УИД 65RS0016-01-2022-000329-33
Дело № 2-247/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 мая 2022 года город Углегорск
Углегорский городской суд Сахалинской области в составе:
председательствующего – Стародубцевой М.А.
при секретаре – Ивановой А.С.,
с участием истца Майоровой Ю.В.,
представителя ответчика Баль Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Углегорского городского суда гражданское дело по исковому заявлению Майоровой Юлии Владимировны к администрации Углегорского городского округа Сахалинской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
08 апреля 2022 года Майорова Ю.В. обратилась в суд с иском к администрации Углегорского городского округа Сахалинской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, по договору социального найма.
В обоснование заявленных требований указано, что истец в марте 2020 года обратилась в КУМС Углегорского городского округа с заявлением о предоставлении помощи в решении вопроса жилья, так как своего жилого помещения не имела. Постановлением администрации Углегорского городского округа № от 19 февраля 2020 года истцу по договору коммерческого найма № от 04 марта 2020 предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 32,5 кв.м. В последующем срок действия данного договора был продлен дополнительным соглашением к нему. После получения квартиры, истец сразу временно в ней зарегистрировалась, и проживает до настоящего времени. Предоставленное жилое помещение было в неудовлетворительном состоянии, в связи с чем истцом проведен его капитальный ремонт (вставлены окна, двери, поклеены обои, побелены потолки). Как квартиросъемщик, истец пользуется жилым помещением более трех лет, участвует в расходах на ремонт, уплачивает обязательные платежи по содержанию квартиры. Заключить договор социального найма на спорное жилое помещение в администрации Углегорского городского округа отказались.
В судебном заседании истец Майорова Ю.В. заявленное требование поддержала в полном объеме, настаивала на его удовлетворении, привела доводы, аналогичные исковому заявлению.
Представитель ответчика Баль Н.В. полагала заявленное требование не подлежащим удовлетворению.
Выслушав пояснения сторон спора, исследовав материалы гражданского дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно статье 10 Жилищного кодекса РФ, жилищные права и обязанности возникают и прекращаются не иначе, как по основаниям и в порядке, предусмотренном законом.
Частями 1 и 2 статьи 60 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
В соответствии с пунктом 1 статьи 61 Жилищного кодекса РФ пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с данным кодексом, договором социального найма этого жилого помещения.
Действующим гражданским законодательством (статья 671 Гражданского кодекса РФ) предусмотрена также такая правовая категория, как договор найма жилого помещения, по которому одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.
Договор социального найма, регулируемый нормами жилищного законодательства, и договор найма (коммерческого), регулируемый нормами гражданского законодательства, являются различными правовыми актами, влекущими различные юридические последствия.
Согласно разъяснениям, приведенным в абзаце 2 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», принимая во внимание, что жилое помещение может выступать объектом как гражданских, так и жилищных правоотношений, судам следует иметь в виду, что гражданское законодательство в отличие от жилищного законодательства регулирует отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением жилым помещением как объектом экономического оборота (например, сделки с жилыми помещениями, включая передачу в коммерческий наем жилых помещений).
При этом в соответствии с правилами статьи 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения имуществом. Соответственно характер пользования имуществом собственник определяет самостоятельно.
Согласно статье 19 Жилищного кодекса РФ под жилищным фондом понимается совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации. В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на: частный жилищный фонд, государственный жилищный фонд, муниципальный жилищный фонд.
В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на: жилищный фонд социального использования, специализированный жилищный фонд, индивидуальный жилищный фонд, жилищный фонд коммерческого использования.
В силу подпункта 4 пункта 2 статьи 19 Жилищного кодекса РФ жилищный фонд коммерческого использования - совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование, за исключением жилых помещений, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части.
Согласно пункту 1 статьи 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 32,5 кв.м., предоставлено Майоровой Ю.В., на основании договора коммерческого найма жилого помещения муниципального жилищного фонда № от 04 марта 2020 года, на 11 месяцев с 06 марта 2020 года по 05 февраля 2021 года.
Дополнительным соглашением № от 09 марта 2022 года, срок действия вышеуказанного договора продлен по 01 декабря 2022 года.
При заключении договора истец Майорова Ю.В. была осведомлена, что спорное жилое помещение предоставлено ей на условиях коммерческого найма, была согласна с этими условиями, о чем свидетельствует собственноручная подпись истца в договоре и дополнительном соглашении.
При этом договор коммерческого найма № от 04 марта 2020 года истцом Майоровой Ю.В. не оспорен, а собственник жилого помещения, в свою очередь, распорядился своими правами, предоставив его истцу на условиях коммерческого найма.
Нарушений порядка отнесения жилого помещения к жилищному фонду коммерческого использования не установлено, истом в подтверждение данного факта доказательств суду не представлено.
Более того, каких-либо положений, позволяющих, в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к жилищному фонду коммерческого использования, отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора, право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит.
На основании пункта 3 статьи 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа входит обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Жилищное законодательство РФ в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), базируется на заявительном характере учёта лиц, нуждающихся в обеспечении жильём. Факт такого учёта означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом РФ или иными нормативными правовыми актами РФ или субъекта РФ оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Реализуя соответствующие полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе РФ предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда (ч.1); малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке; малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (ч.2).
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ право на получение в пользование жилого помещения по договору социального найма имеют граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РФ решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 Жилищного кодекса РФ).
Таким образом, в соответствии с жилищным законодательством заключение договора социального найма жилого помещения является возможным только в отношении граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений, в пределах нормы предоставления на основании решения, принятого либо утвержденного органом исполнительной власти, местного самоуправления.
Судом установлено, что постановлением администрации Углегорского городского округа № от 25 мая 2021 года истец Майорова Ю.В. с составом семьи 2 человека (дочь М.Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения) принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на основании пункта 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ (как являющиеся членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы).
По сообщению администрации Углегорского городского округа Сахалинской области от 28 марта 2022 года Майорова Ю.В. с 25 мая 2021 года состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма муниципального жилищного фонда, под порядковым номером 72.
При этом данных о том, что истец Майорова Ю.В. обладает правом на внеочередное предоставление жилого помещения, материалы дела не содержат.
Таким образом, жилое помещение будет предоставлено истцу Майоровой Ю.В. и члену ее семьи по договору социального найма, в порядке очередности исходя из времени принятия на учет, согласно положениям части 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ.
В этой связи суд, в силу вышеуказанных положений законодательства, приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленного требования о возложении на ответчика обязанности предоставить жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, по договору социального найма.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194–199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении искового заявления Майоровой Юлии Владимировны к администрации Углегорского городского округа Сахалинской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма, – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Сахалинский областной суд через Углегорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 16 мая 2022 года.
Председательствующий М.А. Стародубцева