К делу №
УИД 23RS0№-42
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 июля 2019 года <адрес>
Лазаревский районный суд <адрес> края в составе председательствующего судьи Павловой О.Ю.,
при секретаре ФИО2,
с участием:
представителя истца помощника прокурора <адрес> ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> края в интересах неопределенного круга лиц к ФИО1 об обязании пройти медицинский осмотр в наркологическом диспансере,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ФИО1, в котором просил обязать ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес>, явиться в Сочинский филиал ГБУЗ «Наркологический диспансер» Министерства здравоохранения <адрес> для прохождения медицинского осмотра врачом-наркологом и определения степени ремиссии ФИО1
В обоснование своих требований прокурор указал, что ФИО1 состоит на учете в наркологическом диспансере с 2010 года. При этом ФИО1 более года не является к наркологу, тем самым уклоняется от прохождения лечения.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> уточнил заявленные исковые требования и в окончательном варианте просил суд обязать ФИО1 явиться в Сочинский филиал ГБУЗ «Наркологический диспансер» Министерства здравоохранения <адрес> для добровольного прохождения диспансерного наблюдения либо написания отказа для прохождения диспансерного наблюдения, мотивируя тем, что лечение больных наркоманией проводится при наличии информированного добровольного согласия (п. 2 ст. 54 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 3-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О наркотических средствах и психотропных веществах", ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"). В принудительном порядке лечение больных наркоманией осуществляется на основании решения суда о возложении обязанности пройти лечение от наркомании (п. 3 ст. 54 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 3-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О наркотических средствах и психотропных веществах").
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, об отложении дела не просил и уважительности причины неявки в судебное разбирательство, не предоставил.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства.
Рассмотрение гражданского дела в отсутствии ответчика, является следствием собственного его поведения, которое при соблюдении предусмотренных законом условий извещения о времени и месте судебного разбирательства рассматривается как уклонение от участия в состязательном процессе без объяснения причин этого. Невыполнение им процессуальных обязанностей не должно ставить суд в неблагоприятное положение, в частности приводить к задержке в защите нарушенного права или охраняемого законом интереса истца и нарушению сроков рассмотрения дела.
Третье лицо представитель Сочинского филиала ГБУЗ «Наркологический диспансер» Министерства здравоохранения <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного разбирательства был уведомлен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 233 ГПК РФ, с учетом изложенного, принимая во внимание мнение истца, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии ответчика в порядке заочного производства.
Заслушав заключение прокурора, поддержавшего исковое заявление, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Президиум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ разъяснил, что согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод о том, что для обеспечения конституционных прав граждан на охрану жизни и здоровья прокурор на основании части 1 статьи 45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением о принудительной госпитализации лиц, страдающих заразными формами туберкулеза, в защиту прав неопределенного круга лиц в целях предупреждения распространения инфекционного заболевания. Порядок судопроизводства устанавливается Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации. Однако нормами ГПК РФ не предусмотрен порядок рассмотрения указанных заявлений. В связи с этим и исходя из положений части 4 статьи 1 ГПК РФ, устанавливающих возможность применения судами норм процессуального права по аналогии закона, заявление прокурора подлежит рассмотрению по аналогии с порядком рассмотрения дел о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и о принудительном психиатрическом освидетельствовании (глава 35 ГПК РФ).
В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Согласно ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья. Социальная политика Российской Федерации направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе и охрану его здоровья.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №323-ФЗ «Об охране здоровья граждан в РФ» охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Согласно п. 8 ст. 4 вышеназванного Федерального закона одним из принципов охраны здоровья граждан является принцип приоритета профилактических мер в области охраны здоровья граждан.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (далее – Федеральный закон №3-ФЗ) установлено, что государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту направлена на установление строгого контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, постепенное сокращение числа больных наркоманией, сокращение количества правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту строится в том числе на принципах приоритетности мер по профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании, профилактики правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, особенно среди детей и молодежи, а также стимулировании деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду.
Согласно ст. 54 указанного Федерального закона №3-ФЗ государство гарантирует больным наркоманией оказание наркологической помощи и социальную реабилитацию. Наркологическая помощь больным наркоманией включает профилактику, диагностику, лечение и медицинскую реабилитацию. На больных наркоманией, находящихся под диспансерным наблюдением и продолжающих потреблять наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо уклоняющихся от лечения, а также на лиц, привлеченных к административной ответственности или осужденных за совершение преступлений к наказанию в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных работ, исправительных работ или ограничения свободы и нуждающихся в лечении от наркомании, по решению суда может быть возложена обязанность пройти лечение от наркомании и могут быть назначены иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 56 Федерального закона № 3-ФЗ порядок диспансерного наблюдения за больными наркоманией и учета больных наркоманией устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Генеральной прокуратурой РФ и федеральным органом исполнительной власти в области юстиции.
Диспансерное наблюдение организуется при наличии информированного добровольного согласия в письменной форме, данного с соблюдением требований, установленных ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на учете в Сочинском филиале ГБУЗ «Наркологический диспансер» Министерства здравоохранения <адрес> с 2010 года с диагнозом: «Синдром зависимости от употребления опиоидов». При этом ФИО1 более года не является к наркологу, тем самым не выражая добровольного согласия или отказа от продолжения диспансерного наблюдения.
Поэтому требования прокурора об обязании ФИО1 явиться для добровольного прохождения диспансерного наблюдения либо написания отказа от прохождения диспансерного наблюдения, обоснованы и подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны, все понесенные по делу судебные расходы.
Истцом при подаче искового заявления государственная пошлина оплачена не была, поскольку он освобожден от ее оплаты по правилам п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 333.20 НК РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Оснований для освобождения ответчика от уплаты государственной пошлины в судебном заседании установлено не было.
Таким образом суд взыскивает ее с ответчика по делу в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 233-237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> края в интересах неопределенного круга лиц к ФИО1 удовлетворить.
Обязать ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес>, явиться в Сочинский филиал ГБУЗ «Наркологический диспансер» Министерства здравоохранения <адрес> для добровольного прохождения диспансерного наблюдения либо написания отказа от прохождения диспансерного наблюдения.
Взыскать с ФИО1 в доход государства государственную пошлину в сумме 300 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Лазаревский районный суд <адрес> в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья
Лазаревского районного суда <адрес> О.Ю. Павлова
Копия верна.
И.о. председателя Лазаревского районного суда
<адрес> края О.Ю. Павлова