Судья: Канафьева Н.П. адм.дело N 33а-7918/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 июля 2016 года г.Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сивохина Д.А. (докладчик),
судей Желтышевой О.И. и Елистратовой Е.В.,
при секретаре Сукмановой Ю.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Алибекова В.А. на решение Чапаевского городского суда Самарской области от 22 апреля 2016 года, которым с него в пользу Государственного учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Чапаевск Самарской области взыскано 14 624,05 рублей в качестве обязательных платежей и санкций.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения Алибекова В.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Чапаевск Самарской области Кимаевой М.Б., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Чапаевске Самарской области (далее – Государственное учреждение, Управление) с административным исковым заявлением к Алибекову В.А. о взыскании недоимки по страховым взносам и начисленных в связи с ненадлежащим исполнением обязанностей пеней за расчетный период 2014 год в сумме 14 624,05 рублей, в том числе: взносы: в Пенсионный фонд РФ на страховую часть пенсии – 11 785,23 рублей, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ – 2 311,72 рубля; пени: по страховым взносам на страховую часть пенсии – 200,94 рублей, по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ – 286,75 рублей.
В обоснование административного иска Управление указало, что Алибеков в.А. с 31 марта 2014 года по 4 декабря 2014 года осуществлявший деятельность в индивидуального предпринимателя, в соответствии п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", является плательщиком страховых взносов и согласно ч. 1 ст. 14, ч. 1 ст. 16 и п. 1 ч. 2 ст. 28 Закона N 212-ФЗ, обязан своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и страховые взносы на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования в размерах, определяемых исходя из стоимости страхового года, а также вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанные бюджеты.
В связи с неисполнением Алибекову В.А. обязательств по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование за 2014 год за указанный период образовалась задолженность в размере 14 096,95 рубля, на которую на дату выставления требования начислены пени в размере 240,35 рублей, общая сумма недоимки 14 337,30 рублей. В адрес Алибекова В.А. 19 февраля 2015 года направлено требование N 0770026440051849 от 19 февраля 2015 года об уплате недоимки, срок исполнения которого истек 13 марта 2015 года и которое на момент подачи административного искового заявления административным ответчиком не исполнено.
Определением мирового судьи судебного участка №121 судебного района г.Чапаевска Самарской области от 21 сентября 2015 года отменен судебный приказ о взыскании с Алибекова В.А. недоимки по страховым взносам за период времени с 31 марта 2014 года по 4 декабря 2015 года в размере 14 624,05 рублей и государственной пошлины размере 200 рублей.
Судом постановлено приведенное выше решение (л.д. 30-32).
В апелляционной жалобе Алибеков В.А. просит об отмене решения как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права (л.д. 35-36).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций (ч. 2).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 5 Федерального закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в частности, индивидуальные предприниматели, если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 212-ФЗ данная категория страхователей уплачивает соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.
Обязанность индивидуальных предпринимателей правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы установлена ст. 28 Федерального закона N 212-ФЗ.
Таким образом, действующим законодательством на лиц, имеющих статус индивидуальных предпринимателей, возложена обязанность по уплате страховых взносов в пенсионный фонд, а также в фонд обязательного медицинского страхования.
Согласно ч. 2 ст. 18 Федерального закона N 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
В случае неисполнения плательщиком страховых взносов - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов обращается в суд с иском о взыскании страховых взносов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного плательщика страховых взносов - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (ч. 1 ст. 21 Федерального закона N 212-ФЗ).
Частью 9 ст. 21 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов и штрафов, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 5 ст. 22 Федерального закона N 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании.
За каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, начисляется пени (ч. 3 ст. 25 Федерального закона N 212-ФЗ).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что с 31 марта 2014 года по 4 декабря 2014 года Алибеков В.А. являлся индивидуальным предпринимателем и в силу требований закона обязан уплачивать страховые взносы до 31 декабря каждого календарного года.
В связи с неуплатой Алибековым В.А. в установленный законом срок страховых взносов ему 19 февраля 2015 года выставлено требования N 0770026440051849 об уплате недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам за 2014 год (л.д. 7), которое в тот же день было направлено в адрес Алибекова В.А. (л.д. 8-9).
В установленный в требовании срок Алибеков В.А. недоимку по страховым взносам не погасил, Государственное учреждение обратилось в мировой суд с заявлением о выдаче судебного приказа о ее взыскании, 11 сентября 2015 года мировым судьей судебного участка N 121 судебного района города Чапевска выдан судебный приказ N 2-1003/15 о взыскании с Алибекова В.А. недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам за 2014 год, который определением мирового судьи от 21 сентября 2015 года по заявлению Алибекова В.А. был отменен (л.д. 15).
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что уточненные требования Государственного учреждения подлежат удовлетворению.
При этом исходил из того, что административным ответчиком не исполнена установленная ст. 28 Федерального закона N 212-ФЗ обязанность по правильному исчислению и своевременной уплате страховых взносов, в связи с чем, на неоплаченную административным ответчиком сумму страховых взносов, начислены пени.
Судебная коллегия находит выводы суда правильными, основанными на верном применении норм Федерального закона N 212-ФЗ, регулирующих отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход местного бюджета.
Таким образом, суд обоснованно взыскал с ответчика государственную пошлину в размере 573,49 рублей.
Доводы жалобы о ненадлежащем извещении о месте и времени рассмотрения дела, подлежат отклонению в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 96 КАС РФ лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются судом или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова.
Как следует из материалов дела, судебное извещение о месте и времени рассмотрения дела направлено административному истцу 9 апреля 2016 года по адресу: Самарская область, г.Чапаевск, переулок Вокзальный, 11, по которому он по сведениям УФМС России по Самарской области (л.д. 18) Алибеков В.А. зарегистрирован, по которому как пояснил Алибеков В.А. суду апелляционной инстанции он постоянно проживает. Согласно имеющимся сведениям, судебное извещение возвращено в адрес суда 22 апреля 2016 года за истечением срока хранения (л.д. 23).
Применительно к правилам части 2 статьи 100 КАС РФ отказ в получении почтовой корреспонденции, о чем свидетельствует его возврат по истечении срока хранения, следует считать надлежащим извещением о слушании дела.
Возвращение в суд неполученного административным истцом заказного письма с отметкой "по истечении срока хранения" не противоречит действующему порядку вручения заказных писем и расценивается судом в качестве надлежащей информации органа связи о неявке адресата за получением судебного документа. В таких ситуациях предполагается добросовестность органа почтовой связи по принятию неоднократных мер, необходимых для вручения судебного документа, пока заинтересованным лицом не доказано иное. Доводов, что административный истец не получил почтовое извещение по уважительной причине в апелляционной жалобе не приводится, ссылка на не поступление почтового извещения не подтверждена доказательствами.
В суде апелляционной инстанции Алибеков В.А. отказался от поддержания довода апелляционной жалобы о том, что ему начислена задолженность по уплате обязательных платежей за период с 1 января 2014 года по 30 марта 2014 года, когда он не был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Материалами дела и объяснениями представителя Государственного учреждения подтверждается, что указание названного периода является опечаткой, в действительности недоимка начислена с 31 марта 2014 года.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у Алибекова В.А. об отсутствии у него денежных средств для выплаты задолженности в связи с отсутствием работы и состоянием здоровья не влекут за собой отмену судебного решения. Алибеков В.А. на стадии исполнения решения суда вправе обратится в суд в порядке ст. 358 КАС РФ обратится в суд, выдавший исполнительный лист с заявлением об отсрочке, рассрочке исполнения судебного акта, изменения способа и порядка его исполнения.
При таких обстоятельствах законных оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
определила:
Решение Чапаевского городского суда Самарской области от 22 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Алибекова В.А. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: