РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Самара
07.11.2022
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Клюева С.Б.,
при секретаре Абсалямовой В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-881/2022 по административному исковому заявлению Нотариальной палаты <адрес> об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами: № равной их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец - Нотариальная палата <адрес> обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил:
Восстановить пропущенный процессуальный срок на обращение с настоящим административным иском;
- установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером: № общей площадью 350,6 кв. м., назначение: нежилое, наименование: нежилое помещение подвал: комнаты <адрес> по состоянию на 26.08.2013 в размере 10 681 007 руб.;
- установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером: №, общей площадью 446,6 кв. м., назначение: нежилое, наименование: помещение, состоящее из комнат <адрес> на первом этаже, местоположение: <адрес>, комнаты №№ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 15 569 889 рублей.
В обоснование заявленных требований указано, что административный истец является собственником вышеуказанных объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых существенно превышает размер их действительной рыночной стоимости, определенный в Отчете об оценке, тем самым затронуты права и обязанности административного истца как налогоплательщика.
С учетом изложенного, административный истец считает, что имеются основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в судебном порядке.
Представитель административного истца, Представители административных ответчиков – Правительства Самарской области, ФФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, заинтересованных лиц - Управления Росреестра по Самарской области, Администрации г.о. Самара, Министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. ст. 150, 247 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования подлежат удовлетворению, при этом суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
В силу части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату по состоянию, на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» от 30 июня 2015 года № 28 с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Административный истец является собственником указанных объектов недвижимости, что подтверждено соответствующими выписками из Единого государственного реестра недвижимости и осуществляет уплату налога исходя из их кадастровой стоимости.
Постановлением Правительства Самарской области от 14.03.2012 №118 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в Самарской области. Кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № установлена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 17 150 117,89 рублей; нежилого помещения с кадастровым номером № установлена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 27 044 961,64 рублей.
В настоящее время актуальная кадастровая стоимость данных объектов недвижимости определена на основании приказа Министерства имущественных отношении Самарской области от 25.11.2021 № 2451.
Таким образом, оспариваемая кадастровая стоимость объектов недвижимости является архивной.
В соответствии с пунктами 6, 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» от 30.06.2015 № 28 с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о кадастре при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (далее - архивные сведения).
Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
В силу статьи 15 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц относится к местным налогам и согласно статье 1 Закона Самарской области от 10.11.2014 № 107-ГД административный истец уплачивает налог на имущество, исходя из его кадастровой стоимости.
На дату обращения в суд (28.02.2022) у административного истца сохраняется право на применение результатов пересмотра архивной кадастровой стоимости нежилого помещения, кадастровая стоимость затрагивает права административного истца, владеющего объектом недвижимости на праве собственности, как плательщика налога на имущество, в этой связи пропущенный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением подлежит восстановлению.
В обоснование рыночной стоимости объектов недвижимости административным истцом представлены отчеты об оценке, подготовленные ООО «НКЦ» согласно которым рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером: 63:01:0508003:768 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 10 681 007 руб.; нежилого помещения с кадастровым номером: № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 15 569 889 рублей.
В ходе судебного разбирательства удовлетворено ходатайство Министерства имущественных отношений <адрес> о назначении судебной экспертизы на предмет установления действительной рыночной стоимости объектов недвижимости.
Из экспертного заключения, подготовленного экспертом ООО «Самарским региональным центром судебных экспертиз» ФИО3 следует, что итоговая величина рыночной стоимости нежилого помещения с кадастровым номером: № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 11 805 407 руб.; нежилого помещения с кадастровым номером: № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 16 100 837 рублей.
Оценивая экспертное заключение по правилам ст. 168 КАС РФ, суд учитывает, что оно базируется на результатах осмотра и достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; в заключении приведены источники информации, нормативные документы и материалы, используемые при проведении экспертизы.
Экспертное заключение содержит анализ существующей методологии по определению рыночной стоимости нежилых помещений, описание качественных и количественных характеристик объектов оценки, анализ рынка в сегменте объектов оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на их стоимость; анализ наиболее эффективного использования объектов исследования, обоснование выбора используемого подхода к оценке, согласование результатов расчётов, объективные выводы, дающие исчерпывающий ответ на поставленные вопросы с возможностью проверки их обоснованности.
Оснований не доверять выводам, содержащимся в экспертном заключении, не имеется, они последовательны, логичны, аргументированы, подбор объектов аналогов в целях оценки и примененные подходы соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности, эксперт обладает соответствующей квалификацией в области оценки объектов недвижимости, предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения, не заинтересован в исходе дела.
Заключение судебной экспертизы отвечает требованиям ст. 79, 82, 84, 168 КАС РФ, ст. 11 Федерального закона № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральным стандартам оценки, не допускает неоднозначного толкования и не вводит в заблуждение.
Возражений относительно выводов судебной экспертизы не заявлено, ходатайств о проведении дополнительной и повторной экспертизы не заявлено.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что административный иск подлежит частичному удовлетворению, с учетом результатов экспертизы, объективно подтверждающей величину рыночной стоимости нежилых помещений по состоянию на дату оценки.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в Комиссию по рассмотрению споров об определении кадастровой стоимости при управлении Росреестра по Самарской области является 28.02.2022, в суд – 28.02.2022, что следует отразить в резолютивной части решения.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░: №, ░░░░░ ░░░░░░░░ 350,6 ░░. ░., ░░░░░░░░░░: ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░: ░░░░░░░ № ░░░░: ░░░░░░░ №№, ░░░░░░░░░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░: ░░░░░░░ № ░░░░: ░░░░░░░ №№ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░ 11 805 407 ░░░.;
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░: №, ░░░░░ ░░░░░░░░ 446,6 ░░. ░., ░░░░░░░░░░: ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ № № ░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░ № ░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░ 16 100 837 ░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ 28.02.2022, ░ ░░░ – 28.02.2022.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 21.11.2022.