№ № 2-333/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 июня 2022 года г. Бирюч
Красногвардейский районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Выродовой Г.И.,
при секретаре Сидельниковой Ю.С.,
с участием представителя истца – старшего помощника прокурора Красногвардейского района Яловенко Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Красногвардейского района Белгородской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Красногвардейского района Белгородской области, управлению образования администрации Красногвардейского района Белгородской области, МБОУ «Валуйчанская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности оборудовать оконные блоки замками безопасности,
установил:
Прокурор Красногвардейского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Красногвардейского района Белгородской области, управлению образования администрации Красногвардейского района Белгородской области, МБОУ «Валуйчанская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности оборудовать оконные блоки замками безопасности, указав в обоснование заявленных требований на следующие обстоятельства.
Согласно пунктов 2, 15 части 3, пункта 2 части 6, части 7 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции общеобразовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, включая проведение практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержание в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательных учреждения.
Охрана здоровья обучающихся в силу требований пункта 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ включает в себя, в том числе обеспечение их безопасности во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В ходе проверки соблюдения требований безопасности в МБОУ «Валуйчанская средняя общеобразовательная школа» прокуратурой Красногвардейского района установлено, что в здании школьного образовательного учреждения оконные блоки не оборудованы замками безопасности.
Прокурор просит возложить на МБОУ «Валуйчанская средняя общеобразовательная школа», управление образования администрации Красногвардейского района, администрацию Красногвардейского района обязанность устранить нарушения законодательства о безопасности в образовательном учреждении, оборудовать 134 оконных блока замками безопасности в соответствии с требованиями п. 5.1.8 "ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия".
В судебном заседании представитель прокурора Яловенко Л.И. поддержала заявленные исковые требования, полагая их обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Представители ответчиков- администрации Красногвардейского района Белгородской области, управления образования администрации Красногвардейского района Белгородской области, МБОУ «Валуйчанская средняя общеобразовательная школа» в судебное заседание не явились, извещены своевременно, надлежащим образом, представили суду письменные заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, не возражали против удовлетворения требований искового заявления.
В ходе подготовки дела представитель МБОУ «Валуйчанская средняя общеобразовательная школа» Курской А.Ф. исковые требования признал, указал на то, что на настоящий момент оконные блоки в школьном общеобразовательном учреждении замками не оборудованы. Причиной неисполнения требований прокурора является отсутствие финансирования. Указанные нарушения общеобразовательным учреждением будут исполнены в полном объеме, блокирующие замки на оконные блоки будут установлены в срок, указанный в исковом заявлении.
Суд, выслушав доводы представителя истца, исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным доказательствам, приходит к следующим выводам.
Согласно статей 2, 20, 38 и 41 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Детство находится под защитой государства.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно подпункту 2 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 указанного Закона образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за воспитанниками, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу пункта 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (пункт 3 статьи 5 Федеральный закон от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ "О противодействии терроризму").
Пункт 5.1.8 "ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия", введенный в действие Постановлением Госстроя России от 06.05.2000 г. N 41 устанавливает, что для обеспечения безопасности в целях предотвращения травматизма и возможности выпадения детей из окон в детских, дошкольных и школьных учреждениях, а также в жилых домах оконные блоки должны быть укомплектованы замками безопасности, установленными в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использования параллельно-выдвижного открывания створок.
В ходе проверки прокуратурой Красногвардейского района установлено, что в здании МБОУ «Валуйчанская средняя общеобразовательная школа» 134 оконных блока не оборудованы замками безопасности, что создает непосредственную угрозу и нарушает права обучающихся на охрану здоровья, благоприятные условия обучения.
На момент рассмотрения дела, оконные блоки МБОУ «Валуйчанская средняя общеобразовательная школа» Красногвардейского района замками безопасности не оборудованы. Доказательств обратного суду не представлено.
Поскольку в нарушение п. 3 ч. 6 ст. 28, п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" ответчиком не в полном объеме обеспечены безопасные условия обучения детей, что создает угрозу жизни и здоровью обучающихся и работников образовательного учреждения, непринятие мер по обеспечению безопасности несовершеннолетних может способствовать несанкционированному открыванию распашных элементов оконных конструкций, падению детей, требования прокурора подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░- ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01.05.2023 ░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 134 ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 5.1.8 "░░░░ 23166-99. ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░. ░░░░░ ░░░░░░░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░".
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 17 ░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░