Материал № 15/1-134/2023 копия
(Дело № 2-716/2022)
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
14 июня 2023 года г. Губаха
Губахинский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Кремер Я.А., при секретаре судебного заседания Бересневой И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Администрации Губахинского муниципального округа Пермского края об отсрочке исполнения решения Губахинского городского суда Пермского края от 18.08.2022 года по гражданскому делу № 2-716/2022,
У С Т А Н О В И Л:
Должник Администрация Губахинского муниципального округа Пермского края обратилась в Губахинский городской суд с заявлением об отсрочке исполнения решения Губахинского городского суда Пермского края от 20.08.2022 года по делу №2-716/2022 до 31.12.2024, мотивируя свои требования тем, что вступившим в законную силу 23.11.2022 года решением Губахинского городского суда от 18.08.2022 года по гражданскому делу №2-716/2022 постановлено:
-возложить на Администрацию Губахинского городского округа Пермского края обязанность провести автомобильную дорогу «Переулок Тихий, г. Губаха» до земельных участков, предоставленных гражданам для индивидуального жилищного строительства, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017, - в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
-возложить на Администрацию Губахинского городского округа Пермского края обязанность включить автомобильную дорогу «Переулок Тихий, г. Губаха» в Реестр муниципального имущества Губахинского городского округа и в Муниципальное задание МБУ «Комбинат благоустройства», - в течение 10 (десяти) дней со дня окончания работ по ее строительству.
-возложить на Администрацию Губахинского городского округа Пермского края обязанность провести паспортизацию автомобильной дороги «Переулок Тихий, г. Губаха», - в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование доводов указала, что приступить к исполнению решения суда стало возможным только в 2023 году, расходная часть бюджета Губахинского городского округа в 2022 году не предусматривала финансовые средства в отношении дороги «пер.Тихий». Также не были предусмотрены в бюджете и расходы на проведение технической инвентаризации и проведения кадастровых работ, необходимых для постановки дороги на кадастровый учет. Таким образом, в 2022 году провести паспортизацию, и как следствие включить дорогу в реестр муниципальной собственности Губахинского городского округа не представлялось возможным, в связи с отсутствием финансовых средств на эти цели. 21.03.2023 Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации Губахинского муниципального округа Пермского края был заключен договор подряда с ГБУ ПК «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» № 08/Г/100 на проведение первичной технической инвентаризации объекта: Дорога переулок Тихий, с изготовлением технического паспорта на бумажном носителе. Работы проведены, изготовлен технический паспорт. На основании технического паспорта, автомобильная дорога включена в реестр муниципального имущества Губахинского муниципального округа, что подтверждается письмом Комитета по управлению муниципальным имуществом от 25.04.2023 №48-В. Также подготовлен проект Постановления Администрации Губахинского муниципального округа «Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования Губахинского муниципального округа Пермского края». Под пунктом 51 числится дорога «город Губаха, переулок Тихий». В настоящее время проект находится в стадии доработки. Кроме этого, Управлением строительства и ЖКХ Администрации Губахинского муниципального округа составлена смета на ремонт автомобильной дороги «Переулок Тихий». В связи с тем, что выполнить работы по ремонту дороги переулок Тихий полностью за счет средств бюджета округа не представляется возможным, поскольку, территория Губахинского муниципального округа является дотационной и относится к 5-ой группе по уровню дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполняет бюджетный процесс с учетом ограничений, установленных пунктом 4 статьи 136 Бюджетного кодекса, соответственно испытывает финансовые сложности, осуществление мероприятий в рамках исполнения решения суда планируется осуществить путем финансирования из бюджета Пермского края, на основании Постановления Правительства Пермского края от 05.12.2018 № 764-п «Об утверждении Порядка предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований Пермского края на проектирование и строительство (реконструкцию), капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения, находящихся на территории Пермского края, и о признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Пермского края» (Порядок). 13.03.2023 Администрацией Губахинского муниципального округа Министерство транспорта Пермского края направлена заявка на предоставление субсидии на софинансирование мероприятий по проектированию, строительству, капитальному ремонту автомобильных дорог Губахинского муниципального округа. В числе прочих мероприятий в заявке также указано мероприятие на ремонт автомобильной дороги переулка Тихий. Во исполнение пункта 4.7.1 Порядка, а также на основании поданной Администрацией заявки, утвержден приказ Министерства транспорта Пермского края от 07.04.2023 № 44-01-02-239 «О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Пермского каря от 16.12.2022 г. № 44-01-02-982 «О предоставлении субсидий бюджету Губахинского муниципального округа Пермского края из дорожного фонда Пермского края на проектирование и строительство (реконструкцию), капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения, находящихся на территории Пермского края» (Приказ № 44-01-02-239). Согласно приложению к Приказу № 44-01-02-239, в 2024 году бюджету Губахинского муниципального округа распределены субсидии из дорожного фонда Пермского края на проектирование и строительство (реконструкцию), капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения, находящихся на территории Пермского края, на ремонт автомобильной дороги переулок Тихий, в сумме 704 150, 46 руб. Считают, что на сегодняшний день исполнение решения суда находится в прямой причинной связи от выделения денежных средств бюджету Губахинского муниципального округа из бюджета Пермского края. Полагают, что Администрацией Губахинского муниципального округа Пермского края приняты все возможные меры для исполнения решения суда, однако, имеются обстоятельства, затрудняющие его исполнение в более короткие сроки.
В своих письменных возражениях и.о. прокурора г.Губаха Трегубов М.А. указал, что в силу положений ч. 2 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Отсрочка исполнения судебного решения влечет изменение срока его исполнения, что отдаляет реальную защиту нарушенных прав и охраняемых законом интересов взыскателя, государства и неопределенного круга лиц, поскольку предмет иска касается вопросов защиты населенных пунктов от пожаров, в связи с чем основания для отсрочки решения суда должны носить исключительных характер. В данном случае ответчиком не приведено доказательств необходимости предоставления отсрочки исполнения решения суда, обоснованности указанной им даты - 31.12.2024, а также наличия каких-либо исключительных, объективно препятствующих исполнению решения суда обстоятельств. Представленные ответчиком документы не содержат сведений о заключении договоров, контрактов на выполнение необходимых для исполнения судебного акта работ и их завершении к указанной дате (31.12.2024). Ссылка ответчика на возможность получения им средств из дорожного фонда Пермского края не является основанием для отсрочки исполнения, поскольку исполнение решения суда не может быть поставлено в зависимость от действий, решений лиц и органов, не являющихся сторонами данного дела. Заявление администрации Губахинского муниципального округа не подлежат удовлетворению как не отвечающие требованиям закона и противоречащие принципам обязательности судебных постановлений и разумности срока исполнения решения суда, в связи с чем в удовлетворении просит отказать.
Представитель МБУ «Комбинат благоустройства» Никитин С.А. в письменных пояснениях поддерживает указанные Администрацией Губахинского муниципального округа в заявлении доводы и просит отсрочить исполнение решения суда по делу 2-716/2022 в указанный срок.
В силу ч. 1 ст. 203.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения решения суда, рассматриваются судом без проведения судебного заседания и без извещения лиц, участвующих в деле.
Изучив поступившее заявление и приложенные к нему документы, а также материалы гражданского дела №2-716/2022, материалы исполнительного производства №87915/23/59016-ИП от 29.03.2023 г., суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
В силу пункта 1 статьи 37 Федерального закона от 2 октября 2007 года «Об исполнительном производстве», взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
В силу положений ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии со статьей 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», по смыслу положений статьи 37 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», статьи 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок.
Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.
При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
При этом основания для отсрочки либо рассрочки исполнения решения суда должны носить исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий, бремя доказывания наличия обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда, лежит на лице, обратившемся в суд.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 2 октября 2007 года «Об исполнительном производстве» не содержат перечня оснований для изменения способа и порядка исполнения судебного постановления, а лишь устанавливают критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела, а также прав и законных интересов сторон исполнительного производства.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2006 года № 104-О, основания для рассрочки (отсрочки) исполнения решения суда должны носить исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий.
Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу ст. ст. 15 (ч. 4), 17 (ч. 3), 19 (ч. 1 и 2) и 55 (ч. 1 и 3) Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же отсрочка (рассрочка) исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства. При этом суд обязан во всяком случае оценить все представленные должником доводы о необходимости отсрочки или рассрочки исполнения решения суда, возможные возражения взыскателя относительно такой отсрочки или рассрочки.
В судебном заседании установлено следующее. Решением Губахинского городского суда Пермского края от 18.08.2022 (с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 16.11.2022) постановлено:
-возложить на Администрацию Губахинского городского округа Пермского края обязанность провести автомобильную дорогу «Переулок Тихий, г. Губаха» до земельных участков, предоставленных гражданам для индивидуального жилищного строительства, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017, - в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
-возложить на Администрацию Губахинского городского округа Пермского края обязанность включить автомобильную дорогу «Переулок Тихий, г. Губаха» в Реестр муниципального имущества Губахинского городского округа и в Муниципальное задание МБУ «Комбинат благоустройства», - в течение 10 (десяти) дней со дня окончания работ по ее строительству.
-возложить на Администрацию Губахинского городского округа Пермского края обязанность провести паспортизацию автомобильной дороги «Переулок Тихий, г. Губаха», - в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В законную силу решение вступило 23.11.2022 года.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Губахе и г. Гремячинску УФССП по Пермскому краю от 29.03.2023 г. в отношении Администрации Губахинского городского округа Пермского края возбуждено исполнительное производство №87915/23/59016-ИП. Из акта о совершении исполнительных действия от 10.04.2023 установлено, что Администрацией Губахинского муниципального округа решение суда не исполнено. Постановлением судебного пристава-исполнителя от 10.04.2023 должнику установлен новый срок исполнения решения суда – до 30.04.2023.
В настоящее время решение суда не исполнено, доказательств обратного суду не представлено.
Исследовав представленные материалы, суд приходит к выводу об отсутствии установленных законом оснований для предоставления отсрочки.
Приведенные заявителем доводы о невозможности исполнения решения суда в срок суд находит неубедительными, а указанные заявителем обстоятельства, по мнению суда, не носят исключительный характер и не свидетельствуют о наличии серьезных препятствий к исполнению решения суда, предоставление рассрочки исполнения судебного решения приведет к длительному сроку исполнения судебного решения и отдаляет реальную защиту нарушенных прав и законных интересов взыскателя.
Представленные должником доказательства не свидетельствуют о высокой степени эффективности действий должника Администрации Губахинского муниципального округа Пермского края, направленных на исполнение решения суда. Ссылка должника на отсутствие денежных средств из бюджета Пермского края, длительность процедуры финансирования, не является безусловным основанием для предоставления отсрочки исполнения решения суда. Фактически решение суда администрацией не исполнено.
Так, недостаточное финансирование не может служить основанием для удовлетворения настоящего заявления, поскольку указанное обстоятельство не относится к числу исключительных, дающих основание для отсрочки исполнения судебного акта, при отсутствии доказательств своевременности (после вступления решения суда в законную силу) принятия Администрацией Губахинского муниципального округа Пермского края необходимых мер по получению финансирования.
При этом суд принимает во внимание, что заявка на предоставление субсидии на софинансирование мероприятий по проектированию и строительству (реконструкции) капитальному ремонту и ремонту дороги переулка Тихий направлена администрацией только 13.03.2023, то есть уже после истечения установленного судом срока исполнения решения суда.
Доказательств того, что администрацией предпринимались меры для исполнения решения суда в полном объеме до указанной даты не представлено.
Таким образом, заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, объективно препятствующих исполнению должником постановленного судом решения.
Неисполнение решения суда создает высокую общественную опасность, поскольку подвергает опасности жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, ввиду нарушения имущественных и жилищных прав многодетных семей, а значит и самих детей, поскольку граждане в течение длительного времени лишены возможности распоряжаться принадлежащими им земельными участками в соответствии с их назначением, построить на них жилые дома, реализовав тем самым в своих интересах и в интересах своих детей конституционное право на жилище. Бездействие должника противоречит принципу обязательности судебных постановлений, установленному ст. 13 ГПК РФ.
Предоставление отсрочки исполнения решения суда на столь длительный срок не отвечает требованиям справедливости и соразмерности, приведет к затягиванию исполнения решения суда и к существенному нарушению прав и свобод неопределенного круга лиц, к ущемлению имущественных и жилищных прав граждан.
При указанных обстоятельствах суд отказывает Администрации Губахинского муниципального округа Пермского края в удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения Губахинского городского суда от 18.08.2022 года № 2-716/2022.
Руководствуясь ст. ст. 203, 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Администрации Губахинского муниципального округа Пермского края в удовлетворении заявления о предоставлении об отсрочки исполнения решения Губахинского городского суда Пермского края от 18.08.2022 года по гражданскому делу № 2-716/2022 отказать.
На определение может быть подана частная жалоба в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд в течение пятнадцати дней со дня вынесения.
Судья: подпись Я.А. Кремер
Мотивированное определение изготовлено 21.06.2023 года.