Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-125/2020 (2-1708/2019;) ~ М-1589/2019 от 10.12.2019

Дело № 2-125/20

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Сальск                                     03.02.2020

Сальский городской суд Ростовской области

в составе:

Председательствующего судьи Масловой Н.Г.,

С участием представителей сторон,

при секретаре Димитровой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Седых АЕ к Управлению социальной защиты населения Сальского района, третьему лицу ООО «Эко Центр» об обязании компенсировать оплату коммунальных услуг, выплате задолженности, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Седых АЕ обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Сальского района, третьему лицу ООО «Эко Центр» об обязании компенсировать оплату коммунальных услуг, выплате задолженности, компенсации морального вреда, указывая, что согласно уведомлению УСЗН Сальского района от 08.11.2019 в связи с наличием задолженности по коммунальной услуге по обращению с ТКО ему приостановлена выплата компенсации расходов на оплату ЖКУ с 01.04.2019.

Истец обратился в Сбербанк, ему была предоставлена выписка по лицевому счету по вкладу, из которой он увидел, что ему не выплачивалась такая компенсация с 2011 по 31.03.2017, затем были небольшие выплаты до марта 2019, а с 01.04.2019 они приостановлены.

Ссылаясь на ФЗ от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», ФЗ от 24.1.1995 № 181-ФЗ «О социальной поддержке инвалидов в РФ», жилищное законодательство, судебную практику Верховного Суда РФ, с учетом уточнения иска, просит обязать ответчика возобновить выплату ему денежной компенсации в размере 50% платы за коммунальные услуги, выплатить образовавшуюся задолженность за период с 01.01.2011 по настоящее время в сумме 112237,90 руб., проценты за просрочку в сумме 61078 руб., а также компенсировать ему моральный вред в сумме 112237,90 руб.

В настоящем судебном заседании истец полностью поддержал вышеуказанные исковые требования, кроме того, просил признать незаконным начисление ему сумм оплаты такой услуги, как обращение с ТКО, мотивировав тем, что он проживает один, мусор утилизирует самостоятельно, с помощью компостной ямы, договор с ООО «Эко Центр» не заключал, следовательно, их требования незаконны. Просил также взыскать судебные расходы нга оплату услуг адвоката 1500 руб., почтовые расходы 60 руб., изготовление ксерокопий 385 руб., проезд Сандата-Сальск 1250 руб.

Представитель ответчика УСЗН Сальского района по доверенности Чернобривцева Н.А. в ходе судебного разбирательства исковые требования не признала, суду пояснила, что Седых А.Е. состоит на учете в УСЗН с 09.06.1999 как инвалид 2 группы, и пользуется всеми мерами социальной поддержки, предусмотренными для данной категории граждан.

Предприятия ЖКХ, с которыми УСЗН взаимодействует, передают данные по фактическим платежам льготников за ЖКУ, а УСЗН с учетом сведений, поступивших от организаций, осуществляющих расчеты по оплате жилищно-коммунальных услуг, производят расчет ежемесячно в срок не позднее 25-го числа сумм компенсации на ЖКУ. В течение трех дней после завершения расчетов формируют на соответствующий месяц выплатные ведомости (списки) и передают их в кредитные организации (банки) и почтовые предприятия.

19 марта 2019 г. предприятием ООО «Экоцентр» была предоставлена информация, что за вывоз ТКО Седых А.Е. имеет задолженность с 01.01.2019, в связи с этим Седых А.Е, как инвалиду, была приостановлена выплата компенсации расходов на оплату ЖКУ льготным категориям граждан с 01.04.2019, сведений о том, что у Седых А.Е. отсутствует задолженность по услуге за вывоз ТКО, в УСЗН не поступало. При получении сведений о погашении задолженности и (или) заключении гражданами с организациями, осуществляющими расчеты по оплате жилищно-коммунальных услуг, соглашений о погашении задолженности компенсация возобновляется с месяца полного погашения задолженности или заключения гражданами с организациями, осуществляющими расчеты по оплате жилищно-коммунальных услуг, соглашений о погашении задолженности (т. 1 л.д. 58-61, 77).

Согласно отзыву третьего лица, истец не производит оплату коммунальной услуги за обращение с ТКО, чем нарушает нормы жилищного законодательства. В иске просила отказать (т. 2 л.д. 184-186).

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В судебном заседании достоверно установлено, не оспаривается, что Седых АЕ, проживающий по адресу: <адрес>, состоит на учете в УСЗН с 09.06.1999, как инвалид 2 группы, и пользуется всеми мерами социальной поддержки, предусмотренными для данной категории граждан статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (т. 1 л.д. 16, 20).

По данным представленной в процессе судебного разбирательства выписки из лицевого счета № 57107788 ООО «Экоцентр» (Сальский) за период с 01/2019 по 01/2020 Седых А.Е. не производил оплату за такую коммунальную услугу как обращение с ТКО, за 2019г., имеется задолженность в размере 1061,73 руб. (т. 2 л.д. 209).

Уведомлением № 2294 от 25.03.2019 Седых А.Е. уведомлен о приостановлении выплаты ему компенсации по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, в связи с имеющейся задолженностью по оплате за обращение с ТКО (т. 1 л.д. 78).

Истец Седых А.Е. не отрицал в судебном заседании наличия долга по оплате данной услуги. Объясняя образование задолженности, указал, что не платил по причине незаключения договора с данной организацией, а кроме того, он проживает один, мусор, которого у него очень мало, утилизирует самостоятельно, указания в квитанции об оплате данной услуги незаконны, приостановка выплат ему компенсации в связи с данной задолженностью также незаконна.

Между тем, суд не может согласиться с данной позицией истца.

В силу части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, и положений международно-правовых актов, в частности статьи 8 Всеобщей декларации прав человека, пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также пункта 1 статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной.

Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).

Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации") в целях обеспечения инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации предусмотрены меры социальной защиты инвалидов.

Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная поддержка инвалидов - это система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

К числу мер социальной поддержки инвалидов Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" отнесено в том числе предоставление мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (статья 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

В соответствии со статьей 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.

Согласно статье 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 3 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации).

По смыслу статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов (пункт 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").

Согласно п. 42 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 ЖК РФ), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг).

Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации.

В Ростовской области отношения по предоставлению мер социальной поддержки ветеранам и инвалидам по оплате жилого помещения и коммунальных услуг регулируются: Законом Ростовской области от 22 октября 2004 г. N 175-ЗС "О социальной поддержке ветеранов труда" (далее Закон Ростовской области от 22 октября 2004 г. N 175-ЗС); Постановлением Правительства Ростовской области от 9 декабря 2011 г. N 212, которым утверждено Положение "О порядке расходования субвенций, поступающих в областной бюджет из федерального бюджета на финансовое обеспечение расходов по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, оказываемых отдельным категориям граждан, а также предоставления им мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг"; постановлением Правительства Ростовской области от 15 декабря 2011 г. N 232 "О расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их предоставления".

Обращаясь в суд с настоящим иском, Седых А.Е. указывает, что с 2011 по настоящее время ему не производится выплата компенсации на оплату коммунальных услуг. В подтверждение своих доводов истец приобщает выписку по лицевому счету по вкладу в Сбербанке, а также копии имеющихся сберегательных книжек (т. 1 л.д. 28-41, т. 2 л.д. с 229 по 246).

Между тем, данная информация истца опровергается документальными данными, предоставленными ответчиком, а именно – общей справкой по выплате, за период с 2011 по 2019 гг., а также платежными документами – ежемесячными платежными поручениями общими по перечислению сумм компенсаций, списками граждан, сопроводительными описями за каждый месяц, начиная с 2012 г. по 2019 г., Седых А.Е. значится в этих списках как получатель льгот, указаны даты перечислений и суммы.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Истцом были заявлены требования о взыскании задолженности по компенсации в сумме 112237,90 руб., однако, согласно Общей справке по выплатам, именно такая сумма была перечислена на счет истца, который лично он указывал при обращении в УСЗН в 2008 году (т. 1 л.д. 69, т. 2 л.д. 247).

