Дело № 21-24/2023 (в суде первой инстанции дело № 12-9/2023)
РЕШЕНИЕ
по жалобе по делу об административном правонарушении
25 апреля 2023 года г. Горно-Алтайск
Судья Верховного Суда Республики Алтай Чертков С.Н., рассмотрев в судебном заседании жалобу и.о. главы Администрации Муниципального образования «Чемальский район» Елекова А.И. на постановление заместителя начальника отделения – старшего судебного пристава Чемальского районного отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай ФИО1 от 23 января 2023 года, решение судьи Чемальского районного суда Республики Алтай от 17 марта 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации Муниципального образования «Чемальский район»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника отделения – старшего судебного пристава Чемальского районного отделения судебных приставов УФССП по Республике Алтай Кужлековой Н.В. от 23 января 2023 года Администрация МО «Чемальский район» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.12 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Решением судьи Чемальского районного суда Республики Алтай от 17 марта 2023 года указанное постановление должностного лица от 23 января 2023 года оставлено без изменения, жалоба Администрация МО «Чемальский район» – без удовлетворения.
Не согласившись с указанными постановлением и решением, и.о. главы Администрации МО «Чемальский район» Елеков А.И. обратился в Верховный суд Республики Алтай с жалобой, в которой просит постановление должностного лица и решение судьи отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить. В обоснование жалобы указывает, что согласно решения Чемальского районного суда по делу № на Администрацию МО «Чемальский район» возложены обязанности в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу: 1) провести новый открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу <адрес>; 2) до выбора собственниками помещений в МКД способа управления МКД или до заключения договора управления МКД с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в МКД или по результатам открытого конкурса, определить временную управляющую организацию для управления МКД. Администрацией в целях исполнения решения <дата>, <дата> объявлялись открытые конкурсы на право заключения договора управления МКД, которые были признаны несостоявшимися. Исполнительное производство возбуждено судебным приставом <дата> после того как часть решения суда администрацией района была исполнена добровольно, Конкурсы не состоялись по причинам, не зависящим от администрации. Второе требование об определении временной управляющей организации исполнить невозможно, поскольку согласно данным ГИС жилищно-коммунального хозяйства на территории МО «Чемальский район» не имеется организаций, осуществляющих функции управления МКД.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, заслушав защитника Четвернину А.И., проанализировав доводы жалобы, проверив законность и обоснованность вынесенного судьей постановления с учетом требований ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, прихожу к следующим выводам.
Согласно ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, <дата> заместителем начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава Чемальского РОСП УФССП по Республике Алтай на основании исполнительного листа № от <дата> выданного Чемальским районным судом по делу № возбуждено исполнительное производство в отношении Администрации МО «Чемальский район» №. Предмет исполнения: в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда провести новый открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>; до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, определить временную управляющую организацию для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>.
<дата> в отношении должника – Администрации МО «Чемальский район» вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 руб.
<дата> вынесено постановление, которым Администрация МО «Чемальский район» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 30000 руб.
29 ноября должнику вручено повторное требование об исполнении решения суда в 10-дневный срок.
<дата> в отношении Администрации МО «Чемальский район» заместителем начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава Чемальского РОСП УФССП по Республике Алтай в отношении администрации составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.
Согласно данному протоколу установлено, что Администрация МО «Чемальский район» до <дата> не исполнила требование судебного пристава-исполнителя от <дата>, по результатам открытого конкурса, не определила временную управляющую организацию для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>
Постановлением заместителя начальника отделения – старшего судебного пристава Чемальского районного отделения судебных приставов УФССП по Республике Алтай ФИО1 от <дата> Администрация МО «Чемальский район» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.12 КоАП РФ за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
Судья районного суда с выводами судебного пристава и принятым постановлением согласился.
Однако состоявшиеся по делу акты законными признать нельзя.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ.
В соответствии с данной нормой в протоколе об административном правонарушении указывается, в том числе событие административного правонарушения.
Все обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения, подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении.
Вместе с тем событие вмененного Администрации МО «Чемальский район» административного правонарушения в протоколе об административном правонарушении должным образом не описано.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ характеризуется противоправным бездействием, которое выражается в неисполнении должником требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
Вместе с тем требование судебного пристава-исполнитель указанное в протоколе об административном правонарушении и постановлении о привлечени к административной ответственности – по результатам открытого конкурса определить временную управляющую организацию для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>, в требовании судебного пристава от <дата> № не указано, должнику не предъявлялось. Не содержится такого требования и в исполнительном документе исполнительном листе № от <дата> выданным Чемальским районным судом по делу №.
Подобное описание события административного правонарушения не отвечает требованиям ст. 28.2 КоАП РФ.
Следует также отметить, что, исходя из смысла и содержания ст. 28.2, ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ, лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, знакомиться с протоколом об административном правонарушении, давать объяснения по существу вменяемого административного правонарушения, квалифицированно возражать относительно его существа и обстоятельств, в том числе с представлением доказательств в подтверждение своей позиции.
Несоблюдение требований, предъявляемых ст. 28.2 КоАП РФ к содержанию протокола об административном правонарушении, ненадлежащее описание события административного правонарушения может повлечь нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, лишить его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу правонарушения.
Кроме того, материалы дела свидетельствуют о том, что указанные выше нарушения допущены также при вынесении постановления судебным приставом.
Судьей районного суда оставлено без внимания и оценки нарушение, допущенное при составлении протокола об административном правонарушении, описании события вмененного административного правонарушения.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Нарушение, допущенное при составлении протокола об административном правонарушении в отношении Администрации МО «Чемальский район» является существенным, влечет невозможность использования протокола в качестве доказательства по делу (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ); устранение данного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалобы невозможно (п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ).
Таким образом, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ постановление должностного лица административного органа о привлечении администрации к административной ответственности и решение судьи районного суда подлежат отмене, производство по делу - прекращению при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу акты.
На основании изложенного и руководствуясь ч.1 п.3 ст.30.7, ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,
РЕШИЛ:
жалобу и.о. главы Администрации Муниципального образования «Чемальский район» Елекова А.И. удовлетворить.
Постановление заместителя начальника отделения – старшего судебного пристава Чемальского районного отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай ФИО1 от 23 января 2023 года, решение судьи Чемальского районного суда Республики Алтай от 17 марта 2023 года отменить.
Производство по делу об административном правонарушении на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ прекратить.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, оно может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12 - 30.14 КоАП РФ.
Судья С.Н. Чертков