Судья Попова И.Н. Дело № 07п-44/2024
РЕШЕНИЕ
г. Волгоград 12 марта 2024 года
Судья Волгоградского областного суда Циренщиков И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу старшего инспектора по ИАЗ отдела по исполнению административного законодательства Управления МВД России по городу Волжскому Б.А.А. на постановление судьи Волжского городского суда Волгоградской области от 2 февраля 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Азалия»,
у с т а н о в и л:
2 февраля 2024 г. постановлением судьи Волжского городского суда Волгоградской области производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «Азалия» прекращено, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В настоящее время в жалобе, поданной в областной суд, должностное лицо, возбудившее административное производство, старший инспектор по ИАЗ отдела по исполнению административного законодательства Управления МВД России по городу Волжскому Б.А.А. оспаривает законность и обоснованность постановления судьи городского суда, просит его отменить, направить дело на новое рассмотрение. Приводит доводы о том, что доказательства по делу, полученные в соответствии с требованиями КоАП РФ, подтверждают факт о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
Проверив в полном объеме материалы дела и доводы жалобы, выслушав старшего инспектора по ИАЗ отдела по исполнению административного законодательства Управления МВД России по городу Волжскому Б.А.А., на доводах жалобы настаивающего, законного представителя ООО «Азалия» Петрякова Ю.С., возражавшего против удовлетворения жалобы, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 названного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения в области обеспечения экологической безопасности населения и территорий.
Объективной стороной состава данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении конкретных экологических и санитарно- эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, образование несанкционированных свалок и захламление территорий.
Согласно статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами - деятельность по сбору, скоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.
Частью 1 статьей 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В порядке ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.
На основании ч. 1 ст. 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Из пункта 5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года №1156 следует, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом 1(1) Правил.
В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 года № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» к отходу (мусору) по коду 73510001725 отнесены отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами.
Как следует из материалов дела, в том числе, протокола об административном правонарушении от 5 декабря 2023 года АК-34 № 087390, 14 ноября 2023 года в 18 час. 01 мин. ООО «Азалия» при осуществлении предпринимательской деятельности по реализации продуктов питания по адресу: Волгоградская область, г. Волжский, ул.Гидростроевская, д. 38 «а», в нарушение ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 горда № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 5 Постановления Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156 «Об обращении с твёрдыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства РФ от 25 августа 2008 года № 641», допустило накопление отходов (мусора) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами, относящиеся к ТКО в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов (ФККО), утверждённым приказом Министерства природные ресурсов и экологии Российской Федерации (Федеральной службы по надзору в сфере природопользования) от 22 мая 2017 года №242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» (код 73310001724), без договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами с региональным оператором.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ООО «Азалия» протокола об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении юридического лица – ООО «Азалия», на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, судья городского суда обоснованно исходил из отсутствия его вины.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена юридическая ответственность.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ подлежат выяснению по делу об административном правонарушении следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно п. 49 «Обзора судебной практики по делам, связанным с твердыми коммунальными отходами» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13 декабря 2023 года) отсутствие у собственника ТКО подписанного им с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО не является безусловным основанием для привлечения данного лица к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 1 Закона об отходах отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным федеральным законом; под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Согласно пункту 2 статьи 11 и пункту 4 статьи 24.7 названного федерального закона юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
В соответствии с Правилами обращения с ТКО № 1156 основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО (пункт 8(4); в течение 15 дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО потребитель направляет региональному оператору заявку потребителя и необходимые документы (абзац третий пункта 8(17).
Как следует из пунктов 8(12), 8(15), 8(17) Правил № 1156, в случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя или договор на оказание услуг по обращению с ТКО не подписан потребителем без предоставления мотивированного отказа от подписания данного договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в проект договора либо не подписан ввиду неурегулирования разногласий по проекту договора между региональным оператором и потребителем либо ввиду того, что региональный оператор не направил проект договора потребителю с учетом урегулированных разногласий в установленный срок, договор считается заключенным на условиях типового договора.
До дня заключения договора услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО (пункт 8(18) Правил № 1156).
В судебном заседании представитель регионального оператора ООО «ЭкоЦентр» П.В.В. показал, что 04 августа 2023 года от ООО «Азалия» в адрес регионального оператора поступила заявка на заключение договора. В связи с чем, с ООО «Азалия» был подготовлен договор № <...> от 04 августа 2023 года на два адреса: Волгоградская область, г. Волжский, ул. Гидростроевская, д. 40А и ул. Горького, д. 25Б. Однако, объект по адресу: Волгоградская область, г.Волжский, ул. Гидростроевская, д. 38А, принадлежащий также ООО «Азалия» на оказание услуг по обращению с ТКО, предметом договора не был. 24 ноября 2023 года в адрес ООО «Азалия» посредством документооборота СБИС был направлен проект договора на рассмотрение и подписание, который был подписан со стороны ООО «Азалия» электронной цифровой подписью без разногласий. 05 марта 2024 года в адрес регионального оператора поступил протокол разногласий к договору №3408/00051 от 04 августа 2023 года, в котором ООО «Азалия» вносит изменения в части адресов и меняет объект по ул. Гидростроевская, 40А на ул. Гидростроевская, 38А.
В судебном заседании директор ООО «Азалия» П.Ю.С. пояснил, что фактически договор на вывоз ТКО с ООО «ЭкоЦентр» №3408/00051 заключён 4 августа 2023 года, длительность заключения была вызвана утратой документов ООО «ЭкоЦентр». Им подавалась заявка на три объекта недвижимости, которые принадлежат ООО «Азалия», но при этом объект по адресу: Волгоградская область, г. Волжский, ул. Гидростроевская, д. 40А, является столовой, которая закрыта и не используется. Почему ООО «ЭкоЦентр» указал в предмете договора только два объекта недвижимости, он не знает. Считает, что в данном случае имеет место наличие договора на обращение с ТКО с ООО «ЭкоЦентр», в который необходимо внести дополнение в приложение к договору с указанием дополнительного объекта по адресу: Волгоградская область, г. Волжский, ул. Гидростроевская, д. 38А.
Таким образом, в рассматриваемом случае ООО «Азалия», заявку региональному оператору ООО «ЭкоЦентр» на заключение договора об оказании услуг по обращению с ТКО направлял, между ним и региональным оператором заключён договор на оказание услуг по обращению с ТКО на условиях договора, соответствующие услуги по обращению с ТКО оказываются региональным оператором, оплачиваются ООО «Азалия». Следовательно, нарушений требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления ООО «Азалия», образующих объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, допущено не было.
Разногласия по поводу существенных условий договора и размера оплаты рассматриваются в ином порядке.
При таких обстоятельствах полагаю, что нет оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного постановления.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л:
постановление судьи Волжского городского суда Волгоградской области от 2 февраля 2024 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Азалия» оставить без изменения, а жалобу старшего инспектора по ИАЗ отдела по исполнению административного законодательства Управления МВД России по городу Волжскому Б.А.А. - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу после его вынесения и может быть обжаловано и опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12 - 30.14 КоАП РФ, в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Волгоградского подпись
областного суда Циренщиков И.А.