Дело (УИД) № 72RS0022-01-2020-000530-69
Производство № 2-263/2020
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с. Уват Тюменской области 15 сентября 2020 года
Уватский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Шумасова А.Р.,
при секретаре Максименко И.А.,
с участием:
прокурора Шоноховой И.И.,
представителя органа опеки и попечительства Корчемкиной О.Н., действующей на основании письменной доверенности от 31 июля 2020 года,
истца Русановского В.Д.,
представителя ответчика Правительства Тюменской области Шехиревой А.А., действующего на основании письменной доверенности от 29 апреля 2019 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Уватского района Тюменской области в интересах в интересах Русановского Вадима Дмитриевича к Правительству Тюменской области об обеспечении жилым помещением специализированного жилищного фонда, к Администрации Уватского муниципального района Тюменской области о заключении договора найма данного жилого помещения специализированного жилищного фонда,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Уватского района Тюменской области обратился в суд в интересах Русановского В.Д. с требованиями возложить на Правительство Тюменской области обязанность обеспечить предоставление истцу жилого помещения специализированного жилищного фонда Тюменской области, отвечающего установленным жилищным законодательством требованиям, находящегося на территории Уватского района Тюменской области, общей площадью не менее 18 квадратных метров, а на Администрацию Уватского муниципального района Тюменской области обязанность заключить с истцом договор найма этого жилого помещения, мотивирую тем, что он является ребенком-сиротой, закрепленного жилого помещения не имеет, включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Уватского муниципального района, по достижении совершеннолетия жильем не обеспечен.
Прокурор и истец в судебном заседании настаивали на удовлетворении исковых требований по основаниям изложенным в заявлении.
Представитель ответчика Правительства Тюменской области в судебном заседании согласилась с исковыми требованиями, подтвердив достоверность изложенных в исковом заявлении обстоятельств.
Представитель органа опеки и попечительства в судебном заседании считала необходимым исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации Уватского муниципального района Тюменской области в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, в письменном отзыве против удовлетворения исковых требований не возражал.
Прокурор, истец, представители Правительства Тюменской области и орагна опеки и попечительства на участии представителя Администрации Уватского муниципального района Тюменской области в судебном заседании не настаивали.
С учетом изложенного дело рассмотрено в отсутствие указанного лица.
Заслушав прокурора, истца, представителей Правительства Тюменской области и органа опеки и попечительства, изучив материалы дела, суд считает необходимым заявленные требования удовлетворить полностью по следующим основаниям.
Русановский В.Д. обратился в прокуратуру Уватского района Тюменской области с заявлением, в котором просил защитить его жилищные прав в судебном порядке, так как включен в список детей сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, однако до настоящего времени жилого помещения не получил.
Согласно ответу Межрайонного управления социальной защиты населения по Уватскому и Вагайскому районам по состоянию на 01 июня 2020 года у Русановского В.Д., являющегося лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наступили основания для предоставления ему жилого помещения.
Приказом начальника Межрайонного отдела по опеке, попечительству и охране прав детства Тобольского и Уватского района от 24 августа 2015 года Русановский В.Д. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Уватского муниципального района Тюменской области.
Решением Исетского районного суда Тюменской области от 26 июня 2020 года родители истца лишены родительских прав.
Приказом начальника Межрайонного отдела по опеке, попечительству и охране прав детства Тобольского и Уватского района Тюменской области над истцом установлена опека в форме приемной семьи.
Согласно выписки из поквартирной карточки (домовой книги) истец зарегистрирован по месту проживания с (Дата обезличена) по настоящее время по адресу: (Адрес обезличен), помимо него проживающими значатся еще 11 человек.
Согласно уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области истец не является правообладателем в отношении недвижимого имущества.
Согласно информации Администрации Уватского муниципального района Тюменской области, истец в списках нанимателей жилых помещений, предоставленных по договору социального найма на территории Уватского района не значится, сведения о правах истца на жилые помещения отсутствуют, решение о предоставлении истцу жилого помещения по договору социального найма не принималось.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в том числе обеспечения их права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. 98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Подпунктом 3 п. 4 ст. 8 данного Федерального закона предусмотрено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием, в частности, такого обстоятельства, как то, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет (п. 3).
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п. 8).
Согласно ст. 30.1 Закона Тюменской области от 07 октября 1999 года № 137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области» Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – дети (лица), оставшиеся без попечения родителей), которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям (лицам), оставшимся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области в порядке, установленном Правительством Тюменской области, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Тюменской области по договорам найма специализированных жилых помещений. Общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых детям (лицам), оставшимся без попечения родителей, в одном многоквартирном доме, устанавливается Правительством Тюменской области в соответствии с федеральным законодательством (ч. 1).
Жилые помещения предоставляются детям (лицам), оставшимся без попечения родителей, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Правительством Тюменской области могут быть установлены случаи, в которых жилые помещения могут быть предоставлены детям (лицам), оставшимся без попечения родителей, по их заявлению в письменной форме ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет (ч. 2).
Детям (лицам), оставшимся без попечения родителей и включенным в список, предусмотренный частью 3 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", жилые помещения специализированного жилищного фонда Тюменской области предоставляются по месту их жительства (при невозможности определения места жительства – по месту пребывания) в границе соответствующего муниципального района или городского округа.
В случае невозможности предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Тюменской области детям (лицам), оставшимся без попечения родителей и включенным в список, предусмотренный частью 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", по месту их жительства (при невозможности определения места жительства – по месту пребывания) в границе соответствующего муниципального района или городского округа с согласия указанных лиц им предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда Тюменской области в другом муниципальном районе или городском округе (ч. 6).
В соответствии с п. 3.2 Порядка ведения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления указанным гражданам жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области N 583-п от 29 декабря 2012 года (далее по тексту Порядок) жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее также - гражданин), включенным в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее – список), по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также по их заявлению в письменной форме в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Согласно п. 4.1 Порядка решение о предоставлении гражданам жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения принимается уполномоченным органом по принятию решений о заключении договоров найма специализированного жилого помещения в разрезе муниципальных районов и городских округов при возникновении оснований для предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, предусмотренных пунктом 3.1 настоящего Порядка.
В соответствии со ст. 23, ч. 3 ст. 24 Закона Тюменской области от 07 октября 1999 года № 137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области», предоставляемое гражданам для проживания жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, жилые помещения жилищного фонда Тюменской области предоставляются гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) либо с согласия гражданина в одном из населенных пунктов, входящих в состав муниципального района или городского округа, на территории которого проживает гражданин.
Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в жилищном фонде Тюменской области установлена в размере 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи (ст.1 Закона Тюменской области от 07 октября 1999 года № 137).
Как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К их числу относится, в частности наличие у лица, достигшего возраста 18 лет, включенного в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, договора социального найма, или он является членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, в случае, если его проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, имеет также своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
На основании совокупности изученных в судебном заседании доказательств подтверждаются доводы иска о том, что Русановский В.Д. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достиг возраста 18 лет, до совершеннолетия находится под опекой, не является членом семьи нанимателя жилого помещения, прав на недвижимое имущество не имеет, включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Уватского муниципального района Тюменской области.
Таким образом, истец имеет право на получение по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее 18 квадратных метров из специализированного жилищного фонда Тюменской области.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Таким образом, Правительство Тюменской области обязано обеспечить истца указанным жилым помещением.
В соответствии с подп. 6 п. 8 ст. 1 Закона Тюменской области от 26 декабря 2014 года № 125 «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления Тюменской области и органами государственной власти Тюменской области и о внесении изменений в статью 14 Закона Тюменской области «О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области» органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Тюменской области наделены полномочиями органов государственной власти Тюменской области по заключению с детьми-сиротами договоров найма специализированных жилых помещений жилищного фонда Тюменской области и осуществлению предусмотренных действующим законодательством прав и обязанностей наймодателя, за исключением осуществления капитального ремонта указанных жилых помещений.
Из вышеизложенного следует, что обязанность по принятию решения о заключении с истцом договора найма специализированного жилого помещения жилищного фонда Тюменской области и по заключению с ним указанного договора лежит на исполнительном органе местного самоуправления муниципального образования, каковым исходя из Устава является Администрации Уватского муниципального района Тюменской области.
Таким образом, в данной части исковые требования также подлежат удовлетворению в силу их законности и обоснованности.
В соответствии с ч. 4 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.
Прокурор, Администрация Уватского муниципального района (орган местного самоуправления) и Правительство Тюменской области освобождены от уплаты государственной пошлины (п.п. 9, 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации), в связи с чем, государственная пошлина взысканию не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Уватского района Тюменской области в интересах Русановского Вадима Дмитриевича удовлетворить полностью.
Возложить на Правительство Тюменской области обязанность предоставить Русановскому Вадиму Дмитриевичу жилое помещение из специализированного жилищного фонда Тюменской области, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории Уватского района Тюменской области, общей площадью не менее 18 квадратных метров.
Возложить на Администрацию Уватского муниципального района Тюменской области обязанность заключить с Русановским Вадимом Дмитриевичем договор найма специализированного жилого помещения, предоставленного Правительством Тюменской области из специализированного жилищного фонда Тюменской области, отвечающего установленным жилищным законодательством требованиям, находящегося на территории Уватского муниципального района Тюменской области, общей площадью не менее 18 квадратных метров.
Настоящее решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд путем подачи жалобы или представления через Уватский районный суд в течение месяца со дня его провозглашения.
Настоящее решение изготовлено на компьютере в совещательной комнате.
Председательствующий судья подпись А.Р. Шумасов
Решение вступило в законную силу 16 октября 2020 года.
СОГЛАСОВАНО:
Судья А.Р. Шумасов
Председатель суда К.А. Русаков