Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-3264/2022 ~ М-2431/2022 от 05.08.2022

Дело № 2-3264/2022

УИД:

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 ноября 2022 года Кировский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Варакшиной Т.Е.

при секретаре Гаджимурадове Э.Б.

с участием прокурора Салтановой В.В., представителя истца – Куклиной О.И., действующей на основании доверенности, ответчиков Ивановой Т.В., Егорова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску муниципального образования город Пермь в лице администрации г. Перми к Ивановой Т.В., Егорову А.В. о взыскании размера возмещения, прекращении права собственности, признании утратившими право пользования жилым помещением, выселении, признании права собственности за муниципальным образованием,

установил:

Муниципальное образование город Пермь в лице администрации г. Перми обратилось в суд с иском о взыскании с администрации г. Перми размера возмещения в пользу Ивановой Т.В., Егорова А.В. по 1020500 рублей каждому за 1/2 долю каждого в праве общей долевой собственности на квартиру, <адрес>, а также за долю в праве собственности на земельный участок <адрес>; прекращении права собственности ответчиков на указанное жилое помещение, а также на долю в праве собственности на земельный участок; признании ответчиков утратившими право пользования данным помещением, с указанием в решении суда, что оно является основанием для снятия ответчиков с регистрационного учета по данному адресу; выселении из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, признании права собственности на указанное помещение и долю в праве собственности на земельный участок за муниципальным образованием город Пермь.

В обоснование заявленных требований указано, что квартира, <адрес>, принадлежит на праве общей долевой собственности ответчикам по 1/2 доле в праве. Также собственникам жилых помещений в доме по <адрес> принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок <адрес>. На основании заключения межведомственной комиссии от 25 марта 2014 года многоквартирный дом по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. 18 мая 2015 года на основании статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, начальником управления жилищных отношений администрации г. Перми издано распоряжение в редакции от 29 января 2016 года, которым собственникам жилых помещений предписано освободить занимаемые жилые помещения и снести дом в течение одного месяца с момента получения уведомления. Учитывая, что в указанный срок данные действия совершены не были, были изданы распоряжение заместителя главы администрации г. Перми – начальника департамента земельных отношений администрации г. Перми от 14 марта 2022 года, распоряжение начальника управления жилищных отношений администрации г. Перми от 16 марта 2022 года, которыми для муниципальных нужд предусмотрено изъятие земельного <адрес>, квартиры . Согласно отчету об оценке от 17 сентября 2021 года, ценовой справке от 01 декабря 2021 года, выполненным ООО «Оценка-Консалтинг», рыночная стоимость квартиры <адрес>, с учетом доли в праве на общее имущество в многоквартирном доме, включая земельный участок, составляет 2041000 рублей, в том числе 1/2 доля в праве – 1020500 рублей. Доказательств иных убытков собственниками не представлено. Данное возмещение включает в себя рыночную стоимость изымаемого жилого помещения, общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночную стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственникам жилого помещения его изъятием (включая расходы, связанные с изменением места жительства, временным использованием иным жилым помещением, переездом, поиском иного жилого помещения, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду). Собственник отказался от заключения договора изъятия жилого помещения, в связи с чем администрация г. Перми, руководствуясь положениями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, обратилась в суд с рассматриваемым иском.

Представитель истца Куклина О.И. в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требований в соответствии с отчетом ответчиков за исключением убытков по внешним отделочным работам: страница 55 отчета, вместо 314000 рублей следует взыскать 225516 рублей. Дополнительно пояснила, что в случае, если судом будет принят во внимание отчет, представленный ответчиками, расходы на его составление будут понесены стороной истца.

Ответчик Иванова Т.В. в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных требований в соответствии с размером возмещения, который определен отчетом частнопрактикующего оценщика К.

Ответчик Егоров А.В. в судебном заседании не возражал против взыскания с администрации <адрес> размера возмещения в соответствии с отчетом частнопрактикующего оценщика К. Дополнительно пояснив, что 1/2 доля в праве собственности принадлежит ему на основании свидетельства о праве на наследство с 2020 года.

Третье лицо отдел по вопросам миграции отдела полиции № 3 (дислокация Кировский район) Управления МВД России о г. Перми в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования подлежат удовлетворению, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 1, часть 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации).

В соответствии со статьей 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно статье 11 Жилищного кодекса Российской Федерации защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом. Защита жилищных прав осуществляется, в том числе путем признания жилищного права; прекращения или изменения жилищного правоотношения; иными способами, предусмотренными настоящим Кодексом, другим федеральным законом.

В силу статей 209, 288 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.

В соответствии со статьей 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

На основании пункта 1 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

В соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд (часть 1).

Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 2).

Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством (часть 4).

Собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, до заключения соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступления в законную силу решения суда о принудительном изъятии такого земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением. Собственник несет риск отнесения на него при определении размера возмещения за жилое помещение затрат и убытков, связанных с произведенными в указанный период вложениями, значительно увеличивающими стоимость изымаемого жилого помещения (часть 5).

Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее, чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (часть 9).

Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи (часть 10).

В силу части 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

При приобретении в собственность помещения в многоквартирном доме к приобретателю переходит доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме (статья 38 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Как разъяснено в подпункте «з» пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, указанным в части 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, а также убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду. Примерный перечень возможных убытков собственника жилого помещения приводится в части 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

На основании статьи 35 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им).

Как установлено судом, Иванова Т.В., Егоров А.В. являются собственниками (по 1/2 доле в праве общей долевой собственности) квартиры, <адрес> (л.д. 91-93).

Согласно адресным справкам отдела адресно-справочной работы УВМ ГУ МВД России по Пермскому краю от 26 августа 2022 года, Иванова Т.В. зарегистрирована по месту жительства с 24 июля 1992 года по <адрес>; Егоров А.В. – с 01 января 2021 года по <адрес> (л.д. 101).

В соответствии с техническим паспортом на жилой дом 1950 года постройки по <адрес>, по состоянию на июль 1998 года сведения о последнем капитальном ремонте отсутствуют, процент износа дома составил 44% (л.д. 9-13).

В 2013 году РЭМП «Энергетик» проведено обследование несущих и ограждающих строительных конструкций жилого дома, расположенного по <адрес>. В результате проведенного обследования здания и оценки технического состояния строительных конструкций, установлено, что техническое состояние несущих и ограждающих конструкций находится в пределах от ограниченно-работоспособного до аварийного: состояние тела фундаментов – ограниченно-работоспособное, состояние грунта основания – аварийное, состояние стен подвала – ограниченно-работоспособное, состояние перекрытия над подвалом – ограниченно-работоспособное, состояние наружных и внутренних стен – ограниченно-работоспособное, частично-аварийное, состояние перекрытий (междуэтажного и чердачного) – ограниченно-работоспособное, частично аварийное, состояние стропильной системы и кровли – аварийное, состояние лестниц – ограниченно-работоспособное, состояние полов – недопустимое, состояние оконных заполнений – недопустимое, состояние дверных заполнений – недопустимое, состояние козырьков – недопустимое, состояние балконов – аварийное, состояние инженерного обеспечения и оборудования – недопустимое. На момент обследования срок эксплуатации здания составляет 64 года, срок службы большинства элементов и основных конструкций здания превышает нормативный период эффективной эксплуатации. Данные о проведении капитального ремонта и текущего ремонта не представлены. Утепление наружных стен и капитальный ремонт здания проводить неэффективно (л.д.14-31).

Заключением межведомственной комиссии от 25 марта 2014 года принято решение о признании многоквартирного дома по <адрес> аварийным и подлежащим сносу (л.д. 33).

Распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации г. Перми от 18 мая 2015 года многоквартирные дома, в том числе по <адрес>, собственникам жилых помещений предписано освободить занимаемые жилые помещения и снести аварийные дома в течение шести месяцев с даты получения уведомления (л.д. 34).

Распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации г. Перми от 29 января 2016 года в распоряжение от 18 мая 2015 года внесены изменения в части возложения обязанности на отдел расселения жилищного фонда принять меры по отселению граждан в срок до 31 декабря 2020 года (л.д. 35).

Распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации г. Перми от 29 декабря 2020 года внесены изменения в распоряжение от 18 мая 2015 года в редакции от 29 января 2016 года в части принятия мер по отселению граждан, проживающих в домах, в срок до 01 сентября 2025 года (л.д. 36).

09 февраля 2022 года в адрес Ивановой Т.В., Егорова А.В. направлены распоряжения начальника управления жилищных отношений администрации г. Перми от 29 января 2016 года, 29 декабря 2020 года. Конверты возвращены отправителю (л.д. 38-41).

Распоряжением заместителя главы администрации города Перми – начальника департамента земельных отношений администрации г. Перми от 14 марта 2022 года для муниципальных нужд изъят, в том числе, земельный участок <адрес> (л.д. 45).

Распоряжением начальника управлением жилищных отношений администрации г. Перми от 16 марта 2022 года для муниципальных нужд путем выплаты возмещения за жилое помещение изъята квартира № 13 площадью 43,9 кв.м (л.д. 46).

Распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации г. Перми от 15 марта 2022 года внесены изменения в распоряжение от 18 мая 2015 года в редакции от 29 января 29 декабря 2020 года, указано, что собственникам жилых помещений предписано освободить занимаемые жилые помещения и снести аварийный дом в течение одного месяца с момента получения уведомления (л.д. 37).

16 марта 2022 года в адрес Ивановой Т.В., Егорова А.В. направлено распоряжение начальника управления жилищных отношений администрации г. Перми от 15 марта 2022 года. Конверты возвращены отправителю (л.д. 42-44).

31 марта 2022 года в адрес Ивановой Т.В., Егорова А.В. направлены распоряжения и проект соглашения (договора) об изъятии жилого помещения, конверты возвращены отправителю (л.д. 47-51).

В соответствии с ценовой справкой ООО «Оценка-Консалтинг» от 01 декабря 2021 года рыночная стоимость квартиры, назначение: жилое, <адрес>, с учетом доли в праве на общедомовое имущество, в том числе земельный участок, на дату оценки составляет: 2041000 рублей, в том числе по 1020500 рублей за 1/2 долю в праве каждому из собственников (л.д. 52).

Как следует из отчета об оценке, выполненным ООО «Оценка-Консалтинг» по заказу управления жилищных отношений администрации г. Перми, от 17 сентября 2021 года, рыночная стоимость квартиры, назначение: жилое, <адрес>, с учетом доли в праве на общедомовое имущество, в том числе земельный участок, на дату оценки составляет: 2041000 рублей, в том числе по 1020500 рублей за 1/2 долю в праве каждому из собственников (л.д. 53-79).

Также в материалы дела представлен отчет частнопрактикующего оценщика К. от 19 октября 2022 года, выполненный по заказу Ивановой Т.В., в соответствии с которым рыночная стоимость жилого помещения – квартиры, с учетом доли в праве общей собственности общего имущества в многоквартирном доме, в том числе земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, расположенного по <адрес>, убытков, причиненных собственнику жилого помещения его изъятием, по состоянию на 18 октября 2022 года составляет 2695000 рублей (рыночная стоимость квартиры округленно составляет 2610000 рублей, рыночная стоимость убытков, причиненных собственнику жилого помещения, - 85000 рублей), величина компенсации за не произведенный капитальный ремонт жилого дома, пропорционально размеру квартиры <адрес>, составляет 314000 рублей (л.д. 142-211).

Экспертным заключением от 19 октября 2022 года независимого межрегионального экспертно-методическим Советом по оценочной и аналитической деятельности МРОО «Камская палата недвижимости», отчет об оценке от 19 октября 2022 года частнопрактикующего оценщика К. рекомендован как документ, соответствующий всем установленным требованиям (л.д. 134-141).

Исходя из разъяснений, содержащихся в разделе II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Разрешая заявленный спор, суд принимает во внимание то обстоятельство, что правовым последствием признания дома аварийным и подлежащим сносу для собственника жилого помещения является выплата ему выкупной цены за изымаемое жилое помещение, в силу закона собственник помещения вправе рассчитывать на выплату выкупной цены взамен изымаемого у него имущества, а также причиненных убытков.

Таким образом, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу о наличии оснований для взыскания в пользу ответчика возмещения за аварийное жилое помещение.

Определяя рыночную стоимость изымаемого жилого помещения, суд руководствуется представленным в материалы дела заключением частнопрактикующего оценщика К., поскольку данное заключение содержит подробное изложение проведенных исследований и расчетов; размер возмещения определен с учетом анализа местоположения объектов недвижимого имущества, стоимости квартиры, права собственника на долю в общем имуществе и в праве собственности на земельный участок, убытков, которые понесет собственник в связи с изъятием жилого помещения; также содержит сведения об объектах - аналогах, при сравнении которых специалист основывался на ситуации на рынке недвижимости. Кроме того, отчет об оценке является актуальным.

При этом суд отклоняет доводы администрации г. Перми об отсутствии оснований для снижения размера компенсации за непроизведенный капитальный ремонт в части внешних отделочных работ (стр. 55 отчета об оценке).

Как следует из материалов дела, жилой дом , расположенный по <адрес>, 1950 года постройки, по состоянию на январь 2014 года эксплуатировался 64 года. Срок службы большинства элементов и основных конструкций здания превышает нормативный период эффективной эксплуатации. Состояние наружных и внутренних стен – ограниченно—работоспособное, частично аварийное. Снаружи выявлены дефекты и повреждения в виде обрушения, растрескивания штукатурного слоя, структурного разрушения, выкрошивания шлакоблоков, следов сырости, увлажнения кладки стен, вертикальной трещины в кладке стен в осях 15/А-Е. Данные о проведении капитального и текущего ремонта не представлены. Физический износ здания на 1998 год – 44%.

Статьей 16 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусмотрено сохранение за бывшим наймодателем обязанности производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, если он не был произведен им до приватизации гражданином жилого помещения в доме, требующем капитального ремонта.

Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» определено понятие капитального ремонта многоквартирного дома как проведение и (или) оказание предусмотренных настоящим Федеральным законом работ и (или) услуг по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (далее - общее имущество в многоквартирном доме), в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме.

В Методических рекомендациях по формированию состава работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, финансируемых за счет средств, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», утвержденных Государственной корпорацией - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, согласованных Минрегионом России 15 февраля 2013 года, определены следующие понятия:

текущий ремонт здания - комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов здания и поддержания нормального уровня эксплуатационных показателей;

капитальный ремонт здания - комплекс строительных и организационно-технических мероприятий по устранению физического и функционального (морального) износа, не предусматривающих изменения основных технико-экономических показателей здания или сооружения, включающих, в случае необходимости, замену отдельных или всех конструктивных элементов (за исключением несменяемых) и систем инженерного оборудования с их модернизацией; при этом функциональный (моральный) износ здания - постепенное (во времени) отклонение основных эксплуатационных показателей от современного уровня технических требований эксплуатации зданий и сооружений.

В соответствии с частью 1 статьи 190.1 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, если до даты приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме такой многоквартирный дом был включен в перспективный и (или) годовой план капитального ремонта жилищного фонда в соответствии с нормами о порядке разработки планов капитального ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, но капитальный ремонт на дату приватизации первого жилого помещения проведен не был, и при условии, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме после даты приватизации первого жилого помещения до даты включения такого многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта не проводился за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями настоящей статьи проводит орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на дату приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме выступать соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве собственника жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, являвшиеся наймодателем (далее - бывший наймодатель). В случае, если за счет средств соответствующих бюджетов проведен капитальный ремонт только отдельных элементов общего имущества в многоквартирном доме, обязанность бывшего наймодателя по проведению капитального ремонта распространяется на те элементы общего имущества в многоквартирном доме, капитальный ремонт которых не был проведен.

Согласно пункта 2 данной статьи, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которые требовалось провести на дату приватизации первого жилого помещения в таком доме в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, определяется бывшим наймодателем в порядке, установленном субъектом Российской Федерации, из числа установленных частью 1 статьи 166 настоящего Кодекса. Стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме определяется исходя из предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, определенной нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями части 4 статьи 190 настоящего Кодекса. Срок проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определяется в соответствии с региональной программой капитального ремонта.

В силу части 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя:

1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;

2) ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений;

3) ремонт крыши;

4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;

5) ремонт фасада;

6) ремонт фундамента многоквартирного дома.

К работам по капитальному ремонту фасада относятся, в частности, окраска оконных переплетов со стороны фасада; ремонт и восстановление герметизации стыков стеновых панелей, а также оконных и дверных проемов мест общего пользования (со стороны фасада); ремонт и замена окон и балконных дверей (в составе общего имущества) и входных наружных дверей (пункт 5.1 Методических рекомендаций по формированию состава работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, финансируемых за счет средств, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», утвержденных Госкорпорацией «Фонд содействия реформированию ЖКХ» 15 февраля 2013 года).

Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» утвержден примерный перечень работ, производимых при капитальном и текущем ремонте жилищного фонда. Ремонт крыш, фасадов, стыков полносборных зданий до 50% относится к капитальному ремонту. Герметизация стыков, заделка и восстановление архитектурных элементов, смена участков обшивки деревянных стен, ремонт и окраска фасадов относится к текущему ремонту.

СП 368.1325800.2017 устанавливает требования на проектирование капитального ремонта многоквартирных жилых зданий высотой до 75 м, в том числе общежитий квартирного типа. В приложении А (таблица А 2) указана продолжительность эффективной эксплуатации элементов зданий, в том числе наружная отделка (облицовка, штукатурка, окраска по штукатурке). Работы по восстановлению наружной штукатурки с последующей покраской фасадов здания, сплошная окраска фасада здания стойкими красками относятся к основным технологическими процессами при выполнении капитального ремонта фасада здания (приложение В).

Поскольку судом установлено, что обязанность по проведению капитального ремонта ответчиком исполнена не была, отсутствие капитального ремонта за период эксплуатации жилого дома 1950 года постройки и до первой приватизации квартиры привело к разрушению его конструкций и элементов и признанию дома аварийным в установленном порядке, суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения обязанности по выплате такой компенсации.

Невыполнение наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, может служить основанием для предъявления собственником жилого помещения, приобретшим право собственности в порядке приватизации либо по иному основанию, требований о включении компенсации за произведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в выкупную цену жилого помещения.

Отсутствие капитального ремонта за весь период эксплуатации жилого дома способствовало разрушению его конструкций и элементов, что в итоге и привело к признанию дома аварийным и подлежащим сносу в установленном порядке.

Своевременное проведение капитального ремонта многоквартирного дома могло бы исключить необходимость его сноса, предотвратить снижение, уровня его надежности, что дает собственнику право на получение дополнительной компенсации в виде стоимости непроизведенного капитального ремонта, в том числе, с включением в нее внешних отделочных работ, является основанием для предъявления собственником жилого помещения требований о включении указанных сумм в компенсацию за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в выкупную цену жилого помещения на основании части 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, с администрации города Перми в пользу Ивановой Т.В., Егорова А.В. подлежит взысканию выкупная цена за квартиру, <адрес>, с учетом доли в праве собственности общего имущества в многоквартирном доме, в том числе земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, в размере 3009 000 рублей, в том числе: рыночная стоимость квартиры с учетом округлений, - 2610000 рублей; рыночная стоимость убытков, причиненных собственнику жилого помещения, - 85000 рублей; величина компенсации за не произведенный капитальный ремонт жилого дома, пропорционально размера квартиры, <адрес>, - 314000 рублей; т.е. по 1504500 рублей в пользу каждого из ответчиков за 1/2 долю в праве собственности.

В связи с выкупом жилого помещения право собственности Ивановой Т.В., Егорова А.В. на квартиру, <адрес>, в том числе на долю в праве собственности на земельный участок по <адрес>, подлежит прекращению.

Соответственно, право собственности на данное жилое помещение и земельный участок возникает у муниципального образования город Пермь.

Прекращение права собственности на жилое помещение является основанием для прекращения ответчиками права пользования жилым помещением, а также их выселения из спорного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.

Несовпадение формулировки заявленного иска (в части признания ответчиков утратившими право пользования жилым помещением) с названным способом защиты права не влияет на существо требования.

Оснований для выселения ответчиков и снятия их с регистрационного учета не имеется ввиду фактического проживания и наличия регистрации по иному адресу.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования муниципального образования город Пермь в лице администрации г. Перми удовлетворить.

Взыскать с администрации города Перми (ИНН 5902290635) в пользу Ивановой Т.В. размер возмещения в сумме 1504 500 рублей за 1/2 долю в праве общей долевой собственности на квартиру, <адрес>, с учетом доли земельного участка <адрес>; величины убытков, причиненных изъятием комнаты, предусмотренных частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации; величины компенсации за непроизведенный капитальный ремонт жилого дома при изъятии жилого помещения.

Прекратить право собственности Ивановой Т.В. на 1/2 долю в праве общей долевой собственности на квартиру, <адрес> с учетом доли земельного участка <адрес>.

Признать Иванову Т.В. прекратившей право пользования жилым помещением – квартирой, расположенной по <адрес>.

Взыскать с администрации города Перми (ИНН 5902290635) в пользу Егорова А.В. размер возмещения в сумме 1504 500 рублей за 1/2 долю в праве общей долевой собственности на квартиру, <адрес>, с учетом доли земельного участка <адрес>; величины убытков, причиненных изъятием комнаты, предусмотренных частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации; величины компенсации за непроизведенный капитальный ремонт жилого дома при изъятии жилого помещения.

Прекратить право собственности Егорова А.В. на 1/2 долю в праве общей долевой собственности на квартиру, <адрес>, с учетом доли земельного участка <адрес>.

Признать Егорова А.В. прекратившим право пользования жилым помещением – квартирой, расположенной по <адрес>.

Признать за муниципальным образованием город Пермь (ИНН 5902290635) право собственности на квартиру, <адрес>, с учетом доли земельного участка <адрес>.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение в течение месяца со дня принятия в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кировский районный суд города Перми.

Судья Т.Е. Варакшина

2-3264/2022 ~ М-2431/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
МО г. Пермь в лице администрации г. Перми
Прокуратура Кировского района г. Перми
Ответчики
Егоров Андрей Викторович
Иванова Татьяна Викторовна
Другие
Отдел по вопросам миграции отдела полиции № 3 (дислокация Кировский район) Управления МВД России по г. Перми
Суд
Кировский районный суд г. Перми
Судья
Варакшина Татьяна Егоровна
Дело на сайте суда
kirov--perm.sudrf.ru
05.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.08.2022Передача материалов судье
08.08.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.08.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
22.09.2022Предварительное судебное заседание
22.09.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
20.10.2022Предварительное судебное заседание
20.10.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
25.10.2022Предварительное судебное заседание
29.11.2022Судебное заседание
06.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.12.2022Инициировано (судом) рассмотрение процессуального вопроса (после вынесения решения) без назначения с.з.
09.12.2022Рассмотрение ходатайства/заявления/вопроса без назначения с.з. и без вызова лиц, участвующих в деле
23.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.02.2024Дело оформлено
12.02.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее