлению правления колхоза в присутствии лица, подавшего заявление. Заявление о приеме в члены колхоза рассматривается правлением колхоза в месячный срок. На каждого члена колхоза ведется "Трудовая книжка колхозника" единого образца.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в страховой стаж Кравченко Н.И. подлежат включению периоды работы, которые осуществлялись истцом с момента достижения возраста 16 лет.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о включении в страховой стаж истца периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в колхозе «Путь к коммунизму», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Артемовском районном объединении «Сельхозхимия».
Рассматривая требования истца в части включения в страховой и специальный страховой стаж в соответствиис п.6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013г. «О страховых пенсиях» период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в старательской артели «Зея» прииска «Дамбуки» объединения «Амурзолото», в страховой и специальный страховой стаж в соответствиис п.6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013г. «О страховых пенсиях» периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в старательской артели «Альчанец» прииска «Ольчан» комбината «Индигирзолото», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Золотодобывающая артель старателей «Тайга», суд приходит к следующим выводам.
В стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях засчитываются периоды работы и (или) иной деятельности при условии если за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом учитывается специальный порядок начисления и выплаты заработной платы работникам старательских артелей, а также специальный порядок уплаты за указанных работников страховых взносов работодателем в Пенсионный фонд Российской Федерации. Выплата заработной платы осуществляется по конечным результатам работы, а окончательный расчет по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации за этих работников производится после окончании старательского (промывочного) сезона. В связи с чем, периоды работы, за которые заработная плата начислялась по результатам производственной деятельности, могут быть засчитаны в стаж работы и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера с учетом продолжительности старательского (промывочного) сезона.
При отсутствии сведений о продолжительности старательского (промывочного) сезона подсчет стажа на соответствующих видах работ может быть осуществлен по фактической продолжительности, т.е. с учетом месяцев, в которые начислялась заработная плата.
В материалы дела представлена архивная справка от ДД.ММ.ГГГГ №, выданная МКУ «Отдел культуры, архивного дела, молодежной политики и спорта администрации Зейского муниципального округа», согласно которой в документах архивного фонда открытого акционерного общества «Артель старателей «Зея», в распоряжениях по личному составу артели старателей «Зея» прииска «Дамбуки» объединения «Амурзолото» ДД.ММ.ГГГГ годы, в личных карточках формы Т-2, работников, уволенных в 1991 году, имеются сведения о Кравченко Н.И. : распоряжением председателя артели старателей «Зея» от ДД.ММ.ГГГГ № Кравченко Н.И. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения (сведения из личной карточки формы Т-2) принят с ДД.ММ.ГГГГ; распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ № Кравченко Н.И. , машинист бульдозера, уволен с ДД.ММ.ГГГГ по ст. 31 КЗОТ РСФСР.
Артель старателей «Зея» прииска «Дамбуки» объединения «Амурзолото» в ДД.ММ.ГГГГ находилась на территории Зейского района Амурской области.
Правительственных документов, регламентирующих отнесение Зейского района Амурской области к местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в фондах муниципального архива не имеется. Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утверждён Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 г. № 1029.
В архивной справке от ДД.ММ.ГГГГ № выданной МКУ «Отдел культуры, архивного дела, молодежной политики и спорта администрации Зейского муниципального округа» представлены сведения о начислении заработной платы Кравченко Н.И. за период работы в артели старателей «Зея» прииска Дамбуки объединения «Амурзолото» с ДД.ММ.ГГГГ отработано следующее количество 12 часовых трудодней за сезон: март-№ дней, апрель №, май № дней, июнь № дней, июль № день, август № день, сентябрь № дней, октябрь № дня, в ДД.ММ.ГГГГ отработано следующее количество 12 часовых трудодней за сезон: март № дней, апрель № дней, май № дней, июнь № дней, июль № день, август № дней, сентябрь № дней, октябрь № дней.
Как усматривается из письма архивного отдела администрации МР «Оймяконский улус» № от ДД.ММ.ГГГГ Документы по личному составу старательской артели «Альчанец» сданы на архивное
хранение частично, книги приказов по личному составу, лицевые счета по заработной плате за ДД.ММ.ГГГГ гг. на архивное хранение не поступали. Личная карточка формы Т-2 на Кравченко Н.И. не значится.
Территория деятельности старательской артели «Альчанец» относятся к району Крайнего Севера Республики Саха (Якутия) Оймяконского улуса (района).
Старательская артель «Альчанец» ликвидирована, документы по личному составу хранятся в архивном отделе администрации МР «Оймяконский улус».
Кравченко Н.И. в спорный период проживал на территории района Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Таким образом, суд приходит к выводу, что истец в спорный период осуществлял трудовую деятельность в районах Крайнего Севера.
Учитывая изложенное, а также тот факт, что согласно письменным возражениям ответчика, спорные периоды работы не включены в специальный страховой стаж Кравченко Н.И. по тем основаниям, что по записям в трудовой книжке определить месторасположение старательской артели невозможно, так как отсутствуют сведения о населенном пункте, относящемся к РКС или МПКС, суд приходит к выводу о включении в специальный страховой стаж в соответствии с п.6 ч.1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013г. «О страховых пенсиях» периоды работы Кравченко Н.И. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в старательской артели «Альчанец» прииска «Ольчан» комбината «Индигирзолото».
Рассматривая требования истца в части включения в специальный страховой стаж периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Золотодобывающая артель старателей «Тайга», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, сДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в старательской артели «Зея» прииска «Дамбуки» объединения «Амурзолото», суд приходит к выводу об отказе в их удовлетворении по тем основаниям, что данные периоды включены пенсионным органом в специальный страховой стаж в добровольном порядке.
Требования истца в части включения в специальный страховой стаж периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ поДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в старательской артели «Зея» прииска «Дамбуки» объединения «Амурзолото», также удовлетворению не подлежат, поскольку истцом в нарушение ст.56 ГПК РФ не представлены сведения о продолжительности старательского (промывочного) сезона на соответствующих видах работ, а также подтверждение начисления заработной платы в спорные периоды.
Исходя из п. 3 ч.2 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ, размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
В соответствии с ч. 2 ст.26 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗначисленные суммы страховой пенсии, выплата которых была приостановлена органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и которые не были востребованы пенсионером своевременно, выплачиваются ему за прошедшее время, но не более чем за три года, предшествующие месяцу, следующему за месяцем, в котором он обратился за получением начисленной страховой пенсии. Страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2017 №1575-О положения данной нормы, обеспечивая сохранение выплаты не полученной пенсионером своевременно пенсии за прошедшее время, но не более чем за три года, согласуется со статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающей общий срок исковой давности, направлено на достижение правовой определенности, а закрепленное в данной статье правило о том, что в случае вины органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплата пенсионеру всех причитающихся ему сумм производится без ограничения каким-либо сроком, гарантирует восстановление нарушенных пенсионных прав граждан и надлежащую их реализацию.
Таким образом, учитывая, что сведения о работе истца указаны в трудовых книжках и справках, предоставленных истцом при подаче заявления о назначении страховой пенсии, что не было учтено ответчиком при рассмотрении заявления истца о назначении пенсии, суд приходит к выводу о том, что перерасчет размера пенсии необходимо произвести с момента ее назначения, так как с этого времени при включении в страховой стаж истца спорного периода работы истец имел право на получение пенсии в большем размере.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░ 1026103162579) ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. (░░░░░░░ ░░ №) ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░ «░░░░ ░ ░░░░░░░░░░», ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.6 ░. 1 ░░. 32 ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ №400-░░ ░░ 28.12.2013░. «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░» ░░░░░░░ «░░░░░░» ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░ 1026103162579) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. (░░░░░░░ ░░ №) ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ -░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░-░░-░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 21 ░░░░░░░ 2024 ░░░░.