Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 марта 2024 года пгт Кумены
Кировская область
Куменский районный суд Кировской области в составе
председательствующего судьи Дербенёвой Н.В.,
при секретаре Милковой Е.А.,
с участием помощника прокурора Куменского района Кировской области Сергеевой М.Н.,
представителя ответчика Крестьяниновой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело (УИД № 43RS0016-01-2024-000056-76, производство № 2-73/2024) по исковому заявлению Кировского межрайонного природоохранного прокурора, поданному в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному учреждению администрации муниципального образования Куменское городское поселение Куменского района Кировской области о возложении обязанности определить места выгула домашних животных и обустроить площадки для выгула домашних животных на территории Куменского городского поселения,
установил:
Кировский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в порядке статьи 45 ГПК РФ, обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному учреждению администрации муниципального образования Куменское городское поселение Куменского района Кировской области (далее по тексту администрация Куменского городского поселения) о возложении обязанности определить места выгула домашних животных и обустроить площадки для выгула домашних животных на территории Куменского городского поселения.
В обоснование иска указано следующее. Кировской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения в деятельности администрации Куменского городского поселения законодательства об ответственном обращении с животными, в ходе которой установлено, что места для выгула животных на территории Куменского городского поселения не определены, площадки для выгула домашних животных не обустроены, что нарушает положения действующего законодательства и законные интересы неопределенного круга лиц.
Так, статьей 12 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено создание при планировке и застройке городских и сельских поселений благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских поселений.
Статьей 13 Федерального закона № 498-ФЗ от 27.12.2008 г. «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» установлены требования к выгулу домашних животных, которые сводятся к обеспечению безопасности граждан, самих животных, сохранности имущества, а также безопасности дорожного движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными определяются в соответствии с законодательством РФ об общих принципах организации местного самоуправления, в соответствии с которым к вопросам местного значения городского поселения отнесено, в числе прочих полномочий, утверждение правил благоустройства территории поселения и организация такого благоустройства; осуществление контроля за соблюдением правил благоустройства. При этом правила благоустройства могут регулировать вопросы размещения и содержания детских и спортивных площадок, а также площадок для выгула животных, парковок (п.19 ч.1 статьи 14, статья 45.1 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»).
Пунктом 4.1 Правил содержания и защиты домашних животных на территории Кировской области, утвержденных постановлением Правительства Кировской области от 04.02.2021 г. № 56-П, предусмотрено, что выгул собак на территориях общего пользования населенного пункта осуществляется на специальных площадках.
Аналогичные положения содержатся в п.1790 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», которым, кроме того, предусмотрены требования к обустройству площадок данного назначения, а именно обозначение их табличками и оборудование контейнерами для сбора экскрементов животных.
Также требования к обустройству площадок для выгула домашних животных установлены п.7.5 «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», согласно которого площадки должны размещаться на расстоянии от окон жилых и общественных зданий не менее 40 м.
С учетом анализа приведенных правовых норм истцом сделан вывод о том, что устройство площадок для выгула домашних животных на территории поселения относится к элементам благоустройства населенного пункта и находится в компетенции органов местного самоуправления.
Согласно Устава муниципального образования "Куменское городское поселение" администрация данного поселения является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным функциями по решению вопросов местного значения на территории муниципального образования, в том числе, вопросов организации благоустройства территории поселения.
В связи с выявленными нарушениями в адрес главы администрации Куменского городского поселения ДД.ММ.ГГГГ было направлено представление об их устранении, которое в добровольном порядке не исполнено, в связи с чем, состоялось обращение с иском в суд.
Ссылаясь на приведенные выше обстоятельства, прокурор просит обязать администрацию Куменского городского поселения (ИНН 4314004638, ОГРН 1054308512730) в срок до ДД.ММ.ГГГГ определить места выгула домашних животных на территории Куменского городского поселения и обязать ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ обустроить площадки для выгула животных в соответствии с требованиями пункта 1790 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно- эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 4 от 28.01.2021 г., пунктом 7.5 «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», утвержденных приказом Минстроя России от 30.12.2016 г. № 1034/пр. (л.д.№)
В ходе судебного заседания помощник прокурора Куменского района Кировской области Сергеева М.Н. исковые требования и доводы иска поддержала, пояснив о том, что не возражает в увеличении срока в части исполнения ответчиком требований об определении мест выгула животных до 01.07.2024 г.
Представитель ответчика Крестьянинова Л.В. исковые требования признала, пояснив о том, что ни Правилами благоустройства муниципального образования "Куменское городское поселение", утвержденными решением Думы поселения от ДД.ММ.ГГГГ №, ни иными локальными нормативно-правовыми актами не определены условия выгула домашних животных на территории Куменского городского поселения и обустройства площадок для этих целей. Места выгула домашних животных на территории поселения не установлены. В случае вынесения судом решения об удовлетворении иска просит установить срок для определения мест выгула домашних животных до ДД.ММ.ГГГГ, т.к. испрашиваемый в иске срок (до ДД.ММ.ГГГГ) является явно недостаточным ввиду погодных условий, из-за которых затруднен осмотр местности, где предполагается размещение площадок для выгула домашних животных.
Представитель третьего лица - Управления ветеринарии <адрес> в судебное заседание, о дате, времени и месте которого был своевременно и надлежаще извещен, не явился; в суд направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Данное ходатайство судом удовлетворено.
В отзыве на иск представитель третьего лица указал о том, что иск подлежит удовлетворению, поскольку непринятие должных мер к обустройству площадок для выгула домашних животных способствует нарушению санитарно-эпидемиологического законодательства в отношении неопределенного круга лиц, оказывает неблагоприятное влияние на окружающую среду, экологическую обстановку на территории муниципального образования и создает условия для возникновения угрозы безопасности граждан и животных. (л.д.25-26)
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, т.е. состояния здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду - принят и действует Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии». Согласно статьи 12 данного Федерального закона при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
В соответствии с п.19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения отнесено утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с данными правилами.
Аналогичные положения предусмотрены п.23 Устава МО "Куменское городское поселение".
Согласно п.7 части 2 статьи 45.1 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы размещения и содержания площадок для выгула животных.
Таким образом, из совокупного анализа приведенных правовых норм следует, что устройство площадок для выгула домашних животных относится к элементам благоустройства, полномочия по выполнению которого относятся к компетенции органов местного самоуправления, в том числе городских поселений.
Отношения в области обращения с животными в целях их защиты, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными установлены Федеральным законом № 498-ФЗ от 27.12.2018 г. «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с ч.4, п.п.1, 3 ч.5 статьи 13 которого выгул домашних животных должен осуществляться при условии обязательного обеспечения безопасности граждан, животных; сохранности имущества физических лиц и юридических лиц. При выгуле домашнего животного, за исключением собаки-проводника, сопровождающей инвалида по зрению, необходимо соблюдать следующие требования: исключать возможность свободного, неконтролируемого передвижения животного вне мест, разрешенных решением органа местного самоуправления для выгула животных; не допускать выгул животного вне мест, разрешенных решением органа местного самоуправления для выгула животных, и соблюдать иные требования к его выгулу.
Аналогичные требования к выгулу домашних животных установлены п.4.1 Правил содержания и защиты домашних животных на территории Кировской области, утвержденных постановлением Правительства Кировской области от 04.02.2021 №-П.
Согласно п.2.1, п.4.3 данных Правил - выгул домашних животных, т.е. выведение домашних животных из помещений или за пределы земельных участков, являющихся местом их содержания, для прогулки в целях удовлетворения их потребности в естественной активности осуществляется на специальных площадках, определенных органами местного самоуправления муниципальных образований Кировской области (далее - специальные площадки).
На территории МО "Куменское городское поселение" действуют Правила внешнего благоустройства, утвержденные решением Думы поселения от 27.03.2014 г. № 20/74, в которых имеется общая ссылка об установлении порядка содержания домашних животных на территории муниципального образования в соответствии с федеральным законодательством.
Обязательные законодательно установленные требования к обустройству площадок для выгула домашних животных предусмотрены п. 1790 Санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. № 4, согласно которого выгул животных проводится на специальных территориях, обозначенных табличками и оборудованных контейнерами для сбора экскрементов животных, и п. 7.5 «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01 -89*», утвержденных Приказом Минстроя России от 30.12.2016 № 1034/пр, согласно которого в микрорайонах (кварталах) жилых зон необходимо предусматривать размещение площадок общего пользования различного назначения с учетом демографического состава населения, типа застройки, природно-климатических и других местных условий. Размещение площадок для выгула собак необходимо предусматривать на расстоянии от окон жилых и общественных зданий не менее 40 м.
По результатам проверки, проведенной Кировской межрайонной природоохранной прокуратурой установлено, что в нарушение требований приведенного выше законодательства, на территории Куменского городского поселения не определены места для размещения площадок для выгула домашних животных и данные площадки на территории поселения фактически не обустроены. (л.д.9-10)
Внесенное по итогам прокурорской проверки в адрес главы администрации Куменского городского поселения представление об устранении выявленных нарушений законодательства об ответственном обращении с животными оставлено ответчиком без удовлетворения, со ссылкой на то, что на территории Куменского городского поселения отсутствуют земельные участки, отвечающие санитарным требованиям для выгула животных, и на 2023 г. не предусмотрено финансирование на создание, оборудование и содержание площадок для выгула животных.
Разрешая возникший спор и руководствуясь нормами приведенного выше законодательства, действующими санитарно-эпидемиологическими правилами, суд приходит к выводу о том, что организация благоустройства территории, в том числе территориального планирования в населенных пунктах, к которым относятся и вопросы определения мест для выгула домашних животных на территориях соответствующих муниципальных образований, относятся к вопросам местного значения городских поселений, в связи с чем, на территории муниципального образования должны быть отведены и обустроены специальные места для выгула домашних животных. Отсутствие площадок для выгула животных способствует нарушению санитарно-эпидемиологического законодательства, оказывает неблагоприятное влияние на окружающую среду и экологическую обстановку на территории поселения, тем самым нарушая права неопределенного круга лиц.
Статьей 206 ГПК РФ предусмотрено, что решение суда, обязывающее совершить определенные действия, исполняется в установленный срок, в связи с чем суд, приходя к выводу о наличии правовых и фактических оснований для удовлетворения иска, считает необходимым установить сроки для исполнения решения суда в пределах тех, о которых заявлено сторонами в судебном заседании.
На основании пункта 19 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ администрацию Куменского городского поселения освободить от уплаты госпошлины.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 206 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Кировского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать муниципальное учреждение администрацию муниципального образования «Куменское городское поселение Куменского района Кировской области» (ИНН 4314004638, ОГРН 1054308512730) в срок до 01.07.2024 г. определить места выгула домашних животных на территории Куменского городского поселения Кировской области; в срок до 01.08.2024 г. обустроить площадки для выгула животных в соответствии с требованиями пункта 1790 СаНПиН 3.3686-21 «Санитарно- эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ №4 от 28.01.2021 г., и пункта 7.5 «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», утвержденных приказом Минстроя России от 30.12.2016 № 1034/пр.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, с подачей жалобы через Куменский районный суд Кировской области.
Решение в окончательной форме принято 29.03.2024 г.
Судья Н.В. Дербенёва