Гражданское дело №2-344/348-2024
УИД46RS0011-01-2024-000029-56
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 мая 2024 года г. Курск
Курский районный суд Курской области в составе:
председательствующего - судьи Митрохиной Н.В.,
с участием старшего помощника прокурора Курского района Курской области Авдеевой Д.С.,
при секретаре Коростелеве И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Курского района Курской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МБОУ «Бесединская средняя общеобразовательная школа», Администрации Курского района Курской области о возложении обязанности направить ответственное лицо для прохождения профессионального обучения,
установил:
Прокурор Курского района Курской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Бесединская средняя общеобразовательная школа» Курского района Курской области о возложении обязанности направить ответственное лицо для прохождения профессионального обучения. Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой Курского района Курской области проведена проверка исполнения должностными лицами образовательной организации природоохранного законодательства, в ходе которой установлено, что в результате деятельности образовательной организации образуются отходы производства и потребления I - IV классов опасности, в том числе твердые бытовые отходы; мусор от уборки территории и пр. складирование указанных отходов в целях их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания размещения должно осуществляться в соответствии с требованиями статей 14.1 и 14.2 Закона № 89- ФЗ «Об отходах производства и потребления», пунктами 9, 10 утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, в связи с чем такая деятельность оказывает негативное воздействие на окружающую среду. В организации назначено лицо, ответственное за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду. Однако, вопреки требованиям статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст.73 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" ответственное за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, лицо образовательной организации не имеет подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. Таким образом, руководство образовательной организации не принимает по исполнению требований федерального природоохранного законодательства, направленных на обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду, охрану здоровья человека, поддержание и восстановление благоприятного состояния окружающей среды, что, в свою очередь, нарушает предусмотренное ст. 42 Конституции Российской Федерации право граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии. В целях устранения данного нарушения законодательства прокуратурой в адрес директора образовательного учреждения 05.06.2023г. внесено представление с требованием обеспечить исполнение статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статьи 73 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в части организации обучения лица, ответственного за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду. Полагает, что не прохождение ответственным за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду лицом обучения, предусмотренного положениями статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статьи 73 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии. Просит суд: обязать МБОУ «Бесединская СОШ» Курского района Курской области в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу направить лицо, ответственное за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с требованиями статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статьи 73 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" для прохождения профессионального обучения в области охраны окружающей среды.
Определением Курского районного суда от 25.03.2024г., Администрация Курского района Курской области привлечена в качестве соответчика.
В судебном заседании представитель истца – старший помощник прокурора Курского района Курской области Авдеева Д.С. исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика МБОУ «Бесединская СОШ» Курского района Курской области, будучи надлежащим образом извещенным о дне, времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился. Ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.
Представитель ответчика - Администрации Курского района Курской области, в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Выслушав в судебном заседании старшего помощника прокурора, исследовав материалы дела, основываясь на положениях ч.1 ст. 56 ГПК РФ, в соответствии с которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, суд приходит к следующему.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отходов.
Согласно ч.1 ст.39 и ч.1 ст.51 Федерального закона РФ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды. Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Статьей 11 Закона №89-ФЗ на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, возлагаются определенные обязанности. Одной из таких обязанностей является соблюдение экологических, санитарных и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области охраны природной среды и здоровья человека.
В соответствии с ч.ч.2, 3 ст.14 Федерального закона РФ от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется.
На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Согласно ст.73 Федерального закона РФ от 10.01.2002 г. №7-ФЗ "Об охране окружающей среды", руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
В соответствии с ч.ч.1, 2 ст.15 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности. Ответственность за допуск работников к работе с отходами I - IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации. Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляются в соответствии с законодательством об образовании.
Как установлено судом и следует из материалов дела, МБОУ «Бесединская СОШ» Курского района Курской области осуществляет образовательную деятельность, в процессе которой образуются отходы I - IV классов опасности.
В МБОУ «Бесединская СОШ» Курского района Курской области назначено должностное лицо, ответственное за принятие решений при осуществлении хозяйственной или иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду.
Однако, ответственное за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, лицо образовательной организации не имеет подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
По факту допущенных нарушений прокуратурой Курского района в адрес директора МБОУ «Бесединская СОШ» Курского района Курской области ДД.ММ.ГГГГ внесено представление с требованием обеспечить исполнение статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статьи 73 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в части организации обучения лица, ответственного за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду.
В ответ на указанное представление директором МБОУ «Бесединская СОШ» Курского района Курской области ФИО4 направлена информация от ДД.ММ.ГГГГ о том, что заместителю директора по АХЧ ФИО5 применено дисциплинарное взыскание в виде замечания за недобросовестное исполнение своих должностных обязанностей, а именно несоблюдение требований федерального законодательства ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статьи 73 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в части организации обучения лица, ответственного за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду. Главному бухгалтеру школы рекомендовано в обязательном порядке в 2024 году заложить необходимое количество средств для прохождения обучения для лиц, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду.
В силу ст.42 Конституции РФ, ч.1 ст.11 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Невыполнение установленных законом требований природоохранного законодательства нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с п.2 ч.6 ст.28 Федерального закона РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Несоблюдение вышеуказанных требований законодательства в МБОУ «Бесединская СОШ» Курского района Курской области влечет за собой нарушение п.2 ч.6 ст.28 Федерального закона РФ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона РФ «Об отходах производства и потребления», Конституции Российской Федерации, прав лиц, посещающих данное учреждение, на защиту их жизни, здоровья, а также на защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Понуждение к совершению действий, направленных на устранение вышеуказанных нарушений Федерального закона «Об охране окружающей среды», нарушающих право неопределенного круга лиц на благоприятные условия окружающей среды, гарантированного Конституцией РФ, является одним из способов защиты гражданских прав.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что в МБОУ «Бесединская СОШ» Курского района Курской области на момент рассмотрения дела, лицо, ответственное за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, не имеет подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, подтвержденной документами о квалификации, выданными по результатам прохождения профессионального обучения в области окружающей среды.
Согласно пункту 1.10 утвержденного постановлением Администрации Курского района Устава МБОУ «Бесединская СОШ» учредителем учреждения и собственником его имущества является Администрация Курского района Курской области.
Возражений Администрации Курского района Курской области относительно заявленных исковых требований в адрес суда не поступило.
В соответствии с ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Учитывая вышеприведенные правовые нормы и установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что требования прокурора Курского района Курской области в интересах неопределенного круга лиц являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в части заявленных требований к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Бесединская средняя общеобразовательная школа» Курского района Курской области.
Требования истца к Администрации Курского района Курской области о возложении обязанности направить ответственное лицо для прохождения профессионального обучения, не подлежат удовлетворению, в виду того, что в ходе рассмотрения дела, каких-либо требований к Администрации Курского района Курской области, истцом, не заявлялось.
Суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом (ч.3 ст.196 ГПК РФ).
Каких-либо оснований выйти за рамки заявленных требований, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 16 ░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░