копия
Дело № 2-118/2024
24RS0044-01-2023-001087-32
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 февраля 2024 года г. Заозерный
Рыбинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи – Кайдалиной Н.М.,
при секретаре Богдановой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске к ООО «Сфера» о возложении обязанности разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске обратился в суд с иском к ООО «Сфера» о возложении обязанности разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. Требования мотивированы тем, что территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора за качеством питьевой воды, подаваемой ООО «Сфера» населению <адрес>, за ДД.ММ.ГГГГ год установлено несоответствие качества питьевой воды: из системы централизованного водоснабжения - скважины, по адресу: <адрес>, <адрес> разводящая сеть: из водоразборного крана в административном здании по адресу: <адрес> по санитарно-химическому показателю «фториды»: превышение гигиенического норматива в 1.2 раза. По результатам анализа было направлено уведомление о несоответствии нормативам качества питьевой воды в администрацию Ирбейского сельсовета Ирбейского района Красноярского края и в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение - ООО «Сфера». При употреблении в питьевых и хозяйственно-бытовых целях воды, не соответствующей гигиеническим нормативам по химическому показателю фториды, существует реальная угроза здоровью граждан в виде развития различных заболеваний человека. Согласно договору безвозмездного пользования и обслуживания муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> передано ООО «Сфера» муниципальное имущество для использования в целях водоснабжения. Одним из видов деятельности ООО «Сфера» является забор, очистка и распределение воды, что следует из выписки из ЕГРЮЛ. Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ ООО «Сфера» является организацией, осуществляющей холодное водоснабжение. На момент составления настоящего искового заявления план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не согласован с территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске (на согласование не направлялся). Отсутствие разработанного и согласованного в установленном законом порядке плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не позволит включить данные мероприятия в инвестиционную программу, следовательно, мероприятия по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями по санитарно-химическим показателям не будут запланированы, реализованы. Просят суд обязать ООО «Сфера» разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена администрация <адрес>.
В судебное заседание представитель истца – Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель ответчика ООО «Сфера» в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах не явки суд не уведомил, заявлений, ходатайств суду не представил.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации Ирбейского района Красноярского края в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрении дела извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
Судом принято решение о рассмотрении дела в порядке заочного производства в соответствии с главой 22 ГПК РФ.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований по следующим основаниям.
Статьями 41, 42 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно пункту 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения, предусмотренными Федеральным законом от 7 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Подпунктом «а» пункта 1 статьи 1 Закона Красноярского края от 15 октября 2015 года №9-3724 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края» за сельскими поселениями Красноярского края закреплен вопрос местного значения: организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу требований ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
Согласно требованиям ст. 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.23 Федерального закона от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Согласно пункту 1227 таблицы 3.13 раздела III Нормативы качества и безопасности воды СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» показатель «фториды» в воде не должен превышать 1,5 мг/дм3.
На основании ч.4 ст. 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжения и водоотведении» органы местного самоуправления в пределах их полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения вправе запрашивать у организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, информацию, необходимую для осуществления полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, а указанные организации обязаны предоставить запрашиваемую информацию.
В силу положений ст. 23 указанного Закона, организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона (ч.1). Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям (ч.2). Органы местного самоуправления обязаны не реже одного раза в год размещать в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети «Интернет») сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории поселения, городского округа, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов (ч.10).
В судебном заседании установлено, что собственником объекта недвижимости - Башня Рожнова с насосной скважиной, расположенной по адресу: <адрес> кадастровый № является Муниципальное образование Ирбейский район Красноярского края, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д.77-82).
Кроме того, администрацией <адрес> предоставлена информация о том, что водопроводная сеть от водонапорной башни по адресу: <адрес>, <адрес> составляет 9 200 метров. Вопроводная сеть проходит по улицам: Кооперативная, Ленина, пер. Красноармейский, пер.Кузнецкий, пл.Ленинская, ул.Давыдова, Дружбы, Комсомольская, Строительная, Новая, пер.Московский, пер.Октябрьский. Пользуются водой из указанной водопроводной сети население 412 человек, детский сад, административные здания (л.д.98).
