Судья Щенникова Е.В. Дело № 21-377/2020
(дело № 12-150/2020)
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Республики Коми Машкина И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 8 июля 2020 года в городе Сыктывкаре Республики Коми жалобу защитника ООО «Северо-Западный лесной терминал» Кирушева Н.В. на постановление заместителя начальника отдела государственного лесного реестра и организации использования лесов – заместителя главного государственного лесного инспектора Республики Коми Фурсова Ю.В. № 397 от 3 декабря 2019 года и решение судьи Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 19 мая 2020 года (с учетом исправленной определением судьи от 3 июня 2020 года описки), по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ, в отношении ООО «Северо-Западный лесной терминал»,
установил:
постановлением заместителя начальника отдела государственного лесного реестра и организации использования лесов – заместителя главного государственного лесного инспектора Республики Коми Фурсова Ю.В. № 397 от 3 декабря 2019 года юридическое лицо – ООО «Северо-Западный лесной терминал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, защитник ООО «Северо-Западный лесной терминал» Кирушев Н.В. обратился в Сыктывдинский районный суд Республики Коми с жалобой, в которой просил постановление должностного лица административного органа отменить в связи с недоказанностью принадлежности обнаруженной древесины обществу.
По результатам рассмотрения жалобы судьей Сыктывдинского районного суда Республики Коми принято решение, которым постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Коми, защитник ООО «Северо-Западный лесной терминал» Кирушев Н.В. ставит вопрос об отмене постановления должностного лица и решения судьи с возвращением дела на новое рассмотрение.
Из возражений главного специалиста эксперта Минприроды Республики Коми Азаренковой М.Н. на жалобу следует, что обжалуемые постановление и судебный акт вынесены законно и обоснованно, с соблюдением процессуальных норм.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, административный орган при рассмотрении жалобы не участвовали, извещены о мести и времени судебного заседания надлежащим образом, ходатайство об отложении слушания дела не направили, в связи с чем, на основании статьи 30.6 КоАП РФ, судебное заседание в Верховном Суде Республики Коми проведено в отсутствии не явившихся лиц.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы и возражения на нее, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ нарушение правил заготовки древесины влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров.
По смыслу положений статей 25, 29, 94 Лесного кодекса Российской Федерации одним из видов использования лесов является заготовка древесины, которая представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины. За использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений.
Рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) признаются процессы их валки (в том числе спиливания, срубания, срезания), а также иные технологически связанные с ними процессы (включая трелевку, частичную переработку, хранение древесины в лесу). Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами (часть 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации).
Статьей 99 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 4, 11, 12 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом Минприроды России от 13 сентября 2016 года № 474 заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка, а также проектом освоения лесов и лесной декларацией (за исключением случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений или указанного в части 5 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации контракта).
Рубка лесных насаждений, трелевка, частичная переработка, хранение, вывоз заготовленной древесины осуществляются лицом, использующим лесной участок в целях заготовки древесины, в течение 12 месяцев с даты начала декларируемого периода согласно лесной декларации. В случае заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений или контракта, указанного в части 5 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации, рубка лесных насаждений, трелевка, частичная переработка, хранение, вывоз осуществляются в течение срока, установленного договором или контрактом соответственно.
Увеличение сроков рубки лесных насаждений, трелевки, частичной переработки, хранения, вывоза древесины, указанных в настоящем пункте, допускаются в случае возникновения неблагоприятных погодных условий, исключающих своевременное исполнение данных требований.
Срок рубки лесных насаждений, трелевки, частичной переработки, хранения, вывоза древесины может быть увеличен не более чем на 12 месяцев уполномоченным органом по письменному заявлению лица, использующего леса.
Разрешение на изменение сроков рубки лесных насаждений, трелевки, частичной переработки, хранения, вывоза древесины выдается в письменном виде с указанием местонахождения лесосеки (участковое лесничество, номер лесного квартала, номер лесотаксационного выдела, номер лесосеки), площади лесосеки, объема древесины и вновь установленного (продленного) срока (даты) рубки лесных насаждений, трелевки, частичной переработки, хранения, вывозки древесины.
При заготовке древесины: а) не допускается использование русел рек и ручьев в качестве трасс волоков и лесных дорог; б) не допускается повреждение лесных насаждений, растительного покрова и почв, захламление лесов промышленными и иными отходами за пределами лесосеки на смежных с ними 50-метровых полосах; в) не допускается повреждение дорог, мостов, просек, осушительной сети, дорожных, гидромелиоративных и других сооружений, русел рек и ручьев; г) запрещается оставление завалов (включая срубленные и оставленные на лесосеке деревья) и срубленных зависших деревьев, повреждение или уничтожение подроста, подлежащего сохранению; д) запрещается уничтожение или повреждение граничных, квартальных, лесосечных и других столбов и знаков; е) запрещается рубка и повреждение деревьев, не предназначенных для рубки и подлежащих сохранению в соответствии с настоящими Правилами и лесным законодательством Российской Федерации, в том числе источников обсеменения и плюсовых деревьев; ж) не допускается заготовка древесины по истечении разрешенного срока (включая предоставление отсрочки), а также заготовка древесины после приостановления или прекращения права пользования лесным участком; з) не допускается оставление не вывезенной в установленный срок (включая предоставление отсрочки) древесины на лесосеке; и) не допускается вывозка, трелевка древесины в места, не предусмотренные проектом освоения лесов или технологической картой лесосечных работ; к) не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки; л) не допускается уничтожение верхнего плодородного слоя почвы вне волоков и погрузочных площадок;
Из материалов дела следует, что между Комитетом лесов Республики Коми и ООО «...» заключен договор аренды лесного участка от 17 марта 2015 года № 1, в соответствии с которым передан в аренду лесной участок, расположенный на территории ГУ «Сыктывдинское лесничество» Слудского участкового лесничества в квартале ... Ыбского участкового лесничества с целью заготовки древесины.
Дополнительным соглашением от 12 ноября 2015 года о внесении изменений в договор аренды лесного участка от 17 марта 2015 года № 1 ООО «...» передало права и обязанности ООО «Северо-Западный лесной терминал».
В соответствии с договором аренды ООО «Северо-Западный лесной терминал» обязано использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, нормативно-правовыми актами Российской Федерации и настоящим договором (пункт 3.4.1), ежегодно в установленном порядке подавать лесную декларацию (пункт 3.4.6), обязан выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Республики Коми (пункт 3.4.27), за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств, предусмотренных договором, стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством и договором (пункт 4.1).
В ходе патрулирования территории лесного фонда, проводимого участковым лесничим Ыбского участкового лесничества 4 июня 2019 года на основании приказа ГУ «Сыктывдинское лесничество» № 67 от 31 мая 2019 года, в квартале 56 выделе 34 Ыбского участкового лесничества обнаружена складированная древесина в количестве 7,5 м3 породы сосна. Лесной участок под складирование данной древесины используется без подачи лесной декларации, чем нарушен пункт 4 Правил заготовки древесины и особенности заготовки в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации. По факту выявленных правонарушений составлен акт патрулирования территории лесного фонда № 1 от 4 июня 2019 года.
Фактические обстоятельства совершения обществом нарушений правил заготовки древесины подтверждены совокупностью исследованных доказательств, а именно: договором субаренды лесного участка от 27 апреля 2016 года № 1, актом патрулирования от 23 августа 2019 года № 4, протоколом об административном правонарушении от 17 июля 2019 года № 6-2019/22, пояснениями представителя ООО «Северо-Западный лесной терминал» от 11 июля 2019 года, договором аренды лесного участка от 17 марта 2015 года № 1, актом патрулирования от 4 июня 2019 года № 1, фототаблицей, претензионным письмом ГУ РК «Сыктывдинское лесничество» от 11 июня 2019 года № 510 в адрес ООО «Северо-Западный лесной терминал» и иными материалами дела.
Вышеприведенные доказательства получили оценку в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам, установленным статьей 26.11 КоАП РФ, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Вывод должностного лица и судьи районного суда о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе производства по делу об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обществом не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Деяние общества квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, регулирующего вопросы правила заготовки древесины.
Доводы жалобы о не установлении и не доказанности факта принадлежности обществу обнаруженной древесины в объеме 7,5 кубических метров, ввиду не осуществлении обществом заготовки древесины в указанном квартале и выделе, являлись предметом проверки судьей районного суда, правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемом судебном акте. В решении судьи верно отмечено, что спорный участок леса предоставлен в пользование ООО «Северо-Западный лесной терминал» в целях заготовки древесины. Доказательств нахождения участка в пользовании иного лица, которым производилась заготовка и складирование обнаруженной в ходе патрулирования древесины, ни административному органу ни суду не предоставлено. Именно ООО «Северо-Западный лесной терминал» является лицом, на которое возложено обязанность по надлежащему использованию и содержанию лесного участка, то есть субъектом вменяемого административного правонарушения.
Иных доводов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, жалоба не содержит.
Порядок привлечения общества к административной ответственности при вынесении постановления по делу об административном правонарушении соблюден. Право общества на защиту при производстве по делу не нарушено.
Срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, составляющий один год, на дату вынесения оспариваемого постановления не истек.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 8.25 КоАП РФ, с учетом требований статьи 4.3 КоАП РФ.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу допущено не было, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-5 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ могли повлечь изменение или отмену обжалуемых постановления должностного лица и решения судьи, не установлено.
Руководствуясь статьей 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление заместителя начальника отдела государственного лесного реестра и организации использования лесов – заместителя главного государственного лесного инспектора Республики Коми Фурсова Ю.В. № 397 от 3 декабря 2019 года и решение судьи Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 19 мая 2020 года оставить без изменения, жалобу защитника ООО «Северо-Западный лесной терминал» Кирушева Н.В. - без удовлетворения.
Судья И.М. Машкина