Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-390/2024 (2-3141/2023;) ~ М-2868/2023 от 22.12.2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 февраля 2024 года                  г. Усть-Илимск, Иркутская область

Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Третьякова М.С.,

при секретаре судебного заседания Шевкуновой В.Ю.,

с участием представителя истца помощника Усть-Илимского межрайонного прокурора Соколовой К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-390/2024 по исковому заявлению Усть-Илимского межрайонного прокурора, действующего в защиту прав, законных интересов неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «РОСТ» о возложении обязанности обеспечить эксплуатационный запас топлива,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование заявленных требований, с учетом уточнений от 23.01.2024, прокурор указал, что в рамках осуществления Усть-Илимской межрайонной прокуратурой надзорной деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства при исполнении законодательства о жизнеобеспечении населения поселка Тубинский в период прохождения отопительного сезона 2023-2024 годов установлено следующее. В целях обеспечения прав и законных интересов граждан, надлежащего прохождения отопительного сезона 2023-2024 годов между Комитетом по управлению имуществом Администрации муниципального образования «Усть-Илимский район» и ООО «РОСТ» заключен договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 06.09.2023 № 3. ООО «РОСТ» является юридическим лицом, виды деятельности – производство, распределение и передача пара и горячей воды (тепловой энергии). В период с 06.09.2023 по настоящее время ООО «РОСТ» является единственной ресурсоснабжающей организацией, предоставляющей коммунальные услуги в жилые дома и организации-объекты социально-культурного назначения бюджетной сферы п. Тубинский. В соответствии с распоряжением министерства жилищной политики и энергетики Иркутской области от 18.08.2020 № 58-514-мр утверждены нормативные запасы топлива на основных источниках тепловой энергии ООО «РОСТ» на 2023 год: основной и резервный запас топлива должен составлять не менее 2,857 т.; неснижаемый нормативный запас должен составлять не менее 0,671 т.; эксплуатационный запас топлива должен составлять не менее 2,163 т. Согласно сведениям МКУ «Единая дежурно-диспетчерская служба «Усть-Илимский район» по состоянию на 23.01.2024 на котельных в Тубинском МО имелся уголь в объеме 584,45 тонны (количество дней запаса 16), что является нарушением, поскольку ООО «РОСТ» не обеспечен эксплуатационный запас топлива в количестве 2,163 тыс. тонн на котельных. Отсутствие эксплуатационного запаса топлива, непринятие мер к своевременному обеспечению нормативных запасов топлива в котельных ООО «РОСТ» вследствие бездействия ответчика по исполнению требований действующего законодательства могут повлечь прекращение подачи тепла потребителям, в том числе в жилые дома и учреждения социального назначения. Просит суд обязать ООО «РОСТ» обеспечить эксплуатационный запас топлива в период прохождения на территории Тубинского муниципального образования отопительного сезона 2023-2024 годов путем завоза угля в котельные ООО «РОСТ», расположенные в Тубинском муниципальном образовании, в объеме не менее 2,163 тыс. тонны.

В судебном заседании представитель истца помощник Усть-Илимского межрайонного прокурора Соколова К.А. заявленные требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, заявлениях об уточнении исковых требований.

Представители ответчика ООО «РОСТ», третьего лица Комитета по управлению имуществом Администрации муниципального образования «Усть-Илимский район» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Выслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства с учетом требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ), суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу статьи 1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» настоящий закон устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.

В соответствии с пунктом 11 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей)

Согласно статье 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются: обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов; обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами; обеспечение приоритетного использования комбинированной выработки электрической и тепловой энергии для организации теплоснабжения; развитие систем централизованного теплоснабжения; соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей; обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала; обеспечение недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения; обеспечение экологической безопасности теплоснабжения; обеспечение безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения.

Под надежностью теплоснабжения понимается характеристика состояния системы теплоснабжения, при котором обеспечиваются качество и безопасность теплоснабжения (пункт 17 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ).

В силу положений части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится, в том числе, организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (часть 1.1. статьи 6 ФЗ от 27.07.2010 № 190-ФЗ).

Согласно части 5 статьи 20 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, кроме того, обязаны: обеспечивать функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб; организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей; осуществлять контроль режимов потребления тепловой энергии; обеспечивать качество теплоносителей; организовать коммерческий учет приобретаемой тепловой энергии и реализуемой тепловой энергии; обеспечивать проверку качества строительства принадлежащих им тепловых сетей; обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения; обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.

Приказом Минэнерго России от 10.08.2012 № 377 утвержден Порядок определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) (далее по тексту - Порядок).

Порядок устанавливает правила расчета нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии (далее - котельные), и основные требования к нормированию запасов топлива (уголь, мазут, торф, дизельное топливо, печное топливо) при производстве тепловой энергии организациями, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм.

Согласно пунктам 2, 15 Порядка норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ). ОНЗТ определяются не позднее 1 октября года, предшествующего планируемому.

В соответствии с пунктом 3 Порядка ННЗТ определяется для котельных в размере, обеспечивающем поддержание плюсовых температур в главном корпусе, вспомогательных зданиях и сооружениях в режиме "выживания" с минимальной расчетной тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года.

ННЗТ на отопительных котельных определяется в размере, рассчитываемом в соответствии с пунктом 3 настоящего Порядка, а также с учетом необходимости обеспечения их работы в условиях непредвиденных обстоятельств при невозможности использования или исчерпании НЭЗТ (пункт 4 Порядка).

Расчетный размер ННЗТ определяется по среднесуточному плановому расходу топлива самого холодного месяца отопительного периода и количеству суток, определяемых с учетом вида топлива и способа его доставки. Количество суток, на которые рассчитывается ННЗТ, определяется в зависимости от вида топлива и способа его доставки, для твердого топлива, доставляемого автотранспортом, объем запаса топлива должен составлять 7 суток (пункты 19, 20 Порядка).

Согласно пункту 11 Порядка НЭЗТ необходим для надежной и стабильной работы котельных и обеспечивает плановую выработку тепловой энергии в случае введения ограничений поставок основного вида топлива. Для расчета размера НЭЗТ принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток, которое по твердому топливу составляет 45 суток.

Пунктом 12 Порядка установлено, что расчет НЭЗТ производится ежегодно для каждой котельной, сжигающей или имеющей в качестве резервного твердое или жидкое топливо (уголь, мазут, торф, дизельное топливо). Расчеты производятся на 1 октября планируемого года.

Расчеты ННЗТ и НЭЗТ производятся по котельным организаций электроэнергетики и отопительным (производственно-отопительным) котельным организаций, не относящихся к организациям электроэнергетики, в соответствии с разделом II настоящего Порядка.

Согласно пункту 4.1.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 № 115, эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 13 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12.03.2013 № 103, в целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должно быть проверено в отношении данных организаций наличие нормативных запасов топлива на источниках тепловой энергии.

В судебном заседании установлено следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «РОСТ» осуществляет деятельность по производству, передаче и распределению пара и горячей воды; кондиционированию воздуха, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.

Между Комитетом по управлению имуществом администрации муниципального образования «Усть-Илимский район» и Общество с ограниченной ответственностью «РОСТ» 06.09.2023 заключен договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом, в соответствии ООО «РОСТ» передано муниципальное имущество, в том числе, котельные, расположенные в Тубинском муниципальном образовании.

В период с 06.09.2023 по настоящее время ООО «РОСТ» является единственной ресурсоснабжающей организацией, предоставляющей коммунальные услуги в жилые дома и организации-объекты социально-культурного назначения бюджетной сферы п. Тубинский.

