Дело №
УИД 59RS0014-01-2022-000833-38
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 июля 2022 года с. Сива
Верещагинский районный суд Пермского края (постоянное судебное присутствие в с. Сива) в составе
председательствующего судьи Веселковой Ю.А.,
при секретаре судебного заседания Капустиной Н.Н.,
с участием помощника прокурора Сивинского района Пермского края Петуховой Т.П., представителя ответчика Мехоношина Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сивинского района Пермского края, действующего в порядке ст. 45 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Север-Агро» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в области охраны атмосферного воздуха,
установил:
Прокурор Сивинского района Пермского края, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Север-Агро» (далее – ООО «Север-Агро») о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в области охраны атмосферного воздуха.
Свои требования мотивировал следующим образом.
Прокуратурой Сивинского района проведена проверка соблюдения ООО «Север-Агро» законодательства об охране атмосферного воздуха, в ходе которой установлено, что ООО «Север-Агро» осуществляет деятельность по выращиванию зерновых (кроме риса), зернобобовых культур и семян масличных культур, разведению молочного крупного рогатого скота, производству сырого молока, разведению прочих пород крупного рогатого скота и буйволов, производство спермы. Обществом для осуществления производственной деятельности используется Серафимовское отделение, которое содержит 179 голов коров и 268 голов молодняка; Булановское отделение, которое содержит 254 голов коров и молодняка 94 голов, зерноочистительный комплекс. Общее количество поголовья крупного рогатого скота - 795 голов. Вместе с тем, в нарушение п.1 ст. 21, п. 1 ст. 22, ст. 30 Закона об охране атмосферного воздуха, ч.ч. 1, 2 ст. 69.2 Закона об охране окружающей среды, ООО «Север-Агро» эксплуатируются объекты оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, инвентаризация источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух по которым не проведена, разработка предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух не осуществлена, постановка таких источников на государственный учет в качестве объектов оказывающих негативное воздействие на окружающую среду не осуществлена, соответствующая заявка об этом в уполномоченный орган направлена не была. В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ прокурором района в адрес директора ООО «Север-Агро» Мехоношина А.В. внесено представление «Об устранении нарушений законодательства об охране атмосферного воздуха», которое направлено заказным письмом по адресу нахождения юридического лица - <адрес> В установленный представлением срок, месячный срок со дня получения представления, ООО «Север-Агро» меры к устранению нарушений не приняты. ДД.ММ.ГГГГ в адрес ООО «Север-Агро» посредством официальной электронной почты, указанной в ЕГРЮЛ, по адресу: <данные изъяты>, было направлено требование о предоставлении в срок до ДД.ММ.ГГГГ сведений об устранении нарушений по представлению прокурора района от ДД.ММ.ГГГГ №, с приложением подтверждающих документов об устранении вышеуказанных нарушений, которое было ООО «Север-Агро» получено, что подтверждается отчетом о доставке. Кроме того, требованием также было установлено, что к 11:00 ДД.ММ.ГГГГ директору ООО «Север-Агро» необходимо было явиться лично в прокуратуру района для дачи объяснений по факту неисполнения законных требований прокурора. Однако к указанной дате информация об устранении нарушений по представлению прокурора района от ДД.ММ.ГГГГ № представлена в прокуратуру района не была, директор ООО «Север-Агро», Мехоношин А.В., к установленному времени в прокуратуру района не явился, проигнорировав требования прокуратуры района. ДД.ММ.ГГГГ в адрес ООО «Север-Агро» посредством официальной электронной почты, указанной в ЕГРЮЛ, по адресу: <данные изъяты>, было направлено повторное требование о предоставлении в срок до 10:00 ДД.ММ.ГГГГ сведений об устранении нарушений по представлению прокурора района от ДД.ММ.ГГГГ №, с приложением подтверждающих документов об устранении вышеуказанных нарушений, а также необходимости явиться лично в прокуратуру района для дачи объяснений по факту неисполнения законных требований прокурора, которое также было ООО «Север-Агро» получено, что подтверждается отчетом о доставке. Вместе с тем, к указанной дате и времени информация об устранении нарушений по представлению прокурора района от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ представлена в прокуратуру района так и не была, директор ООО «Север-Агро», Мехоношин А.В., к установленному времени в прокуратуру района не явился, проигнорировав требования прокуратуры района.
Просит возложить на ООО «Север-Агро» обязанность в течение 2 месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить нарушения законодательства, а именно: обеспечить проведение инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах, эксплуатируемых Обществом; обеспечить разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; в установленном порядке обратиться в уполномоченный орган с заявкой о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, эксплуатируемых Обществом.
В судебном заседании помощник прокурора Сивинского района Пермского края Петухова Т.А. исковые требования поддержала, пояснила, что с учетом хозяйственной деятельности ответчика, считает возможным предоставить ответчику срок для исполнения обязанностей указанных в п.2 искового заявления в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Представитель ответчик ООО «Север-Агро» Мехоношин Д.А. в судебном заседании пояснил, что до настоящего времени меры к устранению выявленных нарушений по представлению прокурора района от ДД.ММ.ГГГГ № не приняты, нарушения до настоящего времени не устранены. В связи с тем, что стоимость работ по разработке предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух составляет 950000 рублей, просит предоставить срок для исполнения обязанностей указанных в исковом заявлении в течение 9 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Суд, исследовав представленные материалы, в их совокупности, считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 2 ст. 15, ст. 42 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Преамбулой Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей природной среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) определено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Закона об охране окружающей среды, негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду (далее - объект HBOC), - объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.
Статьей 4.2 Закона об охране окружающей среды определено, что объекты HBOC в зависимости от уровня негативного воздействия подразделяются на I, II, III и IV категории.
Критерии отнесения объектов HBOC к объектам I, II, III и IV категорий утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2398 (далее - Критерии № 2398).
В силу ч.1 ст. 39 Закона об охране окружающей среды, эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
В соответствии с ч.1 ст. 21 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Закон об охране атмосферного воздуха), государственный учет стационарных источников, состава, объема или массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, видов и уровней вредных физических воздействий на него, установок очистки газа ведется в рамках государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Частью 1 ст. 22 Закона об охране атмосферного воздуха определено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
Частью 1 ст. 22 Закона об охране окружающей среды установлено, что нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.
В соответствии со ст. 30 Закона об охране атмосферного воздуха, юридические лица, имеющие стационарные источники обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
В силу ч.1 ст. 69.2 Закона об охране окружающей среды, объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти, за исключением объектов, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и федеральном органе исполнительной власти в области обеспечения безопасности в отношении подведомственных ему объектов или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
В силу ч.2 ст. 69.2 Закона об охране окружающей среды, постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
Как установлено в судебном заседании, на основании решения о проведении проверки № от ДД.ММ.ГГГГ в срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка ООО «Север-Агро» на предмет исполнения требований законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха, обеспечения санаторно-эпидемиологического благополучия населения.
ООО «Север-Агро» осуществляет деятельность по выращиванию зерновых (кроме риса), зернобобовых культур и семян масличных культур, разведению молочного крупного рогатого скота, производству сырого молока, разведению прочих пород крупного рогатого скота и буйволов, производство спермы, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.
ООО «Север-Агро» для осуществления производственной деятельности используется Серафимовское отделение, которое содержит 179 голов коров и 268 голов молодняка; Булановское отделение, которое содержит 254 голов коров и молодняка 94 голов, зерноочистительный комплекс. Общее количество поголовья крупного рогатого скота - 795 голов.
ООО «Север-Агро» эксплуатируются объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, инвентаризация источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух по которым не проведена, разработка предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух не осуществлена, постановка таких источников на государственный учет в качестве объектов оказывающих негативное воздействие на окружающую среду не осуществлена, соответствующая заявка об этом в уполномоченный орган направлена не была.
ДД.ММ.ГГГГ прокурором района в адрес директора ООО «Север-Агро» Мехоношина А.В. внесено представление «Об устранении нарушений законодательства об охране атмосферного воздуха», которое направлено заказным письмом по адресу нахождения юридического лица - <адрес>.
В установленный представлением срок, месячный срок со дня получения представления, ООО «Север-Агро» меры к устранению нарушений не приняты.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ООО «Север-Агро» посредством официальной электронной почты, указанной в ЕГРЮЛ, по адресу: <данные изъяты>, было направлено требование о предоставлении в срок до ДД.ММ.ГГГГ сведений об устранении нарушений по представлению прокурора района от ДД.ММ.ГГГГ №, с приложением подтверждающих документов об устранении вышеуказанных нарушений, которое было ООО «Север-Агро» получено, что подтверждается отчетом о доставке.
Требованием также было установлено, что к 11:00 ДД.ММ.ГГГГ директору ООО «Север-Агро» необходимо было явиться лично в прокуратуру района для дачи объяснений по факту неисполнения законных требований прокурора.
Однако к указанной дате информация об устранении нарушений по представлению прокурора района от ДД.ММ.ГГГГ № представлена в прокуратуру района не была, директор ООО «Север-Агро», Мехоношин А.В., к установленному времени в прокуратуру района не явился, проигнорировав требования прокуратуры района.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ООО «Север-Агро» посредством официальной электронной почты, указанной в ЕГРЮЛ, по адресу: <данные изъяты>, было направлено повторное требование о предоставлении в срок до 10:00 ДД.ММ.ГГГГ сведений об устранении нарушений по представлению прокурора района от ДД.ММ.ГГГГ №, с приложением подтверждающих документов об устранении вышеуказанных нарушений, а также необходимости явиться лично в прокуратуру района для дачи объяснений по факту неисполнения законных требований прокурора, которое также было ООО «Север-Агро» получено, что подтверждается отчетом о доставке.
К указанной дате и времени информация об устранении нарушений по представлению прокурора района от ДД.ММ.ГГГГ № представлена в прокуратуру района так и не была, директор ООО «Север-Агро», Мехоношин А.В., к установленному времени в прокуратуру района не явился, проигнорировав требования прокуратуры района.
Таким образом, суд приходит к выводу, что до настоящего времени ООО «Север-Агро» меры к устранению выявленных нарушений по представлению прокурора района от ДД.ММ.ГГГГ № не приняты, нарушения до настоящего времени не устранены.
Выявленные нарушения являются существенными нарушениями охраняемых общественных правоотношений, создают реальную угрозу причинения вреда окружающей среде, жизни и здоровью граждан, нарушают права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае, государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством РФ.
Поскольку истец в соответствии с законодательством освобожден от уплаты государственной пошлины, суд считает необходимым взыскать с ответчика ООО «Север-Агро» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
суд
решил:
░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░. 45 ░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░-░░░░» (░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>) ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░-░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░-░░░░»; ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░; ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░-░░░░».
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░-░░░░» (░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>) ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6000 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░) ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.