Дело № 2-533/2022
УИД 33RS0010-01-2023-000939-16
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
13 сентября 2023 года город Киржач
Киржачский районный суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Антипенко Р.П.,
при секретаре судебного заседания Мочалиной Т.Г.,
с участием Гимранова В.З., Прониной Е.В., Сипаровой Ж.В., Тарасовой Т.А., Василовой Ф.З., Бычковой В.С., помощника прокурора Киржачского района Рыловой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Киржачского района, действующего в интересах Паленовой Елены Максимовны, Паленова Дмитрия Андреевича, Тарасовой Татьяны Алексеевны, Гойман Альбины Станиславовны, Прониной Елены Владимировны, Василовой Фаили Зиннуровны, Сипаровой Жанны Владимировны, Гимранова Вильданора Зиннуровича к администрации муниципального образования город Киржач Киржачского района Владимирской области о возложении обязанности предоставить в собственность равнозначное благоустроенное жилое помещение взамен жилого помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания,
УСТАНОВИЛ:
Исполняющий обязанности прокурора Киржачского района, уточнив заявленные требования в порядку ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), обратился в суд с иском в интересах Паленовой Е.М., Тарасовой Т.А., Гойман А.С., Прониной Е.В., Василовой Ф.З., Сипаровой Ж.В., Гимранова В.З. к администрации муниципального образования города Киржач Киржачского района Владимирской области о возложении обязанности предоставить в собственность благоустроенное жилое помещение взамен имеющегося.
В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки соблюдения ответчиком требований жилищного законодательства при переселении граждан из аварийного жилищного фонда установлено, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> постановлением главы администрации города Киржач от 06.08.2014 № «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» признан аварийным и подлежащим сносу, срок переселения жителей определен август 2025 года. По заключению строительно-технической экспертизы вышеуказанного многоквартирного жилого дома, выполненной <данные изъяты> № от 27.04.2014 года, на основании проведенного экспертами визуального осмотра и инструментальных замеров сделаны выводы о том, что указанный в иске многоквартирный жилой дом, построенный в 1937 году, не пригоден к дальнейшей эксплуатации и является опасным для проживания жильцов этого дома. В период с признания многоквартирного дома аварийными и подлежащими сносу до отселения его жильцов имеется реальная угроза его обрушения, а также дом может прекратить своё существование как объект недвижимого имущества, что приведет к нарушению прав граждан и неопределенного круга лиц, следовательно, установленный срок отселения жильцов является неразумным, в связи с чем прокурор вынужден обратиться в суд с вышеуказанным требованиями.
Помощник прокурора Киржачского района Рылова А.В. в судебном заседании просила удовлетворить заявленные требования по изложенным в иске основаниям.
Истцы Гимранов В.З., Пронина Е.В., Сипарова Ж.В., Тарасова Т.А., Василова Ф.З. в судебном заседании поддержали заявленные прокурором требования и просили их удовлетворить.
Истец Паленова Е.М. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в заявлении поддержала исковые требования и просила суд рассмотреть дело в её отсутствие.
Истец Гойман А.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика по доверенности Бычкова В.С. в судебном заседании поддержала письменные возражения главы администрации г.Киржач, которая просила суд отказать в удовлетворении заявленных требований по тем основаниям, что срок реализации областной программы переселения «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда Владимирской области» утвержден постановлением администрации Владимирской области от 28.03.2019 года №, в связи с чем оснований для расселения жильцов в первоочередном порядке, ранее установленного срока не имеется. Истцы являются собственниками жилых помещений в указанном доме и от подписания соглашения об изъятии вышеуказанного недвижимого имущества для муниципальных нужд отказались, выбрав предоставление других благоустроенных жилых помещений взамен имеющихся. Акт обследования и заключение межведомственной комиссии администрации г.Киржач не содержат сведений о наличии угрозы обрушения многоквартирного дома и таких доказательств суду не представлено, что исключает возможность его расселения в первоочередном порядке, ранее установленного срока. Истцам будет предоставлены жилые помещения в многоквартирных домах, строительство которых уже осуществляется, но еще не завершено.
Суд определил рассмотреть дело при установленной явке на основании ст.167 ГПК РФ.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, Паленовой Елене Максимовне на праве собственности принадлежит квартира общей площадью 21,5 кв.м, расположенная по адресу: <адрес>.
Тарасовой Татьяне Алексеевне на праве собственности принадлежит квартира общей площадью 39,8 кв.м, расположенная по адресу: <адрес>.
Квартира, площадью 38,9 кв.м, расположенная по адресу: <адрес> на праве общей долевой собственности принадлежит Сипаровой Жанне Владимировне (размер доли 1/3) и Гойман Альбине Станиславовне (размер доли 2/3).
Квартира, площадью 21,6 кв.м, расположенная по адресу: <адрес> на праве общей долевой собственности принадлежит Прониной Елене Владимировне (размер доли ?) и Василовой Фаиле Зиннуровне (размер доли ?).
Гимранову Вильданору Зиннуровичу на праве собственности принадлежит квартира общей площадью 34,3 кв.м, расположенная по адресу: <адрес>.
Из акта межведомственной комиссии № от 06.08.2014 года следует, что многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> (далее – Многоквартирный дом) не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому дому, является аварийным и подлежит сносу.
Заключением межведомственной комиссии № от 06.08.2014 года Многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу.
По заключению строительно-технической экспертизы вышеуказанного многоквартирного жилого дома, выполненной <данные изъяты> от 27.04.2014 года, на основании проведенного экспертами визуального осмотра и инструментальных замеров сделаны выводы о том, что указанный в иске многоквартирный жилой дом, построенный в 1937 году, не пригоден к дальнейшей эксплуатации и является опасным для проживания жильцов этого дома. Так, кровля многоквартирного дома находится в рабочем состоянии, но состояние стропильной системы ограниченно-работоспособное; состояние фундамента аварийное; чердачное и межэтажное перекрытие ограниченно-работоспособное; состояние квартир не удовлетворительное, наружные стены промерзают, фундамент разрушается, из-за чего внутренние стены и перегородки деформированы, создают опасность для проживания; несущие наружные, внутренние стены и перегородки, а также оконные проёмы деформированы, теряют свою несущую работоспособность, находятся в аварийном состоянии; инженерные коммуникации отопление, водоснабжение, канализации – в аварийном состоянии; физический износ конструктивных элементов здания составляет 70%, т.е. основные несущие конструкции исчерпали свой потенциальный запас прочности; капитальный ремонт здания нецелесообразен.
Постановлением главы администрации города Киржач от 06.08.2014 года № «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу», многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Указанным постановлением срок переселения жителей из вышеуказанного аварийного дома определен – август 2025 года.
Указанный в иске Многоквартирный дом включен в областную адресную программу «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда Владимирской области», утвержденную постановлением администрации Владимирской области от 28.03.2019 №. Срок реализации указанной программы 2019 -2025 годы.
Решением Совета народных депутатов города Киржач Киржачского района № от 28.02.2022 года решено изъять для муниципальных нужд 0,923 долей земельного участка общей площадью 1505 кв.м. местоположение: <адрес>, принадлежащий на праве общей долевой собственности материальным истцам и иным жителям указанного дома, жилые помещения, находящиеся в подлежащем сносу многоквартирном доме, принадлежащие на праве собственности материальным истцам и иным жителям указанного дома.
Истцы от подписания соглашения об изъятии вышеуказанного недвижимого имущества для муниципальных нужд отказались, выбрав предоставление других благоустроенных жилых помещений взамен имеющихся.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).
В пункте 3 статьи 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ).
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.
Принимая во внимание, что собственники указанных в иске жилых помещений от подписания соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд отказались, выбрав предоставление других благоустроенных жилых помещений взамен имеющихся, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурорам требований.
То обстоятельство, что Многоквартирный дом, в котором находятся указанные в иске квартиры, включен в перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется к расселению посредством реализации программы «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда Владимирской области» не исключает обязанности соблюдения при переселении граждан, проживающих в домах, включенных в указанную программу, их прав с учетом положений жилищного законодательства.
Следовательно, доводы ответчика об отсутствии доказательств угрозы обрушения Многоквартирного дома, и, как следствие, причинения вреда жизни и здоровью, а также иных прав собственников жилых помещений и неопределенного круга лиц, не являются безусловными основаниями для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Представленные ответчиком сведения о заключенных муниципальных контрактах в целях приобретения у застройщиков жилых помещений в многоквартирных домах, строительство которых ещё не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц для переселения граждан из аварийного жилищного фонда на территории г.Киржач, выводы суда не опровергают и основанием для отказа в удовлетворении заявленных прокурором требований не являются.
Между тем, поскольку Паленов Д.А. не является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, оснований для удовлетворения исковых требований в указанной части суд не установил.
Определяя срок исполнения возложенной на ответчика обязанности, суд учитывает характер обязательств, мнение участников процесса, финансовое положение ответчика, необходимый для исполнения соответствующей обязанности объем работ, а также исходя из принципа разумности и справедливости, исполнимости судебного акта и соблюдения баланса интересов сторон, суд находит предложенный прокурором срок до 31.12.2023 года достаточным и разумным. Однако, ответчик вправе самостоятельно исполнить судебное решение до наступления срока, установленного судебным актом, так как ответственность за негативные последствия, связанные с неисполнением возложенных судом обязанностей лежит на ответчике.
На основании ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ прокурор, обратившийся в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, освобожден от уплаты государственной пошлины.
Согласно с п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования исполняющего обязанности прокурора Киржачского района, действующего в интересах Паленовой Елены Максимовны, Паленова Дмитрия Андреевича, Тарасовой Татьяны Алексеевны, Гойман Альбины Станиславовны, Прониной Елены Владимировны, Василовой Фаили Зиннуровны, Гимранова Вильданора Зиннуровича, Сипаровой Жанны Владимировны к администрации муниципального образования город Киржач Киржачского района Владимирской области удовлетворить частично.
Обязать администрацию города Киржач Киржачского района Владимирской области (ИНН 3316012470) предоставить в срок до 31.12.2023 года в собственность Паленовой Елене Максимовне (ИНН №) равнозначное благоустроенное изолированное жилое помещение, взамен имеющегося у неё жилого помещения, признанием аварийным и непригодным для проживания, расположенное по адресу: <адрес>.
Обязать администрацию города Киржач Киржачского района Владимирской области (ИНН 3316012470) предоставить в срок до 31.12.2023 года в собственность Тарасовой Татьяне Алексеевне (ИНН №) равнозначное благоустроенное изолированное жилое помещение, взамен имеющегося у неё жилого помещения, признанием аварийным и непригодным для проживания, расположенное по адресу: <адрес>.
Обязать администрацию города Киржач Киржачского района Владимирской области (ИНН 3316012470) предоставить в срок до 31.12.2023 года в собственность Гойман Альбине Станиславовне (ИНН №), Сипаровой Жанне Владимировне (СНИЛС №) равнозначное благоустроенное изолированное жилое помещение, взамен имеющегося у них жилого помещения, признанием аварийным и непригодным для проживания, расположенное по адресу: <адрес>.
Обязать администрацию города Киржач Киржачского района Владимирской области (ИНН 3316012470) предоставить в срок до 31.12.2023 года в собственность Прониной Елене Владимировне, (ИНН №), Василовой Фаиле Зиннуровне (ИНН №) равнозначное благоустроенное изолированное жилое помещение, взамен имеющегося у них жилого помещения, признанием аварийным и непригодным для проживания, расположенное по адресу: <адрес>.
Обязать администрацию города Киржача Киржачского района Владимирской области (ИНН 3316012470) предоставить в срок до 31.12.2023 года в собственность Гимранову Вильданору Зиннуровичу (ИНН №) равнозначное благоустроенное изолированное жилое помещение, взамен имеющегося у него жилого помещения, признанием аварийным и непригодным для проживания, расположенное по адресу: <адрес>.
В остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Киржачский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий Р.П.Антипенко
Мотивированное решение составлено 10 октября 2023 года
Судья Р.П.Антипенко