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Ирбейского района Красноярского края (далее – ссудодатель) и ООО «Сфера» (далее - ссудополучатель) заключен договор безвозмездного пользования и обслуживания муниципальным имуществом, согласно которого ссудодатель обязуется передать в безвозмездное срочное пользование и обслуживание ссудополучателю имущество, указанное в приложении № к настоящему договору, в том числе: сооружение - Башня Рожнова с насосной скважиной, по адресу: <адрес> застроенная площадь 24,9 кв.м., кадастровый №, год ввода – 2001; водонапорная башня по адресу: <адрес>, <адрес> кадастровый №, год ввода – 2018 года; скважина по адресу: <адрес>, <адрес> глубина 100 метров, кадастровый №, год ввода – 2001 (л.д.52-54, 55-56).
Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора за качеством питьевой воды, подаваемой ООО «Сфера» населению <адрес>, проведены лабораторные исследования питьевой воды, отобранных в соответствующих точках отбора, установлено несоответствие качества питьевой воды, что следует из протоколов исследований № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.26-27, л.д.28-29, л.д.30-31, л.д.32-33, л.д.34-35, л.д.36-37, л.д.38-39,л.д.40-41, л.д.42-43).
По результатам анализа было направлено уведомление о несоответствии нормативам качества питьевой воды (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ) в администрацию Ирбейского сельсовета <адрес> и в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение - ООО «Сфера». В уведомлении указано на необходимость организации, осуществляющей холодное водоснабжение – ООО «Сфера» в течение 3-х месяцев с момента получения технического задания, выполненного администрацией Ирбейского сельсовета Ирбейского района Красноярского края разработать или внести изменения в план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с органом, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Уведомление получено ООО «Сфера» - ДД.ММ.ГГГГ, администрацией Ирбейского сельсовета <адрес> – ДД.ММ.ГГГГ (л.д.44-45, 49, 51). Сведений об исполнении уведомления суду не представлено.
Указанные обстоятельства являются нарушениями п. 1 ст. 11, п. 1 ст. 19 Федерального закона РФ от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч. 7 ст. 8. ст. 23 Федерального закона РФ от 07 декабря 2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», п. 1227 СанПиН 2.1.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Между тем, ООО «Сфера» не приняты меры по доведению качества питьевой воды до нормативных значений по показателям: фториды, что подтверждается протоколами лабораторных исследований.
Доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства, ответчиком не представлено, в ходе рассмотрения дела не добыто.
Учитывая, что качество питьевой воды в системе холодного водоснабжения не соответствует нормативам, бездействие ООО «Сфера» создает риск причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Таким образом, понуждение к исполнению санитарного законодательства является необходимым в целях обеспечения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья.
Всё вышеизложенное говорит о грубом нарушении законных прав граждан. Статья 2 Конституции РФ устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
ООО «Сфера» является ресурсоснабжающей организацией, подающей холодную воду потребителям с. Ирбейское Ирбейского района Красноярского края, что обязывает подавать потребителям воду надлежащего качества.
Обязанность по обеспечению соответствия качества питьевой воды в силу прямого указания законодателя возложена на организации, осуществляющие холодное водоснабжение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения, и не может находиться в зависимости от каких-либо внешних факторов.
Таким образом, действия ООО «Сфера» по предоставлению коммунальных услуг по холодному водоснабжению ненадлежащего качества жителям домов, расположенных в с.Ирбейское, могут образовывать факторы вредного воздействия на здоровье или жизнь человека и благоприятные условия его жизнедеятельности, санитарно-эпидемиологическое благополучие, либо создавать угрозу жизни или здоровью будущих поколений.
На основании установленных судом обстоятельств, руководствуясь вышеприведенными нормами права, суд находит исковые требования Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г.Канске обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Как следует из положений ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Согласно ст. 210 ГПК РФ исполнение решения суда связано с момента вступления его в законную силу.
При этом по смыслу закона срок исполнения решения суда подлежит установлению относительно момента его вступления в законную силу (за исключением случает, когда срок исполнения обязанности законодательно установлен конкретной датой).
С учетом конкретных обстоятельств, в частности, необходимости времени для разрешения вопроса по разработке плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласования его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, суд полагает возможным установить для ответчика срок 1 (один) год со дня вступления решения в законную силу для исполнения возложенных на него обязанностей, принимая во внимание разумность его пределов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 233- 235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске к ООО «Сфера» о возложении обязанности разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями - удовлетворить.
Обязать ООО «Сфера» (ОГРН 1072460001536) разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий Н.М. Кайдалина
<данные изъяты>