Дело№
УИД:05rs0№-30
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ сел.Хив
Хивский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи ФИО1,
при секретаре судебного заседания ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> РД ФИО3 к МКОУ «Уртильская НОШ» и к администрации МО «<адрес>» об обязании устранить нарушения законодательства по защите жизни и здоровья детей, противодействии терроризму,
у с т а н о в и л:
Заместитель прокурора <адрес> ФИО3 обратился в суд в защиту интересов несовершеннолетних, граждан, неопределённого круга лиц Российской Федерации с иском к МКОУ «Уртильская НОШ» и к администрации МО «<адрес>» об обязании устранить нарушения законодательства по защите жизни и здоровья детей, противодействии терроризму,
В обоснование иска указано, что прокуратурой района проведена проверка исполнения образовательными учреждениями <адрес> требований законодательства об антитеррористической защищенности социальных объектов, меры принимаемые по защите жизни и здоровья граждан в МКОУ «Уртильская НОШ» с привлечением отдела образования МО «<адрес>».
Учитывая, что ситуация в сфере противодействия терроризму и экстремизму на территории Республики Дагестан и Российской Федерации остается напряженной, соответственно, угроза возможного совершения террористических актов реальна и на территории образовательного учреждения.
Согласно уставам образовательных учреждений <адрес>, учредителем является администрация муниципального района «<адрес>» и содержатся за счет бюджетных отчислений.
Вместе с тем, учредителем меры по организации и обеспечения надлежащей охраны образовательных учреждений, связанных с обеспечением безопасности учащихся и педагогических работников в полной мере не принимаются.
Слабость антитеррористической безопасности ОУ противоречит действующему законодательству и способствует беспрепятственному проникновению на территорию образовательного учреждения посторонних лиц, которые могут создать угрозу жизни и здоровью детей и персонала.
Непринятие мер по обеспечению безопасности несовершеннолетних и сотрудников образовательного учреждения создает условия для распространения терроризма, последствиями которого являются гибель людей, уничтожение имущества.
Выявленные в ходе проведенной проверки нарушения антитеррористической защищенности объекта образовательной сферы, безопасности жизни и здоровья граждан, учащихся и детей свидетельствуют о недостаточно эффективной работе руководства образовательной организации, направленной на предупреждение терроризма, что может привести к угрозе жизни и здоровья воспитанников, состав которых меняется как с началом каждого учебного года, так и в течение года, преподавателей, других работников школы, иных лиц, посещающих школу.
Обеспечение контрольно-пропускного режима в школе согласно п.п.17, 18 Постановления обеспечивается не зависимо от категории отнесения тех или иных образовательных учреждений.
Вместе с тем, о неблагополучном состоянии работы при осуществлении антитеррористической безопасности в социальных учреждениях района, в частности в 24 школах и 9 детсадиках и выявленных нарушениях с принятием мер прокурорского реагирования указывает письмо начальника территориального подразделения ФГУКУ «Управления Вневедомственной охраны войск Национальной гвардии РФ по РД».
Снижение уровня защищенности объектов образования повышает риск возникновения ЧС, при этом отсутствие средств на указанные цели не должна быть увязана с безопасность на объектах образования, в т.ч. на социальных объектах.
На основании изложенного, просит:
Обязать МКОУ «Уртильская НОШ» устранить нарушения требований законодательства по антитеррористической защищенности ОУ и провести следующие мероприятия:
- обеспечить надлежащий пропускной и внутриобъектовый режим и осуществить контроль за их функционированием;
- оснастить объект (территорию) системой наружного освещения;
- обеспечить периодический обход и осмотр объектов (территорий), их помещений, систем подземных коммуникаций, стоянок транспорта, а также периодическая проверка складских помещений.
Обязать Администрацию муниципального образования «<адрес>» произвести финансирование на устранение нарушений требований законодательства об антитеррористической защищенности МКОУ «Уртильская НОШ» по настоящему иску по исполнению требований по освещению объектов (территорий), а также проконтролировать соблюдение требований антитеррористической защищенности объекта образования МКОУ «Уртильская НОШ» и устранение выявленных нарушений в ходе проверки.
Установить срок устранения нарушений по настоящему иску.
Истец – заместитель прокурора <адрес> РД ФИО3 надлежаще извещенный о дате, времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела в судебное заседание не явился. От него в суд поступило заявление о рассмотрении искового заявления с уточненными требованиями в его отсутствие, просит удовлетворить его требования в полном объеме.
Представитель ответчиков – администрации МО «<адрес>» и МКОУ «Уртильская НОШ» по доверенности ФИО4, надлежаще извещенный о дате, времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела в судебное заседание не явился, направил в суд заявление, в котором исковые требования заместителя прокурора <адрес> ФИО3 к МКОУ «Уртильская НОШ» и к администрации МО «<адрес>» об обязании устранить нарушения законодательства по защите жизни и здоровья детей, противодействии терроризму признает. Последствия признания иска ему понятны.
С учетом положений ст.167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Таким образом, суд приходит к выводу о наличии полномочий у заместителя прокурора <адрес> Республики Дагестан на подачу искового заявления в интересах неограниченного круга лиц.
Согласно статьям 20, 41 Конституции РФ, каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.
Согласно п.15 ч.3, п.2 ч.6 ст.28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации относятся создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу ст.ст.2, 20, ч.4 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №35-ФЗ «О противодействии терроризму», основными принципами противодействия терроризму является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность и др. Приоритет мер по предупреждению терроризма, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, системность и комплексное использование специальных и иных мер противодействия терроризму закреплены в ст.2 Закона в качестве основных принципов противодействия терроризму.
Согласно Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, в качестве одной из основных задач определено обеспечение безопасности граждан, антитеррористической защищенности возможных объектов террористических посягательств, в том числе объектов массового пребывания людей: объектов образования, здравоохранения, культуры, спорта, рынков и т.д.
В соответствии с п.2 ч.3 ст.28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Согласно п.3 ч.1 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
В силу п.6.1 ч.1 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Согласно ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно.
Учитывая, что криминогенная обстановка на территории Республики Дагестан остается напряженной, угроза возможного совершения террористических актов реальна и в зданиях учреждений образования приказом Рособразования от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» руководителям подведомственных образовательных учреждений предписано принять дополнительные меры по усилению режима пожарной и антитеррористической безопасности.
В соответствии с письмом Министерства образования от ДД.ММ.ГГГГ № в состав мероприятий, направленных на создание единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений включено, в том числе наличие инженерно-технических средств охраны (охранно-пожарной сигнализации (011С), тревожной сигнализации, системы видеонаблюдения и контроля.
При этом в соответствии с ч.13 ст.30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в зданиях с большим количеством посетителей должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, путем устроенной системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и других систем, направленных на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Судом установлено, что учредителем, осуществляющим финансирование МКОУ «Уртильская НОШ» является муниципальное образование «<адрес>».
Согласно п. 6.1 ч.1 ст.15 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.17 указанного выше Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Между тем, в данном образовательном учреждении не приняты исчерпывающие меры, направленные на обеспечение защиты жизни и здоровья детей, педагогического и технического персонала образовательной организации и иных лиц, посещающих указанное учреждение, в части их пребывания в нем, поскольку ответчиками не представлены доказательства о по обеспечению пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их функционированием.
Как следует из справки по результатам проведения проверки исполнения законодательства об антитеррористической защищенности социальных объектов от ДД.ММ.ГГГГ, составленного заместителем прокурора <адрес> ФИО5 с участием представителя Отдела Образования МО «<адрес>» ФИО6, проведена проверка исполнения образовательными учреждениями <адрес> требований законодательства об антитеррористической защищенности социальных объектов, меры принимаемые по защите жизни и здоровья граждан в образовательных учреждениях, всего в 18 образовательных учреждениях, в том числе в дошкольных учреждениях.
В силу с п.2 ч.6 ст.28 Закона образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно.
Таким образом, исполнение требований нормативно - правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательного учреждения, но и органов местного самоуправления.
При таких обстоятельствах неисполнение или ненадлежащее названных требований федерального закона влечет нарушение прав и охраняемых интересов обучающихся, в том числе прав на соблюдение безопасных условий обучения.
Более того, в соответствии со ст.39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить и уменьшить размер исковых требований, либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны, могут окончить дело мировым соглашением.
Представителем ответчиков в суд направлены заявления о признании иска, изложенные в письменной форме, и они приобщены к делу.
Суд принимает признание иска ответчиками, поскольку считает, что оно не противоречит закону, правам и интересам других лиц, в интересах которых обратился прокурор.
В соответствии со ст.198 ГПК РФ и Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ за № «О судебном решении» в случае признание иска ответчиком мотивировочной части решения суда может быть указано лишь о признание иска ответчиком и принятия его судом.
При наличии указанных обстоятельств, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований заместителя прокурора <адрес>.
Исходя из вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,
р е ш и л:
Исковые требования заместителя прокурора <адрес> ФИО3, удовлетворить.
Обязать МКОУ «Уртильская НОШ» в течение 3 (трех) месяцев со дня поступления финансирования из администрации муниципального образования «<адрес>» Республики Дагестан устранить нарушения требований законодательства по антитеррористической защищенности ОУ и провести следующие мероприятия:
- обеспечить надлежащий пропускной и внутриобъектовый режим и осуществить контроль за их функционированием;
- оснастить объект (территорию) системой наружного освещения;
- обеспечить периодический обход и осмотр объектов (территорий), их помещений, систем подземных коммуникаций, стоянок транспорта, а также периодическая проверка складских помещений.
Обязать Администрацию муниципального образования «<адрес>» в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения в законную силу произвести финансирование на устранение нарушений требований законодательства об антитеррористической защищенности МКОУ «Уртильская НОШ» по настоящему иску по исполнению требований по освещению объектов (территорий), а также проконтролировать соблюдение требований антитеррористической защищенности объекта образования МКОУ «Уртильская НОШ» и устранение выявленных нарушений в ходе проверки.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РД через Хивский районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья Я.А.Якубов