Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-108/2023 ~ М-88/2023 от 31.03.2023

Дело

УИД:

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

село Верхневилюйск                          04 мая 2023 года                    

Верхневилюйский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Кириллина В.А.,

при секретаре судебного заседания Поповой А.А.,

с участием старшего помощника прокурора Верхневилюйского района РС (Я) Адамовой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора Верхневилюйского района РС (Я) Николаева П.Д. в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Управление автомобильной дороги общего пользования федерального значения «Вилюй» Федерального дорожного агентства» о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Исполняющий обязанности прокурора Верхневилюйского района Николаев П.Д. в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным иском к Федеральному казенному учреждению «Управление автомобильной дороги общего пользования федерального значения «Вилюй» Федерального дорожного агентства» (далее по тексту – ФКУ «Упрдор Вилюй»). В обоснование иска указано, что автомобильная дорога федерального значения «Вилюй» находится на содержании ФКУ «Упрдор Вилюй». Согласно поручению прокуратуры республики прокуратурой Верхневилюйского района проведена проверка соблюдения требований законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, о безопасности дорожного движения, в ходе которой установлено, что на участках ФАД «Вилюй», до сих пор остаются участки, проходящие через населенные пункты, которые находятся без освещения км. <адрес>. По выявленным нарушениям законодательства о безопасности дорожного движения Отделением ГИБДД ОМВД по Верхневилюйскому району ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ внесены представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности. Однако согласно информации Отделения ГИБДД ОМВД по Верхневилюйскому району от ДД.ММ.ГГГГ выявленные нарушения фактически не устранены. В связи с указанными обстоятельствами создается опасность возникновения дорожно-транспортных происшествий с участниками дорожного движения, что в свою очередь существенным образом нарушает интересы неопределенного круга лиц. Данные нарушения носят потенциально-опасный характер, которые могут привести к тяжким последствиям и требуют незамедлительного устранения выявленных нарушений для обеспечения безопасности участников дорожного движения. Указывая на изложенное, истец просит обязать ответчика ФКУ «Упрдор Вилюй» в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать участки ФАД «Вилюй» проходящие через населенные пункты, а именно: <адрес> стационарным электрическим освещением в соответствии с требованиями ГОСТ Р 58107.1-2018, ГОСТ Р 52766-2007 и СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение».

В судебном заседании представитель истца - старший помощник прокурора района Адамова Л.А. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, надлежаще извещен, причины не явки не сообщил.

Согласно представленного отзыва на исковое заявление следует, что согласно п. 5.1 Устава финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется за счет средств федерального бюджета на основании бюджетных смет. Учреждение не имеет правовых оснований для самостоятельного выполнения работ по оборудованию искусственного уличного освещения своими силами. В рамках заключенного долгосрочного государственного контракта по содержанию автомобильной дороги осуществляются мероприятия по содержанию данного участка автомобильной дороги. При этом в соответствии с классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Минтранса РФ от 16 ноября 2012 года № 402, устройство отсутствующего освещения не входит в перечень мероприятий по ремонту и содержанию участков автомобильных дорог, соответственно, не может быть выполнено в рамках указанных видов работ. Учреждением в 2018 году направлялись в Росавтодор предложения по включению в федеральную адресную инвестиционную программу (ФАИП) мероприятий по повышению уровня обустройства (устройство искусственного электроосвещения) на автомобильной дороге «Вилюй», в том числе на участках км <адрес>, проходящем по территории Верхневилюйского района Республики Саха (Якутия). В 2019 в ФАИП были включены расходы на мероприятия по повышению уровня обустройства автомобильных дорог федерального значения. Устройство стационарного электроосвещения на автомобильной дороге «Вилюй» на участках км <адрес>, после чего заключен государственный контракт -ПИР-в/19 от ДД.ММ.ГГГГ на разработку предпроектной и проектной документации на устройство стационарного электроосвещения на автомобильной дороге. По участкам км <адрес>) заключен государственный контракт -ПИР-В/19 от ДД.ММ.ГГГГ. Работы по Контракту выполнены в полном объеме, проектная документация получила положительное заключение государственной экспертизы. В 2021-2023 годах ФКУ Упрдор «Вилюй» неоднократно обращалось в Федеральное дорожное агентство с предложениями о включении устройства стационарного электроосвещения на автомобильной дороге «Вилюй» в план работ по строительству объектов. Вместе с тем, положительное решение до настоящего времени по данному объекту не принято.

Суд, выслушав истца, изучив отзыв представителя ответчика, материалы дела, оценив представленные доказательства, приходит к следующему.

Прокурор в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, статьями 1, 21, 26, 35 Закона Российской Федерации от 17 января 1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 21 июня 2013 № 252 «О совершенствовании прокурорского надзора за исполнением федерального законодательства органами государственной власти, местного самоуправления, иными органами и организациями» выступил в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц в сфере безопасности дорожного движения.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее по тексту – Федеральный закон № 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 196-ФЗ основополагающей задачей по обеспечению безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации является охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

В силу ст. 12 Закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно п. 1 ст. 24 Закона № 196-ФЗ права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Участники дорожного движения имеют право свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил.

Частью 1 ст. 17 Федерального закона от 08 декабря 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 257-ФЗ) предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

В соответствии с ч. 3 ст. 17 Федерального закона № 257-ФЗ классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.

Согласно ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог, в том числе элементам обустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенных для повышения удобства и безопасности дорожного движения, предусмотрены ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденным Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 г. № 270-ст. (далее по тексту – ГОСТ Р 52766-2007).

Согласно п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают, в том числе на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м, по СНиП 23-05-95.

Приказом Минстроя России от 07.11.2016 № 777/пр «Об утверждении СП 52.13330 «СНиП 23-05-95 Естественное и искусственное освещение» (далее по тексту - СНиП 23-05-95) установлены требования к наружному освещению городов, поселков и сельских населенных пунктов, автотранспортных тоннелей, а также порядок контроля за их состоянием в процессе эксплуатации.

По классификации технических средств и устройств организации и обеспечения безопасности дорожного движения, стационарное электрическое освещение является одним из элементов обустройства автомобильной дороги, предназначенного для улучшения условий видимости; искусственное освещение (включающее в себя стационарные осветительные устройства и линии электропередачи) должно обеспечивать в темное время суток видимость дороги и дорожных сооружений для их эффективного использования и предотвращения дорожно-транспортных происшествий (пункт 3.18, таблица 1 «ГОСТ Р 52765-2007. Национальный стандарт Российской Федерации. Классификация», утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.10.2007 № 269-ст).

Пунктом 4.1.1 «ГОСТ Р 58107.1-2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Освещение автомобильных дорог общего пользования. Нормы и методы расчета» предусмотрены нормативные требования к освещенности дорог общего пользования, для дорог со стандартной геометрией и асфальтобетонным покрытием нормируют: среднюю яркость, общую UO и продольную UI равномерности яркости дорожного покрытия, среднюю освещенность и равномерность освещенности Uh на дорожном покрытии. Для дорог с нестандартной геометрией или с покрытием, отличным от асфальтобетонного (брусчатка, цементобетонное и др.), а также дорог, расположенных в северной строительно-климатической зоне азиатской части России (см. приложение А) или выше 66° северной широты европейской части России, нормируют среднюю освещенность и равномерность освещенности Uh на дорожном покрытии. Пороговое приращение яркости TI и коэффициент периферийного освещения SR нормируют для проезжей части дорог независимо от их геометрии и типа покрытия.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, прокуратурой Верхневилюйского района по поручению прокуратуры республики проведена проверка соблюдения требований законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, о безопасности дорожного движения (в части обустройства стационарным электроосвещением).

В ходе проверки выявлены нарушения, а именно на участках автомобильной дороги федерального значения «Вилюй» (далее по тексту – ФАД «Вилюй»), проходящих через населенные пункты в нарушение п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 - отсутствует стационарное электрическое освещение, а именно: <адрес>

По выявленным нарушениям законодательства о безопасности дорожного движения начальником ОГИБДД ОМВД России по Верхневилюйскому району ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ были внесены представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности (л.д. 22-23, 25, 27).

В ответ на представление ФКУ «Управление автомобильной дороги общего пользования федерального значения «Вилюй» сообщил, что Управление не обладает полномочиями по внесению мероприятий в Федеральную адресную инвестиционную программу России. При этом в течение 2022 года в адрес Федерального агентства Управлением неоднократно направлялись предложения для включения указанных мероприятий в Федеральную адресную инвестиционную программу России (л.д. 24, 26, 28).

Основным видом деятельности ФКУ «Управление автомобильной дороги общего пользования федерального значения «Вилюй» является эксплуатация автомобильных дорог, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ (л.д. 30).

Согласно Уставу, утвержденному приказом Федерального дорожного агентства от ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту – Устав), предусмотрено, что ФКУ «Управление автомобильной дороги общего пользования федерального значения «Вилюй» Федерального дорожного агентства» является федеральным казенным учреждением, предназначенным для осуществления функций по оказанию государственных услуг в сфере дорожного хозяйства, осуществления оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования федерального значения и искусственными сооружениями на них, закрепленными за ним, обеспечения безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.

Как предусмотрено п. 3.2.1 Устава, предметом деятельности Учреждения является организация выполнения работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них, закрепленных за Учреждением на праве оперативного управления.

Для достижения целей и реализации предмета деятельности Учреждение выполняет, в том числе, исполнение функций государственного заказчика (застройщика) в соответствии с законодательством Российской Федерации на выполнение работ (оказание услуг) по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них, закрепленных за Учреждением на праве оперативного управления (п. 3.3.1 Устава). Приказом Минтранса России от 16 ноября 2012 № 402 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, к числу которых в п. 10 отнесены: установка недостающего и восстановление существующего оборудования на искусственных сооружениях для функционирования систем, в том числе, освещения и установка элементов освещения на пешеходных переходах, автобусных остановках, кольцевых пересечениях и локальных пересечениях и примыканиях, в том числе автономных осветительных систем.

На основании государственного контракта по содержанию автомобильной дороги -ПИР-в/19 осуществляются мероприятия по содержанию участка автомобильной дороги «Вилюй» км <адрес> Однако, в соответствии с Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Минтранса РФ от 16 ноября 2012 № 402, устройство отсутствующего стационарного электрического освещения не входит в перечень мероприятий по ремонту и содержанию участков автомобильных дорог.

По участкам на км <адрес>) заключен государственный контракт -ПИР-В/19 от ДД.ММ.ГГГГ Работы по Контрактам выполнены в полном объеме, проектная документация получила положительное заключение государственной экспертизы.

Ответчик в 2022-2023 г.г. неоднократно обращался в Федеральное дорожное агентство с предложениями о включении устройства стационарного электроосвещения на автомобильной дороге А-331 «Вилюй» в план работ по строительству объектов. Вместе с тем, положительное решение до настоящего времени по данному объекту не принято.

ФКУ «Упрдор Вилюй» является федеральным казенным учреждением, согласно п. 5.1, п.5.2 Устава финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется за счет федерального бюджета на основании бюджетных смет. Бюджетные сметы Учреждения составляются, утверждаются и ведутся в порядке, определенном Федеральным дорожным агентством в соответствии с общими требованиями, установленными Бюджетным кодексом РФ. Учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами, а также со средствами, полученными от приносящей доход деятельности при зачислении их в доход федерального бюджета, через лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства в соответствии с положениями бюджетного законодательства Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Таким образом, доводы представителя ответчика об отсутствии правовых оснований для самостоятельного выполнения работ по оборудованию искусственного уличного освещения своими силами не могут быть приняты судом, поскольку ответчик, используя предусмотренные бюджетным законодательством механизмы регулирования расходной части бюджета, не лишен права разрешить вопрос об исполнении предписаний судебного акта в первоочередном порядке. Исполнение требований об оборудовании автомобильной дороги стационарным электрическим освещением направлено на обеспечение безопасности дорожного движения и не может быть поставлено в зависимость от процедурных вопросов.

Иных юридически обоснованных доводов, которые могут повлиять на выводы суда, ответчиком не приведено. Ссылка ответчика на приказ Минтранса РФ от 16 ноября 2012 года № 402, в обоснование непринятия исковых требований прокурора не может быть принята судом по вышеуказанным основаниям.

В соответствии с пунктом 13 Постановления Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1990 «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения») (с изм. и доп., вступ. в силу с 01 января 2022 года) должностные лица и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать эти объекты в безопасном для движения состояния в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.

Исходя из изложенного, суд считает, что совокупность исследованных и оцененных судом доказательств достаточна для удовлетворения исковых требований.

Таким образом, нарушение требований ГОСТ Р 52766-2007 в части отсутствия стационарного электрического освещения на участках ФАД «Вилюй» (<адрес> влечет за собой нарушение прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга граждан на безопасность дорожного движения.

Указанные нарушения законодательства о безопасности дорожного движения создают реальную опасность причинения вреда жизни и здоровью участников дорожного движения. Жизнь и здоровье являются неотчуждаемыми правами и свободами человека и защищаются гражданским законодательством (ч. 2 ст. 2 ГК РФ).

Рассматривая требования прокурора относительно срока выполнения работ, суд приходит к следующему выводу.

Из содержания ч. 2 ст. 206 ГПК РФ следует, что в случае, если действия, которые ответчик обязан совершить на основании решения суда, могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Заявленный истцом срок в течение одного года со дня вступления решения в законную силу суд считает разумным, с учетом значительного объема работ, существенных финансовых затрат, а также принимает во внимание сезонный характер подлежащих выполнению работ, их сложность.

В случае невозможности исполнить решение суда в установленный срок по объективным причинам ответчик (должник) вправе обратиться с заявлением об отсрочке исполнения, представив соответствующие доказательства.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск исполняющего обязанности прокурора Верхневилюйского района Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Управление автомобильной дороги общего пользования федерального значения «Вилюй» Федерального дорожного агентства» о возложении обязанности – удовлетворить.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Управление автомобильной дороги общего пользования федерального значения «Вилюй» Федерального дорожного агентства» в течение 1 (одного) года со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать участки Федеральной автомобильной дороги «Вилюй» проходящие через населенные пункты: <адрес> стационарным электрическим освещением в соответствии с требованиями ГОСТ Р 58107.1-2018, ГОСТ Р 52766-2007 и СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение».

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) через Верхневилюйский районный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:                 п/п             В.А. Кириллин

Копия верна

Судья:

2-108/2023 ~ М-88/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Николаев Прокопий Дмитриевич
Ответчики
ФКУ "УпрДОР ФАД "Вилюй"Федерального дорожного агентства"
Суд
Верхневилюйский районный суд Республики Саха (Якутия)
Судья
Кириллин Василий Александрович
Дело на странице суда
vvilyui--jak.sudrf.ru
31.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.03.2023Передача материалов судье
03.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.04.2023Подготовка дела (собеседование)
21.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.05.2023Судебное заседание
04.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.06.2023Дело оформлено
06.06.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее