Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1200/2023 ~ М-394/2023 от 07.03.2023

дело № 2-1200/2023

24RS0033-01-2023-000515-03

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 июня 2023 г.                                                                               г.Лесосибирск

Лесосибирский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Пудовкиной Е.А,

при секретаре Покатовой Н.И.,

с участием прокурора г. Лесосибирска Шаховой О.В., истцов Степаненко Е.С., Степаненко В.В., третьего лица Коваленко А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Лесосибирска в интересах Степаненко Е.С., Степаненко В.В. к Администрации г.Лесосибирска Красноярского края о возложении обязанности предоставить жилое помещение в собственность взамен аварийного,

УСТАНОВИЛ:

прокурор г. Лесосибирска в интересах Степаненко Е.С., Степаненко В.В. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации г. Лесосибирска о предоставлении жилого помещения взамен аварийного.

Требования мотивированы тем, что истцам на праве собственности в равных долях принадлежит трехкомнатная квартира, общей площадью 68,3 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, <адрес>, на основании договора купли-продажи квартиры от 15 мая 2007 года.

Указанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу на основании распоряжения Администрации города Лесосибирска № 1227-р от 02 декабря 2013 года.

Жилой дом включен в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019-2025 годы, утвержденную постановлением Правительства Красноярского края от 23 марта 2019 года № 144-п. Даная программа разработана в отношении жилых помещений, признанных аварийными до 2017 года, указанный многоквартирный дом попал в перечень домов в соответствии с условиями программы. Окончание переселения согласно адресной программе 31 декабря 2023 года.

Истцам в ответ на соответствующее заявление ответчик указал на отсутствие права на предоставление взамен аварийного иного жилого помещения в собственность, поскольку ФИО1 является собственником 1/5 доли в праве собственности на жилое помещение по адресу: <адрес> на основании договора приватизации от 25 ноября 1992 года.

Просит возложить на Администрацию г.Лесосибирска обязанность предоставить в собственность Степаненко Е.С. и В.В. равнозначное жилое помещение, общей площадью не менее 68,3 кв.м., состоящее не менее чем из трех жилых комнат, благоустроенное применительно к условиям г.Лесосибирска, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте города, взамен признанного аварийным и подлежащим сносу жилого помещения по адресу: <адрес>.

Прокурор Шахова О.В., истцы Степаненко Е.С. и В.В., третье лицо Коваленко А.С. в судебном заседании исковые требования поддержали, настаивали на их удовлетворении, обстоятельства, изложенные в иске, подтвердили.

Представитель ответчика Администрации г.Лесосибирска в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен своевременно и надлежащим образом. Представил отзыв на исковое заявление, в соответствии с которым просил рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителя администрации, отказать истцу в удовлетворении исковых требований. Ссылается на то, что истцу Степаненко Е.С. и В.В. на праве собственности на основании договора купли-продажи квартиры от 15 мая 2007 года, принадлежит <адрес>, расположенная в <адрес> <адрес>. Право собственности на указанную квартиру у истцов возникло до признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу, однако истцу Степаненко В.В. на момент признания дома аварийным на праве собственности принадлежала 1/5 доля в праве собственности на квартиру по адресу: <адрес> связи с чем у администрации отсутствуют основания для изъятия жилого помещения путем предоставления иного жилого помещения. Кроме того, заявленный иск является преждевременным, так как указанный дом включен в адресную программу.

В силу ст.167 ГПК РФ суд, с согласия явившегося представителя истцов, признал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Выслушав истца, исследовав и оценив доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (ст. 1).

Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме.

В соответствии с частью 6 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно ч.8.1 ст. 32 ЖК РФ субъекту РФ предоставлено право самостоятельно устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями таких лиц (предоставление гражданам субсидий на приобретение жилых помещений, возмещение процентов по ипотеке, кредиту или займу) при условии, что на дату признания многоквартирных домов аварийными у правообладателей жилых помещений в таких домах отсутствуют иные пригодные для проживания жилые помещения.

Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав (раздел II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года).

Таким образом, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> <адрес>, принадлежит истцам Степаненко Е.С. и В.В. на основании договора купли-продажи квартиры от 15 мая 2007 года в равных долях (л.д. 17-18, 15,16).

Распоряжением Администрации города Лесосибирска № 1227-р от 02 декабря 2013 года указанное жилое помещение признано аварийным и подлежащим сносу.

В настоящее время на территории города Лесосибирска действует региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес>» на 2019-2025 годы, утвержденная Постановлением Правительства Красноярского края от 23 марта 2019 года № 144-п. Жилой дом, в котором расположена квартира истца, в адресную Программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда включен.

Согласно постановлению Администрации г. Лесосибирска от 09 июня 2021 года № 536 "Об изъятии земельных участков и объектов недвижимости в целях сноса многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу" указанные выше жилой дом и земельный участок подлежат изъятию для муниципальных нужд в целях сноса многоквартирного дома в рамках региональной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае" на 2019 - 2025 годы, утвержденной постановлением правительства Красноярского края от 29 марта 2019 года N 144-п, после заключения с собственниками соглашений об изъятии у них земельных участков и объектов недвижимости.

Заключением межведомственной комиссии от 29 ноября 2013 года N 61 указанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу на основании пункта 33 постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 в связи с его износом, приводящим к снижению уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

Согласно имеющемуся в деле обязательству, истец избрал способ обеспечения жилым помещением, взамен жилого помещения признанного аварийным, путем предоставления другого жилого помещения.