Исследуя в совокупности выписку Сбербанка, представленную самим истцом, а также вышеуказанные документы УСЗН, суд констатирует, что сведения о выплаченных суммах компенсации Седых А.Е. во всех документах совпадают абсолютно, судом проверялись данные практически за каждый год и месяц, суммы, указанные УСЗН, в общей справке, в Списках, отражены в полном объеме в выписке Сбербанка, а также в сберкнижках Седых А.Е.

С учетом установленных фактических обстоятельств, у суда нет оснований для взыскания с УСЗН сумм, указанных в иске как задолженность с 2011 по 2019 гг. в сумме 112237,90 руб., соответственно – и процентов в сумме 61078 руб.

Что касается требования о возобновлении выплаты компенсации за период с апреля 2019 по настоящее время, суд указывает на следующее.

Пунктом 14 постановления Правительства Ростовской области от 09.12.2011 N2 212 (ред. от 01.11.2018) «О порядке расходования субвенций, поступающих в областной бюджет из федерального бюджета на финансовое. обеспечение расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых отдельным категориям граждан, а также на выплату единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву» предусмотрено, что компенсация на ЖКУ предоставляется гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений, в том числе взноса на капитальный ремонт, и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

Согласно п. 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

Пункт 59 Правил, утвержденных Постановлением Правительства N 761 от 12.12.05 года, предусматривает, что при отсутствии уважительных причин возникновения условий, указанных в пункте 56 настоящих Правил, предоставление субсидии возобновляется по решению уполномоченного органа после полного погашения получателем субсидии задолженности, образовавшейся в течение всего срока предоставления субсидии (в случае возникновения задолженности впервые - при согласовании срока погашения задолженности), либо после выполнения получателем субсидии требований, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил.

Согласно вышеуказанному Постановлению Пленума ВС РФ, п. 47, меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, по общему правилу, предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 5 статьи 159 ЖК РФ).

Вместе с тем само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки.

В связи с этим суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период ее образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении.

При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (невыплата заработной платы в срок, тяжелое материальное положение нанимателя (собственника) и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь, нахождение на стационарном лечении нанимателя (собственника) и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.) в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.

Указанные руководящие разъяснения Верховного суда РФ касаются вопросов оплаты коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности, однако суд полагает возможным руководствоваться ими при оценке причин образования задолженности, перечисленных в п. 47.

В данном конкретном случае Седых А.Е., как уже указывалось судом, не производит оплату услуги обращение с ТКО, по той причине, что считает незаконным само начисление ему оплаты за такую услугу, по причине отсутствия у него заключенного договора с организацией, а также мусора как такового. Судом данное обоснование не признается уважительной причиной возникновения задолженности по оплате коммунальной услуги, начисления за которую не являются незаконной, несмотря на утверждение истца об этом.

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Проверив и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, учитывая обстоятельства, установленные в судебном заседании, суд считает необходимым отказать и в требовании о возобновлении выплаты компенсации, так как правовых оснований для этого не имеется.

Седых А.Е., кроме того, заявлено требование о компенсации ему морального вреда невыплатой сумм компенсации 112237,90 руб.

Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (часть 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Не подлежит удовлетворению и требование о компенсации истцу морального вреда, так как в судебном заседании установлено, что действиями ответчика личные неимущественные права Седых А.Е. не нарушены, не имеется задолженности по выплате ему компенсации за 2011-2019 гг., в связи с чем суд отказывает и в этой части иска.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Седых АЕ к Управлению социальной защиты населения Сальского района, третьему лицу ООО «Эко Центр» об обязании компенсировать оплату коммунальных услуг, выплате задолженности, компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Сальский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий:                    Н.Г. Маслова

В окончательной форме решение изготовлено 08.02.2020.

2-125/2020 (2-1708/2019;) ~ М-1589/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Седых Александр Егорович
Ответчики
УСЗН Администрации Сальского района
Другие
ООО "Эко Центр"
Судья
Маслова Н.Г.
Дело на сайте суда
salsky--ros.sudrf.ru
10.12.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.12.2019Передача материалов судье
11.12.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.12.2019Подготовка дела (собеседование)
24.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.01.2020Судебное заседание
03.02.2020Судебное заседание
08.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.04.2020Дело оформлено
14.04.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее