Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1386/2023 ~ М-1388/2023 от 13.10.2023

Дело № 2-1386/2023

2-630/2022

УИД ...

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с.Айкино

20 декабря 2023 года

Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Таскаевой М.Н.,

при секретаре Макаровой М.А.,

с участием истца Арсентьева Р.С., принимавшего участие в судебном заседании посредством видеоконференц-связи,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Арсентьева Р.С. к администрации муниципального района «Усть-Вымский» о взыскании убытков,

установил:

Арсентьев Р.С. обратился в суд с иском к администрации МР «Усть-Вымский» о взыскании убытков в размере 300000 рублей, причиненных ему в результате длительного (с мая 2017 года по июль 2019 года) непредоставления ответчиком жилья как лицу, отнесенному к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем он вынужден был арендовать жильё (с учетом последующих уточнений).

Ответчиком иск не признан, поданы письменные возражения, в том числе заявлено о применении последствий пропуска истцом срока исковой давности.

В судебном заседании Арсентьев Р.С. на удовлетворении исковых требований настаивал, в иске ходатайствовал о восстановлении пропущенных ввиду юридической неграмотности процессуальных сроков.

Представитель ответчика в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

Заслушав истца, исследовав материалы гражданского дела, обозрев материалы дел № 2-772/2017 и № 390/2023, суд приходит к следующему.

Статьей 53 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

В соответствии со статьёй 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Положением статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Применение данной меры гражданско-правовой ответственности возможно при доказанности совокупности следующих условий: неправомерность решений, действий (бездействия) государственных или муниципальных органов; наличие вреда или убытков, причиненных лицам или их имуществу; причинная связь между неправомерными решениями, действиями (бездействием) должностных лиц и наступившими последствиями; виновность должностного лица, если вред наступил вследствие принятия этим лицом неправомерного решения. При этом для возникновения права на возмещение убытков истец обязан доказать факт причинения ответчиком вреда и размер убытков, а ответчик - отсутствие вины.

По смыслу пункта 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности.

Судом установлено следующее.

Решением Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 20.10.2015 А. и Б. лишены родительских прав в отношении сына Арсентьева Р.С., ... года рождения.

В период с декабря 2016 года по май 2017 года Арсентьев Р.С. находился в ГУ РК «...» ....

Решением Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 11.10.2017, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 30.11.2017, на администрацию МР «Усть-Вымский» возложена обязанность по предоставлению Арсентьеву Р.С. благоустроенного применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда в виде отдельной квартиры на территории МР «Усть-Вымский», пригодного для постоянного проживания, общей площадью не менее ... кв.м (гражданское дело № 2-772/2017).

Во исполнение решения суда 31.07.2019 администрацией МР «Усть-Вымский» Арсентьеву Р.С. предоставлено жильё, заключен договор найма жилого помещения № ..., подписан акт приемо-передачи (л.д....).

Полагая свои права на своевременное получение жилья нарушенными, Арсентьев Р.С. обратился в суд с иском о взыскании с администрации района компенсации морального вреда.

Решением Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 07.04.2023, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции 22.06.2023, иск Арсентьева Р.С. к администрации МР «Усть-Вымский» о взыскании компенсации морального вреда оставлен без удовлетворения (гражданское дело № 2-390/2023).

В обоснование исковых требований о взыскании убытков Арсентьев Р.С. указал, что вынужден был в течение двух лет до предоставления ему квартиры снимать жильё, однако, из его пояснений суду следует, что договоры аренды он не заключал, доказательства уплаты денежных средств за арендованное жильё отсутствуют. По выходу из детского дома он вернулся в квартиру родителей по адресу: ..., где в одной комнате проживал с супругой, в другой – отец с матерью.

Таким образом, факт несения истцом расходов на аренду жилья (несение убытков) и их размер, а также вынужденность аренды жилья, при том, что имелось место для проживания в квартире по ул..., Арсентьевым Р.С. не доказаны.

Как указывалось выше, для наступления ответственности, предусмотренной статьями 15, 16 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимо наличие состава правонарушения, включающего наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, его вину в причинении вреда, причинно-следственную связь между действиями причинителя вреда и наступившими у потерпевшего неблагоприятными последствиями, доказанность размера убытков.

Отсутствие одного из названных условий влечет за собой отказ суда в удовлетворении требования о возмещении убытков.

При этом сама по себе несвоевременность исполнения решения суда по предоставлению жилья не свидетельствует о бездействии администрации и, соответственно, о её вине в силу следующего.

Согласно статье 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее по тексту – дети-сироты) по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», полномочия по обеспечению детей-сирот возложены на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации (абзац 1).

В соответствии с частями 4 и 5 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Законом Республики Коми от 25.12.2015 №134-РЗ «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан» предусмотрен порядок обеспечения детей-сирот жилыми помещениями в Республике Коми.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 данного Закона финансирование расходов по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) детей-сирот осуществляется путем предоставления бюджетам муниципальных районов (городских округов) субвенций за счет средств республиканского бюджета Республики Коми на соответствующий финансовый год и плановый период.

Пунктом 2 статьи 1 Закона Республики Коми от 21.12.2015 № 115-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми» определено, что государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона от 21.12.2006 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», наделены органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов и городских округов в Республике Коми.

Согласно статье 7 Закона Республики Коми № 115-РЗ, финансирование расходов по осуществлению органами местного самоуправления государственных полномочий производится за счет средств республиканского бюджета Республики Коми, предусматриваемых в форме субвенций на осуществление государственных полномочий.

Распределение субвенций соответствующим местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий реализуется в части государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда в соответствии с Методикой расчета размера субвенции, выделяемой из республиканского бюджета Республики Коми бюджету муниципального района (городского округа) на осуществление государственного полномочия Республики Коми, предусмотренного пунктом 7 статьи 1 Закона Республики Коми «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми», согласно приложению 11 к названному Закону.

По смыслу Методики (введена Законом Республики Коми от 28.12.2015 № 140-РЗ) объем субвенции, предоставляемой бюджету муниципального района (городского округа) на строительство, приобретение, реконструкцию, ремонт жилых помещений для обеспечения детей-сирот жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда определяется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке в сводной бюджетной росписи республиканского бюджета Республики Коми на соответствующий финансовый год и плановый период.

Формирование размера субвенций бюджету соответствующего муниципального образования возложено на главного распорядителя бюджетных средств по данной статье расходов - Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми.

Приобретение жилых помещений осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что в свою очередь предполагает следование процедурам, установленным настоящим законом.

На основании пункта 3 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Таким образом, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, должны исполняться, с одной стороны, за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, с другой - лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления, а в случае недостаточного финансирования органов местного самоуправления со стороны органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на последних должна быть возложена обязанность по финансированию расходов по предоставлению жилых помещений.

С учетом изложенного, финансирование обеспечения детей-сирот жилыми помещениями по договору специального найма относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, на орган местного самоуправления в лице администрации МР «Усть-Вымский» возложено полномочие по предоставлению жилых помещений такой категории лиц, которое исполняется за счет средств субъекта Российской Федерации – Республики Коми, следовательно, фактическое предоставление жилья истцу, в том числе и по судебному акту возможно только при условии выделения денежных средств на эти цели из бюджета республики.

Согласно материалам дела, предоставлению Арсентьеву Р.С. жилья предшествовал комплекс конкурсных и административных процедур по согласованию выделения целевых денежных средств, изучению рынка недвижимости, поиску оптимального варианта, заключению муниципального контракта от 29.05.2019, оформлению приобретенного жилья в муниципальную собственность, что требовало существенных временных затрат.

В материалы дела администрацией МР «Усть-Вымский» представлены соглашения от 10.04.2018 № ..., от 25.03.2019 № ..., заключенные между Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, Министерством образования, науки и молодежной политики Республики Коми соответственно и администрацией МР «Усть-Вымский» о предоставлении бюджету МО МР «Усть-Вымский» в 2018 и 2019 годах субвенций из республиканского бюджета Республики Коми на обеспечение детей-сирот жилыми помещениями муниципального специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. На основании указанных соглашений должником планируется приобретение в указанный период – по 11 жилых помещений в год для данной категории лиц, размер выделенных для района субвенций в 2018 году составил 7308300 рублей; в связи с недостаточностью финансирования администрацией района в профильное Министерство подавались заявки на выделение дополнительных денежных средств на эти цели.

Арсентьев Р.С. на основании постановления администрации МР «Усть-Вымский» от 17.08.2017 включен в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, по состоянию на 01.10.2017 числился под № ...; при этом на ту же дату в отношении ... детей-сирот уже имелись судебные акты, обязывающие предоставить жильё данной категории лиц, подлежащие исполнению; на 16.01.2018 Арсентьев Р.С. числился под № ..., на 01.07.2019 – под № ....

Принимая во внимание, что финансирование программы по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями осуществлялось в пределах выделенных государственному органу на эти цели финансовых средств, приобретение жилья возможно на основании государственных контрактов, заключение которых требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков, количество лиц данной категории, состоящих на учете, нуждающихся в получении жилья на территории МО МР «Усть-Вымский», в том числе по судебным актам, что по объективным причинам, не зависящим от волеизъявления обязанного лица, исключало немедленное предоставление жилья, суд не усматривает виновного бездействия администрации района в обеспечении Арсентьева Р.С. жильём.

С учетом изложенного, при недоказанности совокупности элементов, при которых наступает ответственность за причинение вреда, суд в установленных по делу обстоятельствах не находит оснований для удовлетворения исковых требований Арсентьева Р.С.

Разрешая ходатайство ответчика о применении последствий пропуска истцом срока исковой давности и ходатайство истца о его восстановлении, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьёй 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Согласно пункту 1 статьи 196 этого Кодекса общий срок исковой давности составляет 3 года со дня, определяемого в соответствии со статьёй 200 данного Кодекса, т.е. со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Как следует из материалов дела, Арсентьев Р.С. включен в список детей - сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, постановлением администрации МР «Усть-Вымский» от 17.08.2017, следовательно, с этого момента вправе был претендовать на получение жилья, с этой же даты подлежит исчислению трехлетний срок исковой давности по имущественному требованию Арсентьева Р.С. о взыскании с администрации района убытков в виде арендных платежей по найму жилья.

Поскольку Арсентьевым Р.С. заявлены требования о взыскании убытков в виде арендных, т.е. повременных (периодических) платежей, понесенных им за период с мая 2017 года по 31.07.2019, в силу разъяснений п.24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» срок исковой давности подлежит исчислению по каждому из таких платежей.

Учитывая, что Арсентьевым Р.С. не доказано несение расходов по найму жилья и их периодичность, исчислить срок исковой давности по каждому такому платежу не представляется возможным, однако, в любом случае срок исковой давности исходя из окончания заявленного истцом периода взыскания (31.07.2019) истек 31.07.2021, в то время как Арсентьев Р.С. обратился в суд с настоящими требованиями, согласно штампу канцелярии ФКУ ИК-..., лишь 10.10.2023 (л.д....), т.е. за пределами срока исковой давности.

Суд не усматривает оснований для восстановления истцу пропущенного процессуального срока в соответствии со статьёй 205 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку юридическая неграмотность, на что ссылался последний, не является тем исключительным обстоятельством, объективно препятствующим своевременному обращению истца либо его представителя в суд, а равно - уважительной причиной для восстановления данного срока.

В соответствии с пунктом 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 № 43, истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено ответчиком, является самостоятельным основанием к вынесению решения об отказе в иске.

При изложенных обстоятельствах и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковое заявление Арсентьева Р.С. к администрации муниципального района «Усть-Вымский» о взыскании убытков в размере 300000 рублей оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

...

Судья...

... М.Н.Таскаева

...

...

2-1386/2023 ~ М-1388/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Арсентьев Роман Сергеевич
Ответчики
Администрация МР «Усть-Вымский»
Суд
Усть-Вымский районный суд Республики Коми
Судья
Таскаева Мария Николаевна
Дело на сайте суда
uwsud--komi.sudrf.ru
13.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.10.2023Передача материалов судье
13.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.11.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
10.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.12.2023Судебное заседание
20.12.2023Судебное заседание
27.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.01.2024Дело оформлено
30.01.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее