32RS0015-01-2023-001679-78
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 июня 2024 года г. Клинцы
Клинцовский городской суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Данченко Н.В.,
при секретаре Летохо И.А.
с участием представителя истца – заместителя прокурора г. Клинцы Брянской области –Зайцевой Н.М.,
ответчика –Борисенко Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-42/2024 по исковому заявлению прокурора г. Клинцы Брянской области в интересах Российской Федерации к Борисенко Е. В. о взыскании в доход государства денежных средств, законность происхождения которых не подтверждена,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Клинцы Брянской области, действующий в интересах Российской Федерации, обратился в суд с исковым заявлением к Борисенко Е.В. о взыскании в доход государства денежных средств, законность происхождения которых не подтверждена.
В обоснование иска указано, что прокуратурой г.Клинцы на основании поступившей из администрации Губернатора Брянской области информации проведена проверка в соответствии с положениями Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», о достоверности и полноте сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных депутатом Клинцовского городского Совета народных депутатов Борисенко Е.В. за период 2021 года в размере 327 270, 79 руб.
В ходе осуществления контроля установлено, что в период замещения Борисенко Е.В. муниципальной должности депутата Клинцовского городского Совета народных депутатов, сумма поступивших денежных средств на его счета составила 2 238 422,24 руб., что превысило сумму общего дохода Борисенко Е.В. и его несовершеннолетнего ребенка за отчетный период 2021 и два предшествующих ему года - 1 215 858,17 руб.
В судебном заседании прокурор уточнил заявленные требования и просил взыскать 318 000 рублей, как имущество, в отношении которого Борисенко Е.В. не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации доказательства о законном их получении.
В судебном заседании ответчик Борисенко Е.В. заявленные требования не признал, указал, что с 2019 года он избран депутатом Клинцовского городского Совета народных депутатов. Свою деятельность осуществляет на безвозмездной основе. В спорный период он нигде не работал. В 2021 году денежные средства ему поступали от матери, а также знакомых, которым ранее он давал денежные средства взаймы. Таким образом, нарушений предоставления сведений о доходах, допущено им не было.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению.
Одной из форм противодействия коррупции является осуществление контроля за расходами лиц, замещающих должности, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации или нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, а также за расходами их супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, в случаях и в порядке, которые установлены Федеральным законом от 03.12.2012 N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации (статья 8.1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции").
Категории лиц, в отношении которых осуществляется контроль за расходами, и порядок осуществления такого контроля установлены Федеральным законом "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам".
В силу ст. 40 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" депутаты представительного органа муниципального образования должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.
В соответствии с ч. 7.2 ст. 40 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством РФ о противодействии коррупции депутатом проводится по решению высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в порядке, установленном законом субъекта РФ. Основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений в РФ регулируются положениями Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Согласно ст. 8.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", лица, замещающие (занимающие) должности, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами РФ или нормативными актами Центрального банка РФ, обязаны представлять сведения о расходах, расходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случаях и порядке, которые установлены Федеральным законом от 03 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", иными нормативными правовыми актами РФ и нормативными актами Центрального банка РФ.
Положениями п. п. "ж" п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 03 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" закреплено, что контроль за расходами устанавливается, в том числе, в отношении лиц, замещающих (занимающих) должности муниципальной службы, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, также сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Из ст. 3 Федерального закона от 03 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" следует, что лицо, замещающее (занимающее) одну из должностей, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 2 настоящего Федерального закона, обязано ежегодно в сроки, установленные для представления сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, представлять сведения о расходах, расходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг (долей участия, паев в уставных капиталах организаций), совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение календарного года, предшествующего году представления сведений (отчетный период), если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, и источниках получения средств, за счет которых совершены сделки.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном разбирательстве, согласно решению Клинцовского городского Совета народных депутатов седьмого созыва от 26.09.2019 № 7-5 утвержден протокол № 2 и доклад мандатной комиссии Клинцовского городского Совета народных депутатов о результатах проверки полномочий депутатов Клинцовского городского Совета народных депутатов седьмого созыва. Установлено, что по единому муниципальному избирательному округу Борисенко Е. В. избран депутатом Клинцовского городского Совета народных депутатов (л.д. 116).
В соответствии с ч. 4 ст. 29 Устава г.Клинцы утвержденного Решением Клинцовского городского Совета народных депутатов от 07.11.2008 года № 3-1/595 (редакция от 07.05.2024 года ) срок полномочий городского Совета народных депутатов составляет 5 лет.
В связи с избранием в Клинцовский городской Совет народных депутатов у Борисенко Е.В. возникла обязанность предоставлять Губернатору Брянской области и в Правительство Брянской области сведения о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, также сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера несовершеннолетних детей (Борисенко Л. Е. ДД.ММ.ГГГГ года рождения).
Из представленной в рамках декларационной кампании Борисенко Е.В. справки о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за период с 01 января по 31 декабря 2021 года, из раздела 1 "Сведения о доходах" следует, что доход за отчетный период Борисенко Е.В. составил 105 982, 75. руб. (6 982,75 ежемесячная денежная выплата и 99 000 руб. доход от продажи грузового автомобиля); из аналогичных справок Борисенко Е.В. следует, что последний за период с 01 января по 31 декабря 2019 г. получил доход 1 103 209, 08 руб. (1 000 000 руб. доход, полученный от продажи земельного участка, 3 209,08 ежемесячная денежная выплата, 100 000 доход, полученный от продажи легкового автомобиля), за период с 01 января 2020 года по 31 декабря 2020 года получил доход 6 666, 34 руб.
Согласно данным Социального фонда России, Федеральной налоговой службы, Росреестра, сведениям, полученным от Борисенко Е.В. доход ответчика за 2019 год составил 1 103 209,08 (1 000 000 руб. доход, полученный от продажи земельного участка, 3 209,08 руб. ежемесячная денежная выплата, 100 000 руб. доход, полученный от продажи легкового автомобиля), доход за 2020 год составил 6 666,34 руб. (ежемесячная денежная выплата).
Таким образом, заявленный Борисенко Е.В. совокупный доход за отчетный период 2021 год и предшествующие два года (2019, 2020 годы) составил 1 215 858, 17 руб. <данные изъяты> согласно представленным Борисенко Е.В. справкам, дохода не имел.
По состоянию на 2021 год на имя Борисенко Е.В. в ПАО Сбербанк России имелись следующие банковские счета, по которым осуществлялось движение денежных средств в 2021 году: № открытый ДД.ММ.ГГГГ; 4№ открытый ДД.ММ.ГГГГ; 40№ открытый ДД.ММ.ГГГГ, в АО «Альфа-Банк» банковский счет № открытый ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно представленной банками информации за период с 01 января по 31 декабря 2021 года на счета Борисенко Е.В. поступили денежные средства в ПАО «Сбербанк России» в размере 1 825 109,79 руб., в АО «Альфа-Банк» в размере 413 312,45 руб., общая сумма денежных средств поступивших за 2021 год и предшествующие два года (2020, 2019 годы) в указанные банки составляет 2 238 422,24 руб.
В ходе проверки Борисенко Е.В. представлены 2 документа о кредитных договорах за 2021 год: договор № 0567438322 от 26.01.2021 года на сумму 360 000 рублей в АО «Тинькофф Банк» и договор № 0663139046 от 27.10.2021 на сумму 850 000 рублей в АО «Тинькофф Банк», сведения о перечислении денежных средств по исполнительным производствам в Клинцовском РОСП в 2021 году на сумму 123 443,28 руб., информация о возврате банковской гарантии в размере 120 000 руб.
Также установлено, что часть поступлений денежных средств на счета Борисенко Е.В. составили внутренние переводы денежных средств между счетами, в общей сумме 91 850 руб.
В ходе проверки, проведенной прокурором было установлено, что в 2021 году на указанные банковские счета, открытые Борисенко Е.В., поступило неподтвержденных денежных средств на общую сумму 327 270, 79 руб., которые в справках о доходах указаны Борисенко Е.В. не были.
Документов, подтверждающих законные источники поступившего дохода на эту сумму, ответчиком в рамках проверочных мероприятий представлено не было.
В соответствии с ч.1 ст. 8,2. Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" в случае, если в ходе осуществления проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера получена информация о том, что в течение года, предшествующего году представления указанных сведений (отчетный период), на счета лица, представившего указанные сведения (далее - проверяемое лицо), его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в банках и (или) иных кредитных организациях поступили денежные средства в сумме, превышающей их совокупный доход за отчетный период и предшествующие два года, лица, осуществляющие такую проверку, обязаны истребовать у проверяемого лица сведения, подтверждающие законность получения этих денежных средств.
В случае непредставления проверяемым лицом сведений, подтверждающих законность получения этих денежных средств, или представления недостоверных сведений материалы проверки в трехдневный срок после ее завершения направляются лицом, принявшим решение о ее осуществлении, в органы прокуратуры Российской Федерации (часть 2).
По результатам проверки полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2019-2021 годы, Губернатором Брянской области в адрес прокурора Брянской области направлены соответствующие материалы.
Поскольку в ходе проверки, проведенной прокурором г.Клинцы Брянской области в порядке ст. 8.2 ФЗ РФ «О противодействии коррупции» № 272-ФЗ от 25.12.2008, от проверяемого лица не получены сведения, подтверждающие законность получения денежных средств, прокурор в соответствии с указанной нормой и положениями ст. 45 ГПК РФ обратился в суд в интересах Российской Федерации.
По смыслу Федерального закона от 03.12.2012 N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" на прокурора не возложена обязанность установления законности приобретения имущества, денежных средств и иных ценностей, поскольку обязанность по доказыванию законности владения имуществом возлагается на ответчика. Аналогичные разъяснения изложены в Обзоре судебной практики по делам по заявлениям прокуроров об обращении в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.06.2017
При этом бремя доказывания законного источника происхождения денежных средств, возлагается на ответчика.
В судебном заседании прокурор уточнил заявленные требования, указал, что Борисенко Е.В. в проверяемом периоде не подтверждена законность следующих доходов, поступивших в 2021 году на общую сумму 389 000 руб.:
22.01.2021 сумма 12 000 руб. взнос наличными через АТМ;
07.03.2021 сумма 49 000 руб. перевод на карту (с карты) через мобильный банк;
05.06.2021 сумма 80 000 руб. взнос наличными через АТМ;
26.06.2021 сумма 24 000 руб. взнос наличным через АТМ;
29.06.2021 сумма 20 000 руб. взнос наличными через АТМ;
01.07.2021 сумма 10 000 руб. взнос наличными через АТМ;
30.07.2021 19 000 руб. перевод на карту (с карты) через мобильный банк;
04.08.2021 49 000 руб. взнос наличными через АТМ;
10.09.2021 104 000 взнос наличными через АТМ;
12.11.2021 7 500 руб. перевод на карту (с карты) через мобильный банк;
11.12.2021 15 000 руб. перевод на карту (с карты) через мобильный банк.
Приводя доводы о законности происхождения денежных средств, поступивших в проверяемом периоде, ответчик Борисенко Е.В. указал о получении денежных средств в долг от матери (500 000 рублей), а также возврат денежных средств лицами, которым он ранее их предоставлял в долг. Поступление денежной суммы 19 0000 руб. 30.07.2021 года от Иванишко объяснить не смог.
Допрошенная в судебном заседании 22.03.2024 года в качестве свидетеля <данные изъяты> пояснила, что является <данные изъяты>. Она пенсионер, среднемесячный доход 17 000 рублей. В 2021 году она передавала сыну денежные средства в сумме более 500 000 рублей в долг. В последующем сын возвратил ей денежные средства.
Допрошенный в судебном заседании 17.04.2024 года <данные изъяты>. пояснил, что 12.11.2021 года перечислял 7 500 рублей Борисенко Е.В. для оплаты номера в санатории «Затишье».
Допрошенный в судебном заседании 17.04.2024 года в качестве свидетеля <данные изъяты> пояснил, что брал у Борисенко Е.В. в долг 15 000 рублей, а затем возвращал тому на банковскую карту.
Допрошенный в судебном заседании 27.06.2024 года <данные изъяты>. указал, что брал у Борисенко Е.В. в долг около 49 000 рублей, затем возвращал.
С учетом показаний свидетелей, а также принимая во внимание, что <данные изъяты> подтверждены выписками из движения денежных средств, прокурор уточнил исковые требования, исключив суммы 7 500 руб., 15 000 руб. и 49 000 руб.
Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В обоснование возражений на исковое заявление ответчик вправе представлять любые допустимые гражданско-процессуальным законодательством доказательства законности происхождения средств.
Частями 1,2,3 ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Никакие доказательства для суда не имеют заранее установленной силы.
Оценивая довод <данные изъяты> поступлении денежных средств от матери- свидетеля по делу Борисенко Е.В., суд не принимает его, поскольку он не подтверждается документально. Свидетельские показания, применительно к данному спору, не могут быть приняты во внимание, как допустимые доказательства (ст. 162 ГК РФ и ст. 60 ГПК РФ). В этой связи суд считает, что ответчиком не подтверждены надлежащим образом законность поступления 22.01.2021- 12 000 руб.; 05.06.2021- 80 000 руб.; 26.06.2021 - 24 000 руб.; 29.06.2021 -20 000 руб.; 01.07.2021 - 10 000 руб.. Обстоятельства перечисления 30.07.21 г. 19 000 рублей от <данные изъяты> Борисенко Е.В. в судебном заседании объяснить также не смог.
Таким образом, оценив в соответствии с указанными правилами полученные доказательства, суд приходит к выводу, что допустимых доказательств, позволяющих сделать вывод о законности происхождения указанных прокурором денежных средств, в размере 318 000 руб., ответчиком Борисенко Е.В. не представлено.
Поскольку при рассмотрении гражданского дела установлено, что в 2021 году, на счета Борисенко Е.В. наличными внесены денежные средства, которые значительно превышают задекларированные доходы ответчика, законность происхождения которых Борисенко Е.В. подтвердить не смог, указанное является основанием для удовлетворения заявленных требований.
Несмотря на отсутствие прямого указания в Федеральном законе № 230-ФЗ на возможность взыскания денежных средств, законность происхождения которых не подтверждена, из положений действующего законодательства о противодействии коррупции и сложившейся судебной практики следует, что в доход Российской Федерации может быть обращено любое движимое и недвижимое имущество, в том числе денежные средства, в отношении которого не представлено доказательств законности его приобретения.
При этом положения ст. 13 Федерального закона № 272 –ФЗ- предусматривают ответственность физических лиц, возможность привлечения их к гражданско –правовой ответственности.
Так, в соответствии с положениями подпункта 8 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы, по решению суда подлежит обращению в доход Российской Федерации.
Конституционный суд Российской Федерации в Постановлении от 09.01.2019 №1-П « указал, что Россия как правовое демократическое государство призвана принимать для противодействия коррупции все необходимые правовые меры, включая направленные на предупреждение незаконного обогащения лиц, осуществляющих публичные функции.
Принятие законодателем в марте 2022 года изменений в Федеральный закон № 272-ФЗ, предусматривает возможность осуществления контроля за законностью получения служащим денежных средств, не исключает возможность проверки судом законности получения денежных средств, не задекларированных в установленном порядке и законность происхождения которых не подтверждена лицом.
Федеральный закон № 44-ФЗ от 06.03.2022 лишь упорядочил те правоотношения, которые были урегулированы действовавшими ранее нормами законодательства Российской Федерации, предусмотрев возможность изъятия в доход государства незаконно приобретенных денежных средств и предоставил соответствующее право суду и прокурору, в связи с чем, в случае установления факта нарушения требований законодательства, прокурор вправе заявить иск в интересах Российской Федерации.
Принимая во внимание, что в судебном заседании Борисенко Е.В не подтвердил законность происхождения денежных средств в сумме 318 000 рублей, суд считает, что заявленные прокурором г.Клинцы Брянской области требования о взыскании их с Борисенко Е.В. в доход Российской Федерации, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░. ░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ № ░░░░░ ░░.░░.░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 318 000 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 27 ░░░░ 2024 ░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 01 ░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.