Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-73/2024 ~ М-60/2024 от 12.02.2024

Р Е Ш Е Н И Е

             ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 марта 2024 года                             пгт Кумены

                                 Кировская область

Куменский районный суд Кировской области в составе

председательствующего судьи Дербенёвой Н.В.,

при секретаре Милковой Е.А.,

с участием помощника прокурора Куменского района Кировской области Сергеевой М.Н.,

представителя ответчика Крестьяниновой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело (УИД № 43RS0016-01-2024-000056-76, производство № 2-73/2024) по исковому заявлению Кировского межрайонного природоохранного прокурора, поданному в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному учреждению администрации муниципального образования Куменское городское поселение Куменского района Кировской области о возложении обязанности определить места выгула домашних животных и обустроить площадки для выгула домашних животных на территории Куменского городского поселения,

установил:

Кировский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в порядке статьи 45 ГПК РФ, обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному учреждению администрации муниципального образования Куменское городское поселение Куменского района Кировской области (далее по тексту администрация Куменского городского поселения) о возложении обязанности определить места выгула домашних животных и обустроить площадки для выгула домашних животных на территории Куменского городского поселения.

В обоснование иска указано следующее. Кировской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения в деятельности администрации Куменского городского поселения законодательства об ответственном обращении с животными, в ходе которой установлено, что места для выгула животных на территории Куменского городского поселения не определены, площадки для выгула домашних животных не обустроены, что нарушает положения действующего законодательства и законные интересы неопределенного круга лиц.

Так, статьей 12 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено создание при планировке и застройке городских и сельских поселений благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских поселений.

Статьей 13 Федерального закона № 498-ФЗ от 27.12.2008 г. «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» установлены требования к выгулу домашних животных, которые сводятся к обеспечению безопасности граждан, самих животных, сохранности имущества, а также безопасности дорожного движения.

Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными определяются в соответствии с законодательством РФ об общих принципах организации местного самоуправления, в соответствии с которым к вопросам местного значения городского поселения отнесено, в числе прочих полномочий, утверждение правил благоустройства территории поселения и организация такого благоустройства; осуществление контроля за соблюдением правил благоустройства. При этом правила благоустройства могут регулировать вопросы размещения и содержания детских и спортивных площадок, а также площадок для выгула животных, парковок (п.19 ч.1 статьи 14, статья 45.1 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»).

Пунктом 4.1 Правил содержания и защиты домашних животных на территории Кировской области, утвержденных постановлением Правительства Кировской области от 04.02.2021 г. № 56-П, предусмотрено, что выгул собак на территориях общего пользования населенного пункта осуществляется на специальных площадках.

Аналогичные положения содержатся в п.1790 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», которым, кроме того, предусмотрены требования к обустройству площадок данного назначения, а именно обозначение их табличками и оборудование контейнерами для сбора экскрементов животных.

Также требования к обустройству площадок для выгула домашних животных установлены п.7.5 «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», согласно которого площадки должны размещаться на расстоянии от окон жилых и общественных зданий не менее 40 м.

С учетом анализа приведенных правовых норм истцом сделан вывод о том, что устройство площадок для выгула домашних животных на территории поселения относится к элементам благоустройства населенного пункта и находится в компетенции органов местного самоуправления.

Согласно Устава муниципального образования "Куменское городское поселение" администрация данного поселения является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным функциями по решению вопросов местного значения на территории муниципального образования, в том числе, вопросов организации благоустройства территории поселения.

В связи с выявленными нарушениями в адрес главы администрации Куменского городского поселения ДД.ММ.ГГГГ было направлено представление об их устранении, которое в добровольном порядке не исполнено, в связи с чем, состоялось обращение с иском в суд.

Ссылаясь на приведенные выше обстоятельства, прокурор просит обязать администрацию Куменского городского поселения (ИНН 4314004638, ОГРН 1054308512730) в срок до ДД.ММ.ГГГГ определить места выгула домашних животных на территории Куменского городского поселения и обязать ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ обустроить площадки для выгула животных в соответствии с требованиями пункта 1790 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно- эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 4 от 28.01.2021 г., пунктом 7.5 «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», утвержденных приказом Минстроя России от 30.12.2016 г. № 1034/пр. (л.д.)

В ходе судебного заседания помощник прокурора Куменского района Кировской области Сергеева М.Н. исковые требования и доводы иска поддержала, пояснив о том, что не возражает в увеличении срока в части исполнения ответчиком требований об определении мест выгула животных до 01.07.2024 г.

Представитель ответчика Крестьянинова Л.В. исковые требования признала, пояснив о том, что ни Правилами благоустройства муниципального образования "Куменское городское поселение", утвержденными решением Думы поселения от ДД.ММ.ГГГГ , ни иными локальными нормативно-правовыми актами не определены условия выгула домашних животных на территории Куменского городского поселения и обустройства площадок для этих целей. Места выгула домашних животных на территории поселения не установлены. В случае вынесения судом решения об удовлетворении иска просит установить срок для определения мест выгула домашних животных до ДД.ММ.ГГГГ, т.к. испрашиваемый в иске срок (до ДД.ММ.ГГГГ) является явно недостаточным ввиду погодных условий, из-за которых затруднен осмотр местности, где предполагается размещение площадок для выгула домашних животных.

Представитель третьего лица - Управления ветеринарии <адрес> в судебное заседание, о дате, времени и месте которого был своевременно и надлежаще извещен, не явился; в суд направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Данное ходатайство судом удовлетворено.

В отзыве на иск представитель третьего лица указал о том, что иск подлежит удовлетворению, поскольку непринятие должных мер к обустройству площадок для выгула домашних животных способствует нарушению санитарно-эпидемиологического законодательства в отношении неопределенного круга лиц, оказывает неблагоприятное влияние на окружающую среду, экологическую обстановку на территории муниципального образования и создает условия для возникновения угрозы безопасности граждан и животных. (л.д.25-26)

Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, т.е. состояния здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду - принят и действует Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии».     Согласно статьи 12 данного Федерального закона при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.

В соответствии с п.19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения отнесено утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с данными правилами.

Аналогичные положения предусмотрены п.23 Устава МО "Куменское городское поселение".

Согласно п.7 части 2 статьи 45.1 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы размещения и содержания площадок для выгула животных.

Таким образом, из совокупного анализа приведенных правовых норм следует, что устройство площадок для выгула домашних животных относится к элементам благоустройства, полномочия по выполнению которого относятся к компетенции органов местного самоуправления, в том числе городских поселений.

    Отношения в области обращения с животными в целях их защиты, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными установлены Федеральным законом № 498-ФЗ от 27.12.2018 г. «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с ч.4, п.п.1, 3 ч.5 статьи 13 которого выгул домашних животных должен осуществляться при условии обязательного обеспечения безопасности граждан, животных; сохранности имущества физических лиц и юридических лиц. При выгуле домашнего животного, за исключением собаки-проводника, сопровождающей инвалида по зрению, необходимо соблюдать следующие требования: исключать возможность свободного, неконтролируемого передвижения животного вне мест, разрешенных решением органа местного самоуправления для выгула животных; не допускать выгул животного вне мест, разрешенных решением органа местного самоуправления для выгула животных, и соблюдать иные требования к его выгулу.

    Аналогичные требования к выгулу домашних животных установлены п.4.1 Правил содержания и защиты домашних животных на территории Кировской области, утвержденных постановлением Правительства Кировской области от 04.02.2021 -П.

    Согласно п.2.1, п.4.3 данных Правил - выгул домашних животных, т.е. выведение домашних животных из помещений или за пределы земельных участков, являющихся местом их содержания, для прогулки в целях удовлетворения их потребности в естественной активности осуществляется на специальных площадках, определенных органами местного самоуправления муниципальных образований Кировской области (далее - специальные площадки).

На территории МО "Куменское городское поселение" действуют Правила внешнего благоустройства, утвержденные решением Думы поселения от 27.03.2014 г. № 20/74, в которых имеется общая ссылка об установлении порядка содержания домашних животных на территории муниципального образования в соответствии с федеральным законодательством.

Обязательные законодательно установленные требования к обустройству площадок для выгула домашних животных предусмотрены п. 1790 Санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. № 4, согласно которого выгул животных проводится на специальных территориях, обозначенных табличками и оборудованных контейнерами для сбора экскрементов животных, и п. 7.5 «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01 -89*», утвержденных Приказом Минстроя России от 30.12.2016 № 1034/пр, согласно которого в микрорайонах (кварталах) жилых зон необходимо предусматривать размещение площадок общего пользования различного назначения с учетом демографического состава населения, типа застройки, природно-климатических и других местных условий. Размещение площадок для выгула собак необходимо предусматривать на расстоянии от окон жилых и общественных зданий не менее 40 м.

По результатам проверки, проведенной Кировской межрайонной природоохранной прокуратурой установлено, что в нарушение требований приведенного выше законодательства, на территории Куменского городского поселения не определены места для размещения площадок для выгула домашних животных и данные площадки на территории поселения фактически не обустроены. (л.д.9-10)

Внесенное по итогам прокурорской проверки в адрес главы администрации Куменского городского поселения представление об устранении выявленных нарушений законодательства об ответственном обращении с животными оставлено ответчиком без удовлетворения, со ссылкой на то, что на территории Куменского городского поселения отсутствуют земельные участки, отвечающие санитарным требованиям для выгула животных, и на 2023 г. не предусмотрено финансирование на создание, оборудование и содержание площадок для выгула животных.

Разрешая возникший спор и руководствуясь нормами приведенного выше законодательства, действующими санитарно-эпидемиологическими правилами, суд приходит к выводу о том, что организация благоустройства территории, в том числе территориального планирования в населенных пунктах, к которым относятся и вопросы определения мест для выгула домашних животных на территориях соответствующих муниципальных образований, относятся к вопросам местного значения городских поселений, в связи с чем, на территории муниципального образования должны быть отведены и обустроены специальные места для выгула домашних животных. Отсутствие площадок для выгула животных способствует нарушению санитарно-эпидемиологического законодательства, оказывает неблагоприятное влияние на окружающую среду и экологическую обстановку на территории поселения, тем самым нарушая права неопределенного круга лиц.

Статьей 206 ГПК РФ предусмотрено, что решение суда, обязывающее совершить определенные действия, исполняется в установленный срок, в связи с чем суд, приходя к выводу о наличии правовых и фактических оснований для удовлетворения иска, считает необходимым установить сроки для исполнения решения суда в пределах тех, о которых заявлено сторонами в судебном заседании.

На основании пункта 19 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ администрацию Куменского городского поселения освободить от уплаты госпошлины.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 206 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Кировского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Обязать муниципальное учреждение администрацию муниципального образования «Куменское городское поселение Куменского района Кировской области» (ИНН 4314004638, ОГРН 1054308512730) в срок до 01.07.2024 г. определить места выгула домашних животных на территории Куменского городского поселения Кировской области; в срок до 01.08.2024 г. обустроить площадки для выгула животных в соответствии с требованиями пункта 1790 СаНПиН 3.3686-21 «Санитарно- эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ №4 от 28.01.2021 г., и пункта 7.5 «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», утвержденных приказом Минстроя России от 30.12.2016 № 1034/пр.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, с подачей жалобы через Куменский районный суд Кировской области.

Решение в окончательной форме принято 29.03.2024 г.

Судья Н.В. Дербенёва

    

    

        

    

2-73/2024 ~ М-60/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор межрайонной природоохранной прокуратуры
Ответчики
Администрация Куменского городского поселения
Другие
Управление ветеринарии Кировской области
Суд
Куменский районный суд Кировской области
Судья
Н.В. Дербенёва
Дело на сайте суда
kumensky--kir.sudrf.ru
12.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.02.2024Передача материалов судье
13.02.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.03.2024Судебное заседание
26.03.2024Судебное заседание
29.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.05.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее