Дело № 12-4/2024
Решение
г. Звенигово 11 января 2024 года
Судья Звениговского районного суда Республики Марий Эл Тарасов Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы администрации Звениговского муниципального района Республики Марий Эл Петрова С. В. на постановление по делу об административном правонарушении от 06 октября 2023 года,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 23 Звениговского судебного района Республики Марий Эл от 06 октября 2023 года глава администрации Звениговского муниципального района Республики Марий Эл Петров С.В. привлечен к административной ответственности по ч. 3 ст. 19.9 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Не согласившись с принятым решением, Петров С.В. обратился с жалобой в суд, в которой указал, что оно вынесено незаконно и необоснованно, поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, были неправильно определены, в связи с чем просит постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить. Подробное обоснование доводов заявителем приведено в письменной жалобе.
В судебном заседании защитники Петрова С.В. – Иванова Е.В. и Федорова М.В., доводы жалобы поддержали по изложенным в ней основаниям.
Старший помощник прокурора Звениговского района Липина М.А. с жалобой не согласилась, находит постановление мирового судьи законным и обоснованным.
Потерпевший ФИО1 и заявитель Петров С.В. надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте проведения судебного заседания, не явились, ходатайств об отложении процесса не заявили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела и дополнительно представленные материалы, выслушав участвующих лиц, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ к задачам производства по делам об административных правонарушениях отнесены всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ дело по жалобе проверяется в полном объеме, судья вышестоящего суда не связан доводами жалобы.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: 1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; 2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего кодекса.
Согласно п.п. 3 п. 1 ст. 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, предусматривает принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном ст. 39.15 ЗК РФ, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии с п. 7 ст. 39.15 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлены статьей 39.16 ЗК РФ.
Отказ должностного лица в удовлетворении заявления гражданина или юридического лица о предоставлении находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного или лесного участка либо водного объекта по не предусмотренным законом основаниям образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.9 КоАП РФ.
Согласно п. 1 ч. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
П.п. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ предусматривает, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 04 июля 2023 года в администрацию Звениговского муниципального района поступило заявление ФИО1 о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду площадью 25000 кв.м, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Звениговский район, Кокшамарское сельское поселение, для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках. Постановлением главы администрации Звениговского муниципального района Республики Марий Эл Петрова С.В. №607 от 10 июля 2023 года, ФИО1 отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Звениговский район, Кокшамарское сельское поселение, кадастровый квартал №, площадью 25 000 кв.м., на основании п.п. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, в связи с тем, что сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использования для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке.
В связи с обращением ФИО1 в прокуратуру Звениговского района Республики Марий Эл в период с 21 августа 2023 года по 14 сентября 2023 года проведена проверка исполнения земельного законодательства, в ходе которой было установлено, что администрацией Звениговского муниципального района Республики Марий Эл отказано в удовлетворении заявления ФИО1 о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду по не предусмотренным законом основаниям.
Часть 3 ст. 19.9 КоАП РФ предусмотривает административную ответственность за отказ должностного лица в удовлетворении заявления гражданина или юридического лица о предоставлении находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного или лесного участка либо водного объекта по не предусмотренным законом основаниям, которая влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до двенадцати тысяч рублей.
В ходе рассмотрения дела мировым судьей в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно и объективно выяснены все обстоятельства совершенного Петровым С.В. административного правонарушения, они подтверждаются совокупностью исследованных мировым судьей доказательств, мотивированная оценка которых приведена в обжалуемом постановлении и соответствует обстоятельствам дела.
Так, факт совершения административного правонарушения и виновность в его совершении Петрова С.В. подтверждается следующей совокупностью доказательств, относимость, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 14 сентября 2023 года (л.д. 4-8), объяснением ФИО1 от 26 сентября 2023 года (л.д. 2-3), обращением ФИО1 от 17 августа 2023 года (л.д. 9-10), заявлением ФИО1 (л.д. 11), ответом администрации Звениговского муниципального района Республики Марий Эл на заявление ФИО1 от 11 июля 2023 года (л.д. 12), постановлением об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду от 10 июля 2023 года (л.д. 12-13), справкой главы Кокшамарской сельской администрации от 05 июля 2023 года с приложенными материалами (л.д. 13-17), сообщением Главы администрации Звениговского муниципального района Республики Марий Эл от 06 сентября 2023 года (л.д. 18-19), объяснением Петрова С.В. от 14 сентября 2023 года (л.д. 19), решением № от 21 июня 2023 года о назначении главы Администрации Звениговского муниципального района Республики Марий Эл (л.д. 20).
Совокупность приведенных доказательств является достаточной для правильного разрешения дела, все они получены в соответствии с требованиями закона, содержат сведения об обстоятельствах совершения административного правонарушения и были оценены мировым судьей в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении.
Согласно ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно - распорядительные или административно-хозяйственные функции, в том числе, в государственных органах.
Согласно решению Собрания депутатов Звениговского муниципального район седьмого созыва (сессия № 46) от 21 июня 2023 года № 436 Петров С.В. назначен главой Администрации Звениговского муниципального района Республики Марий Эл с 22 июня 2023 года.
При данных обстоятельствах действия Главы Звениговского муниципального района Республики Марий Эл Петрова С.В. мировым судьей правильно квалифицированы по ч. 3 ст. 19.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы предварительное согласование предоставления земельного участка является основополагающей начальной стадией процедуры предоставления участка в аренду, без которой все дальнейшие действия не могут быть выполнены. Таким образом, отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка по не предусмотренным законом основаниям, также образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.9 КоАП РФ.
Также вопреки доводам жалобы отказ в предоставлении земельного участка по непредусмотренным законом основаниям само по себе образует состав административного правонарушения, обоснование Петровым С.В., как должностным лицом администрации, отказа в предоставлении земельного участка в том, что сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке, не основано на законе. Подобных оснований отказа в предоставлении земельного участка в арену в п. 8 ст. 39.15 и в ст. 39.16 ЗК РФ не приведено.
Иные доводы жалобы, не опровергают выводов мирового судьи, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого постановления.
Обстоятельства совершения административного правонарушения мировым судьей установлены полно и правильно, выводы соответствуют материалам дела.
Постановление о назначении наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.9 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, является минимальным.
Исходя из оценки фактических обстоятельств дела и характера противоправного деяния, оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения лица от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется.
Учитывая изложенное, постановление мирового судьи является законным, обоснованным и мотивированным, в связи с чем отмене или изменению не подлежит.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления судьи, по делу не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ,
решил:
постановление мирового судьи судебного участка № 23 Звениговского судебного района Республики Марий Эл от 06 октября 2023 года о назначении главе администрации Звениговского муниципального района Республики Марий Эл Петрову С. В. административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.9 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу Петрова С.В. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.11-30.19 КоАП РФ.
Судья Е.В. Тарасов