21 февраля 2023 года Администрацией г.Лесосибирска истцам Степаненко Е.С. и В.В. направлен ответ об отказе предоставить взамен изымаемого иное жилое помещение с указанием на выплату возмещения за квартиру (л.д.11).

Разрешая спор, суд исходит из того, что право собственности истца на спорную квартиру зарегистрировано 28 мая 2007 года на основании договора купли-продажи от 15 мая 2007 года.

Жилой <адрес> в установленном законом порядке признан аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае на 2019-2025 годы».

При таком положении истец в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность.

Доводы представителя Администрации г. Лесосибирска, изложенные в отзыве на исковое заявление, об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска, суд признает не состоятельными.

Наличие у Степаненко Е.С. на момент признания спорного жилого помещения аварийный и подлежащим сносу, права собственности на 1/5 долю в праве собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>, не может препятствовать осуществлению ее права на получение иного жилого помещения взамен аварийного. Обозначенное жилое помещение приобретено семьей Степаненко Е.С. путем приватизации.

В соответствии с частью 1 статьи 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Таким образом, общим принципом действия норм жилищного права во времени законодателем определен принцип прямого действия во времени.

В части 3 статьи 6 ЖК РФ установлено, что в жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 473-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда" (далее - Федеральный закон от 27 декабря 2019 года N 473-ФЗ) статья 32 ЖК РФ дополнена частью 8.2.

В соответствии с ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ, граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются.

Федеральный закон от 27 декабря 2019 года N 473-ФЗ вступил в действие 28 декабря 2019 года, при этом указанный закон не содержит положения о придании ему обратной силы.

При таком положении доводы стороны ответчика полагаю необоснованными ввиду неправильного понимания норм материального права, а прокурора в интересах Степаненко Е.С. и В.В. о возложении на Администрацию г.Лесосибирска обязанности предоставить им в собственность жилое помещение, общей площадью не менее 68,3 кв.м., состоящее не менее чем из трех жилых комнат, благоустроенное применительно к условиям г.Лесосибирска, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте города, взамен признанного аварийным и подлежащим сносу жилого помещения по адресу: <адрес>, подлежащим удовлетворению.

Распоряжением администрации г. Лесосибирска от 02 декабря 2013 года № 1227-р многоквартирный <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. В п. 3 Распоряжения указано на необходимость отселения жильцов из аварийных и подлежащих сносу домов до 2018 года.

Кроме того, суд учитывает, что в силу положений статей 279, 282 ГК РФ в результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством. Если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда.

Согласно части 3 статьи 60 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на объекты недвижимости, изъятые для государственных или муниципальных нужд, осуществляется на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или лица, на основании ходатайства которого принято решение об изъятии объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд.

В пункте 5 части 2 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ закреплено, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.

Как разъяснено в пп. "л" п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" резолютивная часть решения суда об удовлетворении иска о выкупе жилого помещения должна содержать вывод о прекращении права собственности лица на жилое помещение и о выплате собственнику денежной компенсации или предоставлении другого конкретного жилого помещения взамен изымаемого в собственность или на иных правовых основаниях Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (часть 6 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом (часть 3 статьи 196 ГПК РФ).

По смыслу части 8 статьи 32 ЖК РФ собственнику жилого помещения другое жилое помещение взамен изымаемого должно предоставляться на праве собственности.

Таким образом, совокупность приведенных норм в их системном единстве предполагает, что изъятие жилого помещения, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, с предоставлением иного жилого помещения, должно рассматриваться, как один из способов прекращения права собственности. Одновременно, изъятие жилого помещения и земельного участка представляет собой способ возникновения права собственности у соответствующего муниципального образования. Иной подход, при котором вопрос о правах оставался бы не разрешенным судом, приводил бы к ситуации неопределенности в отношении как субъекта права собственности на конкретное имущество, так и его правового режима, что судом первой инстанции во внимание принято не было.

На основании изложенного, суд полагает необходимым прекратить право собственности Степаненко Е.С. и В.В. на <адрес>, расположенную в <адрес> в городе Лесосибирске, после предоставления последним равнозначного жилого помещения, признать за муниципальным образованием город Лесосибирск право собственности на указанное жилое помещение после предоставления Степаненко Е.С. и В.В. равнозначного жилого помещения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ? ░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 68,3 ░░.░., ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

           ░░░░░                                                         ░.░. ░░░░░░░░░

2-1200/2023 ~ М-394/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Степаненко Владимир Викторович
Прокурор г. Лесосибирска в интересах Степаненко Елены Сергеевны
Прокурор г. Лесосибирска в интересах Степаненко Владимира Викторовича
Степаненко Елена Сергеевна
Ответчики
Администрация г. Лесосибирска
Другие
Леонова Мария Станиславовна
Коваленко Сергей Григорьевич
Коваленко Анастасия Сергеевна
Министерство строительства Красноярского края
Суд
Лесосибирский городской суд Красноярского края
Судья
Пудовкина Е.А.
Дело на сайте суда
lesosib--krk.sudrf.ru
07.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.03.2023Передача материалов судье
10.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.03.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
23.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.03.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
01.06.2023Предварительное судебное заседание
22.06.2023Судебное заседание
29.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.09.2023Дело оформлено
27.09.2023Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее