Судья: Меркулов Д.Б. дело № 11-227/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 мая 2023 года г. Воскресенск Московской области
Воскресенский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Шикановой З.В.,
при секретаре судебного заседания Снурницыной М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства апелляционную жалобу Зайцева Вячеслава Викторовича на решение мирового судьи 13 судебного участка Воскресенского судебного района Московской области от 09.11.2022года по гражданскому делу № 2-2781/2022 по исковому заявлению ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» к Зайцеву Вячеславу Викторовичу о взыскании задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, пени и судебных расходов,
УСТАНОВИЛ :
09.11.2022года мировым судьей 13 судебного участка Воскресенского судебного района Московской области принято решение по делу № 2-2781/2022 по иску ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» к Зайцеву В.В. о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги, на основании которого исковые требования истца удовлетворены (л.д. 42, 46-51).
Не согласившись с указанным выше решением мирового судьи, ответчик по делу Зайцев В.В. подал апелляционную жалобу (л.д. 54-56, 62), в которой заявитель просит решение мирового судьи 13 судебного участка Воскресенского судебного района Московской области от 09.11.2022года по данному делу отменить.
Заявленные требования Зайцев В.В. мотивирует тем, что в спорный период времени ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» не занималось вывозом ТКО непосредственно от домов в д. Маришкино Воскресенского городского округа Московской области. Таким образом, истцом услуга по вывозу ТКО до января 2021г. фактически не оказывалась, в связи с чем, обязательства по оплате у Зайцева В.В. отсутствуют.
Апелляционным определением Воскресенского городского суда Московской области от 09.02.2023г. апелляционная жалоба Зайцева В.В. на решение мирового судьи судебного участка №13 Воскресенского судебного района Московской области от 09.11.2022г. по гражданскому делу № 2-2781/2022 снята с рассмотрения для исправления описки и устранения технической ошибки в решении мирового судьи от 09.11.2022г. (л.д. 78).
Определением мирового судьи судебного участка №13 Воскресенского судебного района Московской области, исправлены описки и устранены технические ошибки в решении мирового судьи судебного участка №13 Воскресенского судебного района Московской области от 09.11.2022г. по гражданскому делу № 2-2781/2022 (л.д. 81-82).
В судебном заседании 17 мая 2023г. заявитель Зайцев В.В. апелляционную жалобу поддержал. Пояснил, что с решением мирового судьи от 09.11.2022 года не согласен. С ним не был заключен договор ООО «ЭКОЛАЙН-Воскресенск», ему не предоставлялась услуга по вывозу мусора в размере три ведра от двух пенсионеров. Проживает в частном доме по адресу: МО, <адрес>, который принадлежит ему на праве собственности. Мусора у него нет. Бумагу и картон использует для растопки бани, металлический и стеклянный мусор он сдает. Полиэтиленовыми упаковками не пользуется. Оплату услуг ООО «ЭКОЛАЙН-Воскресенск» не производил.
Представитель ООО «ЭКОЛАЙН-Воскресенск» Мокроусова А.А., действующая на основании доверенности (л.д. 98), считает решение мирового судьи судебного участка №13 Воскресенского судебного района Московской области от 09.11.2022г. по гражданскому делу № 2-2781/2022 законным и обоснованным. Просила отказать в удовлетворении апелляционной жалобы Зайцева В.В. Пояснила, что доводы Зайцева В.В. не соответствуют действительности. В силу ЖК РФ собственник жилого дома должен заключить договор с региональным оператором. Так как заявка не была направлена заявителем в установленный законом срок, договор считается заключенным на 16-й рабочий день. Типовой договор был размещён региональным оператором на собственном сайте в сети интернет и опубликован в газете. В апелляционной жалобе имеется довод об удаленности контейнерной площадки, что также не является снованием для не внесения платы за коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, так как в соответствии с законом определением места обустройства контейнерной площадки занимаются органы местного самоуправления. Льгота по данной услуге предоставляется органом социальной защиты населения. Но, если имеется задолженность, то льготу не предоставляют.
Исследовав материалы дела, заслушав заявителя и представителя заинтересованного лица, суд приходит к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям: †††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††† В соответствии со ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе: 1) оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения; 2) отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение; 3) отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить заявление без рассмотрения полностью или в части; 4) оставить апелляционные жалобу, представление без рассмотрения по существу, если жалоба, представление поданы по истечении HYPERLINK "consultantplus://offline/ref=694C0C1B857021786AF5A65C3A0C45569011F47F1FEFF7571FB220414568CCED2B01BCF0CFV8yAN"
В соответствии со ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе:
1) оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения;
2) отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение;
3) отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить заявление без рассмотрения полностью или в части;
4) оставить апелляционные жалобу, представление без рассмотрения по существу, если жалоба, представление поданы по истечении срока апелляционного обжалования и не решен вопрос о восстановлении этого срока.
Суд апелляционной инстанции считает, что мировой судья судебного участка № 13 Воскресенского судебного района Московской области, принимая во внимание определение мирового судьи судебного участка № 13 Воскресенского судебного района Московской области от 06.03.2023г. об исправлении описки и устранении технических ошибок, правильно принял решение от 09.11.2022г. об удовлетворении исковых требований ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск», так как в соответствии с ч.5 ст.30 ЖК РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии со статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта РФ обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание,
захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - правила обращения с твердыми коммунальными отходами).
В соответствии со статьей 1 ФЗ от 24.06.1998 г. № 89 Ф3 «Об отходах производства и потребления» отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Твердые коммунальные отходы - это отходы, образующиеся в Жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилы помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Статьей 2 ФЗ от 24.06.1998 г. № 89 Ф3 «Об отходах производства и потребления» установлено, что правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии с ч.1 ст.153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ч.4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с Соглашением от 28 апреля 2018 года "Об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Воскресенской зоне деятельности регионального оператора" и во исполнение положений пункта 20 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015г. № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2019 года компания ООО «ЭКОЛАЙН-Воскресенск» отвечает за полный цикл обращения с твердыми коммунальными отходами: сбор, вывоз, обработку, утилизацию и размещение твердых коммунальных отходов на всей территории своей деятельности, включающей: городские округа - Бронницы, Егорьевск, Жуковский, Люберцы, Рошаль, Шатура, территорию Воскресенского муниципального района.
26.12.2018г. ООО «ЭКОЛАЙН-Воскресенск» опубликовало в газете «Ежедневные новости. Подмосковье», а также на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» публичный договор (предложение заключить договор с собственниками объектов - индивидуальных жилых домов, находящихся на территории деятельности Регионального оператора ООО «ЭКОЛАЙН-Воскресенск» на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами).
В соответствии с пунктом 8.17. Правил обращения с твердыни коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.121.2016г. №1156, в случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8.5 - 8.7 настоящих Правил в установленный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыни коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с п.148(30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации, расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилой дом, квартира), в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальники отходами, определяется, исходя из общей площади жилого помещения.
Единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами установлен Постановлением Правительства Московской области от 02.10.2018 №690/34 «Об утверждении предельных единых тарифов на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Московской области».
В силу пункта 8.18 Правил до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыни коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора.
В соответствии с п.1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Судом установлено, что между собственником домовладения <адрес>, <адрес>, Зайцевым В.В. и региональным оператором ООО «ЭКОЛАЙН-Воскресенск» заключен публичный договор на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, так как региональным оператором выполнены все необходимые действия, предусмотренные законом, для извещения потребителя услуги о необходимости направления договора в ООО «ЭКОЛАЙН-Воскресенск» для его надлежащего оформления, что подтверждается материалами дела.
То есть, обязанность по заключению договора на обращение с твердыми коммунальными отходами лежит не на истце, а на самом ответчике и эта обязанность ответчиком не исполнена.
Доводы ответчика о том, что договор на обращение с твердыми коммунальными отходами между Зайцевым В.В. и ООО «ЭКОЛАЙН-Воскресенск» не заключен в письменном виде, не являются основанием для не внесения платы за оказанные услуги. Действуя в соответствии с пунктом 6 Правил № 1156, региональный оператор в течение месяца со дня наделения его статусом регионального оператора направил истцу предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и проект такого договора, что подтверждается материалами дела.
Ответчик, утверждая, что не получил данный договор, сам не обеспечил возможность получения юридически важных документов по месту своего жительства и регистрации. Пунктами 148 (1) и 148 (2) Правил 354 установлено, что договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.
Пунктом 148(16) Правил 354 установлено, что для заключения в письменной форме договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальники отходами с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами собственник жилого дома (домовладения) подает региональному оператору по обращению с твердыми коммунальники отходами, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы, по месту его нахождения, по почте или иным согласованным с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами способом подписанное собственником. То есть, обязанность по заключению договора на обращение с твердыми коммунальными отходами лежит не на истце, а на самом ответчике и эта обязанность ответчиком не исполнена.
В соответствии со статьей 24.7. Федерального закона от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов заключают договор на оказание услуг по обращению, с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их сбора. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством РФ. Поскольку договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами носит публичный характер, в его заключении ответчику не может быть отказано, несоблюдение письменной формы договора не имеет правового значения.
Таким образом, в соответствии с Федеральным законом №89 «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 года, Постановлением Правительства №1156 от 12.11.2016 №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. №641» заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является обязательным и собственники твердых коммунальных отходов не вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором.
Следовательно, на условиях типового договора, утвержденного Постановлением Правительства РФ №1156, между ООО «ЭКОЛАЙН-Воскресенск» и Зайцевым В.В. заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Возражений относительно условий договора в адрес регионального оператора от ответчика не поступало.
Каких-либо обращений по поводу качества оказания услуги, ее неоказания вовсе, дающих основания для перерасчета платы за вывоз твердых коммунальных отходов, Зайцев В.В. в адрес истца не направлял, в Администрацию г.о. Воскресенск не обращался.
ООО «ЭКОЛАЙН-Воскресенск» надлежащим образом исполняло свои обязанности в период с 01.01.2019г. по 31.08.2022г.: принимало твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления и обеспечивало их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, что подтверждается материалами дела.
На основании п.15 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 №1156 Потребителям запрещается осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Потребитель имеет право либо использовать любую ближайшую контейнерную площадку, либо установить собственный контейнер для накопления ТКО по всем санитарным нормам и зарегистрировать его в реестре мест накопления в органе местного самоуправления, либо согласовать бесконтейнерный вывоз в органе местного самоуправления (расчет по фактическим объемам). Складирование в иных местах или иными способами законодательством не предусмотрено.
В соответствии с положениями действующего законодательства оборот твердых коммунальных отходов ограничен, они подлежат сбору и утилизации в соответствии с действующим законодательством, а не закапыванию или сжиганию самим потребителем.
Таким образом, ответчик Зайцев В.В. должен утилизировать твердые коммунальные отходы не иначе, как посредством услуг, оказываемых ООО «ЭКОЛАЙН-Воскресенск». Доказательств доводов ответчика суду в нарушении ст. 56 ГК РФ не представлено.
Суд согласен с выводами мирового судьи, содержащимися в решении суда от 09.11.2022г. по гражданскому делу № 2-2781/2022, так как, учитывая, что факт нахождения сторон в договорных отношениях установлен, а ответчик каких-либо доказательств надлежащей оплаты оказанных услуг не представил, суд приходит к выводу об обоснованности и законности исковых требований истца ООО «ЭКОЛАЙН-Воскресенск» о взыскании с ответчика Зайцева В.В. задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, пени подлежит удовлетворению в соответствии с имеющимся в материалах дела расчетом, проверив который, судом принято за основу при принятии решения, в соответствии с установленным Правительством Московской области тарифом, а также требованиям ч. 14 ст. 155 ЖК РФ.
Факт ненадлежащего исполнения своих обязанностей перед ответчиком, как потребителем услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, при рассмотрении дела не установлен. Кроме того, ненадлежащая организация мест для сбора мусора, образование несанкционированных свалок, равно как и нарушение правил сортировки, транспортировки и утилизации отходов, может являться предметом спора по исполнению соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Воскресенской зоне регионального оператора, заключенного 28.04.2018г. между Министерством экологии и природопользования Московской области ООО «ЭКОЛАЙН-Воскресенск» и может служить основанием для привлечения истца к ответственности (в том числе и к административной), но не является предметом настоящего спора и не освобождает ответчика от обязанности оплаты услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Кроме того, в суде не нашли своего подтверждения доводы ответчика Зайцева В.В. о том, что он в указанный период не пользовался услугами истца.
В соответствии с ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Истец ООО «ЭКОЛАЙН-Воскресенск» оплатило государственную пошлину в размере 1 066,34 рублей, в связи с чем, расходы по оплате государственной пошлины, подлежат взысканию с ответчика в полном объеме.
В связи с вышеизложенным, доводы апелляционной жалобы заявителя не нашли своего подтверждения в суде апелляционной инстанции.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, суд
о п р е д е л и л :
Решение мирового судьи 13 судебного участка Воскресенского судебного района Московской области от 09.11.2022 года по гражданскому делу №2-2781/2022 по иску Общества с ограниченной ответственностью «ЭкоЛайн-Воскресенск» к Зайцеву Вячеславу Викторовичу о взыскании задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, пени и судебных расходов, – оставить без изменения, апелляционную жалобу Зайцева Вячеслава Викторовича, – без удовлетворения.
Определение суда вступает в законную силу с момента его принятия.
Судья Воскресенского городского
суда Московской области подпись З.В. Шиканова
Копия верна. Судья секретарь