В соответствии с распоряжением министерства жилищной политики и энергетики Иркутской области от 18.08.2020 № 58-514-мр утверждены нормативные запасы топлива на основных источниках тепловой энергии ООО «РОСТ» на 2023 год: основной и резервный запас топлива должен составлять не менее 2,857 тыс. тонн; неснижаемый нормативный запас должен составлять не менее 0,671 тыс. тонн.; эксплуатационный запас топлива должен составлять не менее 2,163 тыс. тонн.

Согласно сведениям МКУ «Единая дежурно-диспетчерская служба «Усть-Илимский район» по состоянию на 23.01.2024 на котельных в Тубинском МО имелся уголь в объеме 584,45 тонны (количество дней запаса 16), что является нарушением, поскольку ООО «РОСТ» не обеспечен эксплуатационный запас топлива в количестве 2,163 тыс. тонн на котельных.

С учетом вышеприведенных норм действующего законодательства создание нормативных запасов топлива является обязательным для теплоснабжающей организации в целях обеспечения надежного теплоснабжения потребителей.

Вместе с тем из представленной суду оперативной информации следует, что обязанность по обеспечению эксплуатационного запаса топлива в период прохождения на территории Тубинского муниципального образования отопительного сезона 2023-2024 годов ООО «РОСТ» не исполняется.

22.01.2024 должностное лицо – директор ООО «РОСТ» привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.17 КоАП РФ «Нарушение собственниками или иными законными владельцами тепловых электростанций, производящих электрическую и (или) тепловую энергию для потребителей, и котельных, производящих тепловую энергию для потребителей, их должностными лицами нормативов запасов топлива, порядок создания и использования тепловыми электростанциями и котельными запасов топлива».

Изложенное свидетельствует о том, что ООО «РОСТ» законодательно регламентированная обязанность по обеспечению установленного норматива запаса топлива при прохождении на территории Тубинского муниципального образования отопительного сезона 2023-2024 годов не исполняется.

Ответчиком, третьим лицом, установленные обстоятельства не опровергнуты.

Кроме того, суд учитывает, что Тубинское муниципальное образование расположено в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в связи с чем полагает, что необеспечение нормативного эксплуатационного запаса топлива на котельных Тубинского муниципального образования создает реальную угрозу по несвоевременной подаче тепла потребителям, возникновению чрезвычайной ситуации, может повлечь за собой причинение вреда здоровью и имуществу граждан, нарушение прав граждан на надлежащее предоставление коммунальных услуг.

При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что заявленные истцом требования о возложении на ответчика обязанности обеспечить эксплуатационный запас топлива в период прохождения на территории Тубинского муниципального образования отопительного сезона 2023-2024 годов путем завоза угля в котельные ООО «РОСТ», расположенные в Тубинском муниципальном образовании, в объеме не менее 2,163 тысячи тонны законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Усть-Илимского межрайонного прокурора, действующего в защиту прав, законных интересов неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «РОСТ» о возложении обязанности обеспечить эксплуатационный запас топлива удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «РОСТ» обеспечить эксплуатационный запас топлива в период прохождения на территории Тубинского муниципального образования отопительного сезона 2023-2024 годов путем завоза угля в котельные Общества с ограниченной ответственностью «РОСТ», расположенные в Тубинском муниципальном образовании, в объеме не менее 2,163 тыс. тонны.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Усть-Илимский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья М.С. Третьяков

Мотивированное решение изготовлено 01.03.2024

2-390/2024 (2-3141/2023;) ~ М-2868/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Усть-Илимский межрайонный прокурор
Ответчики
Общество с ограниченной ответственностью "РОСТ"
Другие
Комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования "Усть-Илимский район"
Суд
Усть-Илимский городской суд Иркутской области
Судья
Третьяков М.С.
Дело на сайте суда
ust-ilimsky--irk.sudrf.ru
22.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.12.2023Передача материалов судье
29.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.01.2024Судебное заседание
14.02.2024Судебное заседание
01.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.04.2024Дело оформлено
09.04.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее