Производство № 2-526/2022
Дело (УИД): 49RS0005-01-2022-000731-04
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 сентября 2022 года поселок Сеймчан
Среднеканский районный суд Магаданской области в составе председательствующего судьи Жамсуевой В.С., при секретаре Пивоварове А.А., с участием помощника прокурора Среднеканского района Магаданской области Батуриной К.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Среднеканского районного суда, по адресу: п. Сеймчан, ул. Николаева, д.2, гражданское дело по исковому заявлению прокурора Среднеканского района Магаданской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Среднеканского городского округа о возложении обязанности организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки,
установил:
Прокурор Среднеканского района Магаданской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации Среднеканского городского округа о возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ ликвидировать образовавшуюся несанкционированную свалку, расположенную <данные изъяты>
В обоснование заявленных требований указано, что Прокуратурой района проведена проверка соблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований законодательства при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства, в ходе которой выявлены нарушения.
ДД.ММ.ГГГГ осмотр участка местности, <данные изъяты>
Установлено, что на указанной территории, на площади более 20 кв. м., размещены аварийные, разобранные автомобили, а также металлолом. Данная территория загрязнена бытовым и строительным мусором.
Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В связи с изложенным прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в адрес Главы Среднеканского городского округа внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.
Администрация Среднеканского городского округа бездействует и не принимает активных мер по ликвидации несанкционированной свалки, расположенную <данные изъяты>
Администрация Среднеканского городского округа, являясь органом местного самоуправления, уполномоченным решать вопросы местного значения по организации деятельности по накоплению, транспортированию твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения, данные полномочия не осуществляет, что в свою очередь препятствует благоприятным условиям проживания граждан, создает неудобства передвижения, а так же оказывает отрицательное влияние привлекательную среду территории муниципального образования.
В судебном заседании помощник прокурора Среднеканского района Магаданской области – Батурина К.Г. заявленные требования, уточнила, и просила суд обязать Администрацию Среднеканского городского округа в срок до ДД.ММ.ГГГГ, ликвидировать несанкционированное размещение мусора, расположенное <данные изъяты>
Представитель ответчика Администрации Среднеканского городского округа в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом о рассмотрении дела.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика - Администрации Среднеканского городского округа, в порядке, предусмотренном ч.ч.3, 4 ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Выслушав прокурора на правах истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предусмотрено право прокурора, обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Принимаемые меры прокурором направлены на защиту лиц, проживающих в населенном пункте, и лиц, пребывающих в нём, с учетом, того обстоятельства, что населенный пункт, является открытым для посещения иными лицами, очевидно для суда, отвечает законным интересам неопределенного круга лиц.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Главой 7 Федерального закона "Об охране окружающей среды" установлены требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Аналогичные требования закреплены в части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", согласно которой отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Полномочия органов местного самоуправления распространяются на земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов, территорию которого составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселений. В состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности (пункт 4 часть 1 статьи 11 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
Пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а также организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа (пункт 11 части 1 статьи 16 Закона).
При этом понятие "организация", используемое в пункте 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ для целей определения вопросов местного значения, подразумевает необходимость решения органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера, в том числе регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организованно-властного воздействия, в целях реализации системы мер жизнеобеспечения населения в конкретной сфере и гарантирования соответствующих публично значимых услуг.
Таким образом, на органы местного самоуправления действующим законодательством прямо возложена обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а также организация мероприятий по охране окружающей среды в пределах территории соответствующего муниципального образования.
Статьей 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ) предусматривается, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом.
В силу ч. 1 ст. 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Статья 3 Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды" к важнейшим принципам хозяйственной и иной деятельности органов местного самоуправления, оказывающей воздействие на окружающую среду, относит соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, а также ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Материалами дела установлено, что при проведении прокурорской проверки выявлено, что на территории Среднеканского района находится несанкционированная свалка, на <данные изъяты> Данные обстоятельства подтверждаются имеющейся в материалах дела фототаблицей.
Складирование отходов на данном земельном участке не только не отвечает экологическим нормам и требованиям, но и представляет собой экологическую опасность для здоровья населения и окружающей среды.
В соответствии с актом обследования мест размещения несанкционированных свалок на территории Среднеканского района, было установлено что на территории поселка Сеймчан размещена несанкционированная свалка, расположенная <данные изъяты>
Документов, повреждающих законность размещения ТБО на указанном выше земельном участке суду не предоставлено, собственник ТБО не установлен, следовательно, обязанность по ликвидации скопления ТБО подлежит возложению на орган местного самоуправления.
Поскольку объектов размещения отходов (полигона ТБО) на указанном земельном участке не имеется, свалка бытовых отходов несанкционирована.
Исходя из изложенного выше, суд приходит к выводу о том, что собственник отходов, расположенных на указанной свалке не установлен, несанкционированная свалка отходов образовались на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена на территории Среднеканского района.
Бездействие администрации Среднеканского городского округа по решению вопросов местного значения в части непринятия мер по ликвидации несанкционированной свалки, приводит к нарушению прав и законных интересов граждан, проживающих на территории муниципального образования, нарушает действующее природоохранное законодательство, которое гарантирует право каждого на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на здоровье человека.
Следовательно, исковые требования прокурора Среднеканского района Магаданской области подлежат удовлетворению.
Статья 206 ГПК РФ предусматривает, что при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
При указанных обстоятельствах суд полагает, что предложенный прокурором срок для ликвидации образовавшейся несанкционированной свалки, является разумным и обоснованным.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст.12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Прокурора Среднеканского района Магаданской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Среднеканского городского округа о возложении обязанности организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки - удовлетворить.
Обязать Администрацию Среднеканского городского округа (ОГРН: №) в срок до ДД.ММ.ГГГГ, ликвидировать несанкционированное размещение мусора, расположенное <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Магаданского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Среднеканский районный суд.
Установить день изготовления мотивированного решения – ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий судья В.С. Жамсуева