Дело №12-186/2022
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе по делу об административном правонарушении
г. Йошкар-Ола 09 февраля 2022 года
Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл Баранова В.А.,
с участием представителя администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» Х.В.И., действующего на основании доверенности № от 10 января 2022 года,
рассмотрев жалобу администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» на постановление № от 27 мая 2021 года, вынесенное заместителем старшего судебного пристава Межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Республике Марий Эл по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением № от 27 мая 2021 года, вынесенным заместителем старшего судебного пристава Межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Республике Марий Эл, администрация городского округа «Город Йошкар-Ола» (далее - Администрация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Администрация обратилась в суд с жалобой, в которой просила постановление отменить, прекратить производство по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения. В обоснование жалобы указано, что в соответствии со ст.1 Закона №13-3 Республики Марий Эл «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Марий Эл по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» (Закон Республики Марий Эл №13-3) от 28 апреля 2014 года администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» передаются государственные полномочия по заключению договоров найма специализированных жилых помещений, договоров социального найма с детьми-сиротами и детьми, оставшимся без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии со ст.5 Закона Республики Марий Эл от 28 апреля 2014 года №13-3 финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из республиканского бюджета Республики Марий Эл. Финансовые средства для осуществления отдельных государственных полномочий предусматриваются ежегодно в республиканском бюджете Республики Марий Эл в виде субвенций бюджетам городских округов и муниципальных районов. Согласно письму финансового управления администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 19 октября 2020 года №01-16/433 бюджетные ассигнования, выделенные бюджету городского округа «Город Йошкар-Ола» в форме субвенций из федерального и бюджета Республики Марий Эл на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), лиц из числа детей-сирот составили (фактически профинансированы):
на 2018 год на исполнение судебных решений 46164,5 тыс. руб. (при запланированных 46198,4 тыс. руб.), на исполнение основной очередности 10743,8 тыс. руб. (при запланированных 10743,8 тыс. руб.);
на 2019 год на исполнение судебных решений 48042,9 тыс. руб. (при запланированных 73 387,9 тыс. руб.), на исполнение основной очередности 12715,8 тыс. руб. (при запланированных 12715,9 тыс. руб.);
на 2020 год (по состоянию на 19.10.2020) на исполнение судебных решений 31300,5 тыс. руб. (при запланированных 75 505,8 тыс. руб.), на исполнение основной очередности 13812,9 тыс. руб. (при запланированных 55726,6 тыс. руб.).
В рамках представляемых субвенций администрация ежегодно исполняет возложенную на нее обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений. Постановлением администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 21 декабря 2018 года №1355 «О предоставлении жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» администрацией распределены среди граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 53 квартиры, по которым приняты решения суда о предоставлении им жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с нормами жилищного законодательства. Постановлением администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 31 декабря 2019 года №1356 «О предоставлении жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» администрацией распределены среди граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 60 квартир, из которых 48 квартир переданы во исполнение решений судов о предоставлении им жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с нормами жилищного законодательства; 12 квартир согласно очередности. Постановлением администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 28 декабря 2020 года №1201 «О предоставлении жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» администрацией распределены среди граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 60 квартир, из которых 47 квартир переданы во исполнение решений судов о предоставлении им жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с нормами жилищного законодательства, 13 квартир согласно очередности. В бюджете городского округа «Город Йошкар-Ола» на 2021 год, утвержденном решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 23 декабря 2020 года №166-VII «О бюджете городского округа «Город Йошкар-Ола» на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», предусмотрены бюджетные ассигнования на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот в сумме 104726048,25 руб. на приобретение порядка 120 квартир. Обеспечение данной категории граждан в 2021 году решено путем заключения муниципального контракта на строительство многоквартирного жилого дома в селе <адрес>. 26 декабря 2020 года между муниципальным казенным учреждением «<иные данные>» городского округа «Город Йошкар-Ола» и Обществом с ограниченной ответственностью «<иные данные>» заключен муниципальный контракт №296 на выполнение работ по строительству многоквартирного дома для предоставления квартир отдельным категориям граждан по адресу: <адрес>, согласно техническому заданию (приложение №1 к контракту).
Срок выполнения работ по контракту до 31 января 2022 года. В срок выполнения работ включается время, затраченное подрядчиком на устранение выявленных в процессе сдачи-приемки работ дефектов и недостатков
Вся аукционная документация на приобретение жилых помещений (квартир) размещается на электронной торговой площадке http://zakupki.gov.ru/. Таким образом, в 2021 году планируется приобретение порядка 120 квартир для указанной категории граждан. Предполагается, что жилые помещения будут предоставляться во исполнение решений суда исходя из дат вынесения решений суда. Между тем, в условном списке не исполненных решений суда администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» В.И.Ю. занимает 27 место. Всего по состоянию на 01 июня 2021 года имеются 134 неисполненных решений Йошкар-Олинского городского суда об обязании администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» предоставить благоустроенные жилые помещения указанной категории лиц, в частности, обеспечение В.И.Ю. возможно после строительства дома и сдачи его в эксплуатацию. Администрация городского округа «Город Йошкар-Ола» не может в одностороннем порядке устранить причины неисполнения (несвоевременного исполнения) решений Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл о предоставлении жилья детям-сиротам без дополнительных финансовых средств.
Представитель Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель административного органа в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрении дела не поступало, при таких обстоятельствах суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы исполнительного производства, обсудив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность постановления, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.30.6 КоАП РФ суд проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления по делу об административном правонарушении.
В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Часть 1 статьи 17.15 КоАП РФ предусматривает ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Как следует из материалов дела, на основании исполнительного листа от 05 марта 2019 года по делу № на администрацию городского округа «Город Йошкар-Ола» возложена обязанность предоставить В.И.Ю. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Исполнительное производство № возбуждено 10 февраля 2020 года, должнику установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. В срок для добровольного исполнения должником (администрацией городского округа «Город Йошкар-Ола») данные требования не исполнены.
23 апреля 2021 года администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» судебным приставом-исполнителем вручено постановление о совершении обязательных действий, в соответствии с которым должник обязан в срок до 18 мая 2021 года исполнить решение суда, предоставить В.И.Ю. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с нормами жилищного законодательства, а также предоставить 18 мая 2021 года в 10 часов 00 минут документы, подтверждающие исполнение решения суда.
Однако, администрация городского округа «Город Йошкар-Ола», являясь должником по исполнительному производству №, не исполнила требования судебного пристава-исполнителя, содержащиеся в постановлении о совершении должником обязательных действий от 23 апреля 2021 года, то есть не исполнила содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера в срок до 18 мая 2021 года, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, в связи чем Постановлением № от 27 мая 2021 года администрация городского округа «Город Йошкар-Ола» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в сумме 30000 рублей.
Вместе с тем, с выводами, указанными в постановлении № от 27 мая 2021 года согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2 ст.2.1 КоАП РФ).
Согласно письму начальника Финансового управления администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 19 октября 2020 года № исполнение судебных решений по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в расходной части бюджета городского округа «Город Йошкар-Ола» на 2020 год предусмотрены соответствующие лимиты бюджетных обязательств.
Как следует из письма заместителя мэра г.Йошкар-Олы от 18 мая 2021 года в муниципальном жилищном фонде отсутствуют жилые помещения, свободные от прав третьих лиц, пригодные для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Приобретение жилых помещений осуществляется администрацией городского округа «Город «Йошкар-Ола» в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
26 декабря 2020 года между муниципальным казенным учреждением «Дирекция муниципального заказа» городского округа «Город Йошкар-Ола» и Обществом с ограниченной ответственностью «Вектор» заключен муниципальный контракт №296 на выполнение работ по строительству многоквартирного дома для предоставления квартир отдельным категориям граждан по адресу: <адрес>, согласно техническому заданию (приложение №1 к контракту). Срок выполнения работ по контракту до 31 января 2022 года. В срок выполнения работ включается время, затраченное подрядчиком на устранение выявленных в процессе сдачи-приемки работ дефектов и недостатков.
Учитывая, что у должника отсутствует свободное жилье, которое может быть предоставлено В.И.Ю. по договору найма, принимая во внимание время, прошедшее со дня возбуждения исполнительного производства, срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, для исполнения решения суда, а так же время, необходимое для процедуры проведения закупки на строительство многоквартирного дома для предоставления квартир отдельным категориям граждан и строительства, суд приходит к выводу, что администрацией городского округа «Город Йошкар-Ола» были приняты все зависящие меры по исполнению содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера, что свидетельствует об отсутствии в деянии Администрации вины, и, соответственно, состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 3 части 1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При вышеизложенных обстоятельствах, постановление № от 27 мая 2021 года, вынесенное заместителем старшего судебного пристава Межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Республике Марий Эл в отношении администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ подлежит отмене, а производство по настоящему делу прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.8 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление № от 27 мая 2021 года, вынесенное заместителем старшего судебного пристава Межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Республике Марий Эл в отношении администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ отменить, производство по жалобе прекратить по основанию, предусмотренному п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья В.А. Баранова