Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4015/2022 ~ М-3904/2022 от 21.09.2022

№ 2-4015/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«23» ноября 2022 года

Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Агрба Д.А.,

при секретаре Шелковской А.А.,

с участием представителя ответчика МКУ "Дирекция по строительству объектов транспортной инфраструктуры г. Ростова-на-Дону" Недиковой Т.М., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Кировского района города Ростова-на-Дону к МКУ "Дирекция по строительству объектов транспортной инфраструктуры г. Ростова-на-Дону", МУП "Ростовская транспортная компания" об обязании обустроить участки дороги,

у с т а н о в и л:

Прокурор Кировского района г. Ростова-на-Дону обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ответчику МКУ "Дирекция по строительству объектов транспортной инфраструктуры г. Ростова-на-Дону" об обязании обустроить участки дороги, в обоснование заявленных требований указал на то, что прокуратурой Кировского района г. Ростова-на-Дону во исполнение поручения прокуратуры г. Ростова-на-Дону проведена проверка содержания дорожного покрытия на трамвайных путях и железнодорожных переездах, расположенных на территории района, на предмет их соответствия требования технических регламентов. В ходе проверки установлено, что на участке автомобильной дороги, расположенной по адресу: г. <...>, образован дефект покрытия проезжей части в виде выбоины глубиной 10 см.; на участке автомобильной дороги, расположенной по адресу: <...>, <...>, образован дефект покрытия проезжей части в виде выбоины глубиной 8,5 см.; на участке автомобильной дороги, расположенной по адресу: <...>, <...>, образован дефект покрытия проезжей части в виде выбоины глубиной 11,5 см.; на участке автомобильной дороги, расположенной по адресу: г. <...>, <...>, образованы дефекты покрытия проезжей части в виде возвышения верха головки рельсов относительно поверхности проезжей части высотой 10 см., что не соответствует требованиям п. 5.3 и п.5.2.4 ГОСТ Р 50597 и создает угрозу безопасности дорожного движения.

Данные обстоятельства подтверждаются актом выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 06.09.2022. Указанные недостатки в содержании дороги противоречат установленным правилам, стандартам, техническим нормам, ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, участников дорожного движения, в связи с чем прокурор Кировского района г. Ростова-на-Дону обратился в суд с исковым заявлением об обязании ответчика привести полотно автомобильных дорог, расположенных по следующим адресам: г. <...>, в соответствие с требованиями «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».

Протокольным определением суда от 12.10.2022 МУП "Ростовская транспортная компания" привлечено к участию в деле в качестве соответчика.

Прокурор Кировского района города Ростова-на-Дону в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, что подтверждается материалами настоящего дела, поэтому суд рассматривает дело в отсутствие истца в порядке ст. 167 ГПК РФ

Представитель ответчика МКУ «Дирекция по строительству объектов транспортной инфраструктуры г. Ростова-на-Дону» в судебном заседании возражала относительно удовлетворения уточненных исковых требований и просила отказать в полном объеме. Ранее в обоснование доводов ответчиком предоставлен письменный отзыв, который приобщен к материалам дела.

Представитель ответчика МУП "Ростовская транспортная компания" в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, что подтверждается материалами настоящего дела, поэтому суд слушает дело в отсутствие представителя ответчика в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ФЗ от 08.11.2007 N257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Статьей 17 указанного Федерального закона предусматривается, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Ч.1 ст.12 указанного закона предусматривается, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти (в ред. ФЗ от 19.07.2011 N248-ФЗ). Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (ч.2) (в ред. ФЗ от 08.11.2007 г. N257-ФЗ, от 19.07.2011 N248-ФЗ).

В силу ч.2 ст.12 ФЗ от 10.12.1995 N196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в введении которого находятся дороги

В силу ст. 24 ФЗ от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" граждане имеют право на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации.

Дороги общего пользования г. Ростова-на-Дону находятся в ведении Администрации города.

Согласно Решению Ростовской-на-Дону Городской Думы Шестого созыва от 03.03.2016 N108 и Распоряжению Директора Департамента автомобильных дорог и организации дорожного движения от 11.03.2016 N22 функции в области выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту, содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения города Ростова-на-Дону переданы МКУ «ДИСОТИ г. Ростова-на-Дону».

Пунктом 5 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А приложения А), установление которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.

В силу п. 5.3 указанного ГОСТа длина и глубина отдельных повреждений не должна превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой Кировского района г. Ростова-на-Дону во исполнение поручения прокуратуры г. Ростова-на-Дону проведена проверка содержания дорожного покрытия на трамвайных путях и железнодорожных переездах, расположенных на территории района, на предмет их соответствия требования технических регламентов. В ходе проверки установлено, что на участке автомобильной дороги, расположенной по адресу: г<...>, <...>, образован дефект покрытия проезжей части в виде выбоины глубиной 10 см.; на участке автомобильной дороги, расположенной по адресу: <...>, <...>, образован дефект покрытия проезжей части в виде выбоины глубиной 8,5 см.; на участке автомобильной дороги, расположенной по адресу<...> <...>, образован дефект покрытия проезжей части в виде выбоины глубиной 11,5 см.; на участке автомобильной дороги, расположенной по адресу: <...>, <...>, образованы дефекты покрытия проезжей части в виде возвышения верха головки рельсов относительно поверхности проезжей части высотой 10 см., что не соответствует требованиям п. 5.3 и п.5.2.4 ГОСТ Р 50597 и создает угрозу безопасности дорожного движения.

Данные обстоятельства подтверждаются актом выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 06.09.2022.

В соответствии со ст.21 Федерального закона от 10.12.1995 N196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.

Согласно ч.4 ст.6 ФЗ от 10.12.1995 N196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

Согласно п.5 ч.1 ст.14 ФЗ от 06.10.2003 N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ч.1 ст.17 ФЗ от 08.11.2007 N257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривает, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

В соответствии со ст.12 ФЗ от 10.12.1995 N196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и населенных пунктов установлены Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденным приказом Росстандарта от 26.09.2017 №1245-ст. В соответствии с п. 5.2.4 которых, покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А) устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3. Как предусмотрено таблицей 5.3 данного госта предельные размеры выбоин, просадок, проломов составляют длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью не более 0,006 м?.

В соответствии с Постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от 26.06.2015 N542 «О реорганизации муниципального казенного учреждения «Дирекция по строительству объектов транспортной инфраструктуры города Ростова-на-Дону» путем присоединения к нему муниципального казенного учреждения «Управление Метро Ростова», а также Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 03.03.2016 N108 «О внесении изменений в решение Ростовской-на-Дону городской Думы «Об утверждении Положений об отраслевых (функциональных) органах Администрации г. Ростова-на-Дону «полномочия заказчика с функциями контроля и надзора за ходом выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту, содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения г.Ростова-на-Дону переданы МКУ «ДИСОТИ г. Ростова-на-Дону».

Согласно п. 2.2 Устава МКУ «Дирекция по строительству объектов транспортной инфраструктуры г.Ростова-на-Дону» (далее МКУ «ДИСОТИ »), утвержденного распоряжением Департамента автомобильных дорог и организации дорожного движения г. Ростова-на-Дону от 11.03.2016 № 22, предметом деятельности МКУ « ДИСОТИ » является оказание услуг, выполнение работ и исполнение функций в целях обеспечения реализации полномочий органов местного самоуправления г. Ростова-на-Дону в сфере управления, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений на территории г. Ростова-на-Дону.

Учредителем МКУ «ДИСОТИ» является муниципальное образование город Ростов-на-Дону. Функции и полномочия Учредителя осуществляет Департамент автомобильных дорог и организации дорожного движения г. Ростова-на-Дону.

Таким образом, именно на МКУ «ДИСОТИ» в соответствии с их Уставом лежит обязанность приводить полотна автомобильных дорог в соответствия с требованиями ГОСТ по указанным выше адресам, включая дефекты покрытия на проезжей части дороги расположенной на трамвайных путях.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования прокурора, заявленные к МКУ «ДИСОТИ», суд исходит из необходимости обеспечения безопасности неопределенного круга лиц путем принятия мер по приведению дорожного полотна в соответствие с требованиями, установленными государственными стандартами.

Оснований полагать, что нарушение требований законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля ответчика, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности исполнить требования закона, не имеется.

В соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривается право суда установить конкретный срок совершения действий ответчиком, если эти действия не могут быть совершены иными лицами.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2016 г. N 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (часть 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). При установлении указанного срока, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.

Принимая во внимание положения части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определяя конкретный срок, обеспечивающий соблюдение баланса интересов сторон, исходя из характера правоотношений, суд счел возможным предоставить ответчику три месяца со дня вступления решения в законную силу для его исполнения.

Учитывая изложенное, суд полагает необходимым требования удовлетворить частично и обязать МКУ «Дирекция по строительству объектов транспортной инфраструктуры г.Ростова-на-Дону» привести полотно автомобильных дорог, расположенных по адресам: г. <...>; в соответствие с требованиями «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу.

В соответствии Условиями эксплуатации железнодорожных переездов, утвержденных Приказом Минтранса России от 31.07.2015 N 237 (ред. от 06.08.2019) железнодорожные пути необщего пользования - железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд;

По месту расположения железнодорожные переезды подразделяются на общего пользования - на пересечениях железнодорожных путей общего и (или) необщего пользования с автомобильными дорогами общего пользования (п.1);

необщего пользования - на пересечениях железнодорожных путей общего и (или) необщего пользования с автомобильными дорогами необщего пользования (п.2).

Владельцы инфраструктуры или владельцы железнодорожных путей необщего пользования должны систематически осуществлять контроль за выполнением должностных обязанностей работниками, обслуживающими железнодорожные переезды, состоянием и эксплуатацией железнодорожных переездов, а также за качеством проведения осмотров и выполнением намеченных мер по устранению выявленных неисправностей (п. 80).

Согласно ответу на запрос, поступившему из ДИЗО г. Ростова-на-Дону, отрезок подъездных железнодорожных путей, расположенных по адресу: г. <...> <...>, как самостоятельный объект в реестре муниципального имущества г.Ростова-на-Дону не числится, следовательно, требования Прокурора Кировского района города Ростова-на-Дону в этой части удовлетворению не подлежат, как заявленные к ненадлежащему ответчику.

Отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований и к МУП "Ростовская транспортная компания" об обязании обустроить участок дороги, поскольку как установлено судом, по адресу: г. <...>, <...> расположены подъездные железнодорожные пути, а не трамвайные.

С учетом изложенного выше и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Обязать МКУ «Дирекция по строительству объектов транспортной инфраструктуры г. Ростова-на-Дону» привести полотно автомобильных дорог, расположенных по адресам:

- <...> <...>;

- г<...>

<...>;

в соответствие с требованиями «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу.

В остальной части требования Прокурора Кировского района города Ростова-на-Дону к МКУ "Дирекция по строительству объектов транспортной инфраструктуры г. Ростова-на-Дону" оставить без удовлетворения.

Исковые требования Прокурора Кировского района города Ростова-на-Дону к МУП "Ростовская транспортная компания" об обязании обустроить участок дороги оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Октябрьский райсуд г. Ростова-на-Дону в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

    

Судья:

Мотивированное решение изготовлено 24 ноября 2022 года.

2-4015/2022 ~ М-3904/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Кировского района г. Ростова-на-Дону
Ответчики
МКУ "Дирекция по строительству объектов транспортной инфраструктуры города Ростова-на-Дону"
МУП "Ростовская транспортная компания"
Суд
Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону
Судья
Агрба Диана Абхазгиреевна
Дело на странице суда
oktyabrsky--ros.sudrf.ru
21.09.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.09.2022Передача материалов судье
22.09.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.09.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.10.2022Судебное заседание
31.10.2022Судебное заседание
23.11.2022Судебное заседание
24.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.04.2023Дело оформлено
31.05.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее