Дело № 2а-3299/2019
73RS0002-01-2019-004275-38
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Ульяновск 22 августа 2019 года
Засвияжский районный суд г. Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Бойковой О.Ф.
при секретаре Болмашновой А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Кулагина Владимира Ивановича к ОСП №1 по Засвияжскому району г. Ульяновска УФССП России по Ульяновской области в лице начальника отдела-старшего судебного пристава ОСП №1 по Засвияжскому району г. Ульяновска УФССП России по Ульяновской области, УФССП России по Ульяновской области, судебному приставу исполнителю ОСП №1 по Засвияжскому району г. Ульяновска УФССП России по Ульяновской области о признании действий незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Кулагин В.И. обратился в суд с административным иском к ОСП №1 по Засвияжскому району г. Ульяновска УФССП России по Ульяновской области о признании действий судебного пристава исполнителя незаконными. Свои требования обосновывает тем, что у судебного пристава исполнителя ОСП №1 по Засвияжскому району г. Ульяновска УФССП России по Ульяновской области в производстве имеется исполнительное производство о взыскании с должника Ларионова О.В. Судебным приставом исполнителем произведено уменьшение удержаний из пенсии должника до 20%. Считает, что данные действия судебного пристава исполнителя незаконными. Просит признать незаконными действия судебного пристава исполнителя ОСП №1 по Засвияжскому району г. Ульяновска УФССП России по Ульяновской области по уменьшению удержания из пенсии должника до 20 процентов ежемесячно.
Определением суда в качестве соответчика привлечено УФССП России по Ульяновской области; начальник отдела-старшего судебного пристава ОСП №1 по Засвияжскому району г. Ульяновска УФССП России по Ульяновской области; судебный пристав исполнитель ОСП №1 по Засвияжскому району г. Ульяновска УФССП России по Ульяновской области Вершинина Ю.С.
Административный истец Кулагин В.И. в судебное заседание не явился, просит рассмотреть в его отсутствие.
Представитель административного ответчика, УФССП России по Ульяновской области, она же временно исполняющий обязанности начальника отдела-старшего судебного пристава ОСП №1 по Засвияжскому району г. Ульяновска УФССП России по Ульяновской области Князева Н.П. в судебное заседание не явилась, просит рассмотреть в их отсутствие, имеется письменный отзыв.
Административный ответчик, судебный пристав исполнитель ОСП №1 по Засвияжскому району г. Ульяновска УФССП России по Ульяновской области Вершинина Ю.С. в судебное заседание не явилась, просит рассмотреть в ее отсутствие.
Заинтересованное лицо, Ларионов О.В. в судебное заседание не явился, причин неявки суду не сообщил.
Суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Судебной защите, в силу ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), подлежит нарушенное либо оспариваемое право.
Согласно ст. ст. 14, 62 КАС РФ, административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 КАС РФ, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Аналогичная норма содержится в ч.1 ст.121 Федерального закона РФ от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (с последующими дополнениями и изменениями), согласно которой постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Согласно ч. 1 ст. 14 ФЗ "Об исполнительном производстве" решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, оформляются постановлениями. Требования к содержанию постановления изложены в ч. 2 указанной статьи.
Согласно п.8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц ФССП России могут быть оспорены в суде как сторонами исполнительного производства (взыскателем и должником), так и иными лицами, которые считают, что нарушены их права и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению ими прав и законных интересов либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность (часть 1 статьи 218, статьи 360 КАС РФ, часть 1 статьи 198 АПК РФ, часть 1 статьи 121 Закона об исполнительном производстве).
Задачами исполнительного производства согласно ст. 2 ФЗ "Об исполнительном производстве" являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Принцип своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения закреплен в статье 4 названного Закона.
В судебном заседании было установлено, что решением Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 11.03.2011г. с ФИО5 в пользу Кулагина В.И. взыскана сумма основного долга по договору займа от ДД.ММ.ГГГГ в размере 100 000 руб., проценты по договору займа 165 000 руб., расходы по оплате государственной пошлины 5 841 руб., а всего 270 841 руб. Взыскано с ФИО5 в пользу Кулагина В.И. проценты по договору займа от 01 сентября 2005 года, начиная с 12 марта 2011 года по день фактического исполнения обязательства в размере 2, 5 % ежемесячно от суммы основного долга 100 000 руб. С ФИО5 взыскана в доход местного бюджета госпошлину в сумме 5 859 руб.
По вступлению в законную силу выдан исполнительный лист на исполнение.
Постановлением судебного пристава исполнителя ОСП №1 по Засвияжскому району г. Ульяновска УФССП России по Ульяновской области от 26.09.2016г. возбуждено исполнительное производство.
Постановлением судебного пристава исполнителя ОСП №1 по Засвияжскому району г. Ульяновска УФССП России по Ульяновской области от 17.02.2017г. судебным приставом исполнителем ОСП №1 по Засвияжскому району г. Ульяновска УФССП России по Ульяновской области обращено взыскание на пенсию в размере 50%.
Постановлением судебного пристава исполнителя ОСП №1 по Засвияжскому району г. Ульяновска УФССП России по Ульяновской области от 13.02.2018г. судебным приставом исполнителем ОСП №1 по Засвияжскому району г. Ульяновска УФССП России по Ульяновской области обращено взыскание на пенсию в размере 20%.
14.02.2018г. данное постановление направлено Кулагину В.И. простой почтовой корреспонденцией.
Согласно положениям ст. 4 ФЗ "Об исполнительном производстве", ст. ст. 12, 13 ФЗ "О судебных приставах" исполнительное производство осуществляется на принципах: законности, своевременное совершение исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, соотносимости объема требований, взыскателя и мер принудительного исполнения.
Согласно Постановлению Правительства Ульяновской области от 19.03.2019г. №114-п прожиточный минимум для пенсионеров составляет 7 713 руб.
17.01.2019г. в отдел поступила справка из ИФНС России по Засвияжскому району г. Ульяновска о том, что сведения о доходах формы 2 НДФЛ за 2017-2018 г. в отношении ФИО5 не поступали.
Согласно предоставленной справки о размере начисленной военной пенсии из отдела военных пенсий Управления не транзакционных операций №2 г. Самара ПАО «Сбербанк России» за 2017г. размере ежемесячной пенсии ФИО5 составляет 12 662 руб. 15 коп.; за 2018г.-13150 руб. 92 коп.
По мнению суда, судебный пристав обоснованно вынес постановление о взыскании с должника 20%, поскольку пенсия для ФИО5 является единственным источником дохода, имеется непогашенная ипотека, на иждивении находится малолетний ребенок шести лет.
Исходя из собранных по делу доказательств в их взаимосвязи и в совокупности, суд приходит к выводу о том, что по смыслу закона необходимым условием для признания действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными является установление нарушений прав и интересов истца оспариваемым действием (бездействием), и бремя доказывания данного обстоятельства лежит на заявителе.
Со стороны административного истца суду не предоставлено доказательств нарушения его прав и законных интересов.
В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из смысла приведенных норм права следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Предусмотренная законом совокупность условий, влекущая удовлетворение требований административного истца, по делу отсутствует.
Со стороны судебного пристава исполнителя ФИО3 заявлено ходатайство о применении срока исковой давности, поскольку о снижении размера удержаний до 20 % административному истцу стало известно в феврале 2018г. Данные обстоятельства усматриваются из материалов исполнительного производства- направление сведений о снижении размера взысканий до 20%, выдача по заявлению истца от 15.02.2018г. сообщения судебного пристава по движению взысканных с Ларионова О.В. денежных средств.
Статьей 219 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (п. 3).
Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (п. 8).
Сведений о пропуске срока по уважительной причине суду со стороны административного истца не предоставлено.
Анализируя собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 176-180 кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Кулагина Владимира Ивановича к ОСП №1 по Засвияжскому району г. Ульяновска УФССП России по Ульяновской области в лице начальника отдела-старшего судебного пристава ОСП №1 по Засвияжскому району г. Ульяновска УФССП России по Ульяновской области, УФССП России по Ульяновской области, судебному приставу исполнителю ОСП №1 по Засвияжскому району г. Ульяновска УФССП России по Ульяновской области о признании действий незаконными - отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский Областной суд через районный суд в течение месяца.
Судья О.Ф. Бойкова