61RS0017-01-2022-003361-05
Дело № 2-188/2023
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Зверево 04 апреля 2023 г.
Красносулинский районный суд Ростовской области под председательствованием судьи М.Л. Самойленко,
при секретаре Иньковой Н.С.,
с участием представителя истца пом. прокурора г. Красный Сулин Потехина А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Красный Сулин, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к администрации Ковалевского сельского поселения об обязании принять меры на создание специальных площадок (полигонов) для хранения и последующей утилизации снега
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г.. Красный Сулин, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации обратился в суд с иском (с учетом его уточнения) к администрации Ковалевского сельского поселения об обязании принять меры на создание специальных площадок (полигонов) для хранения и последующей утилизации снега, в котором указал, что Красносулинской городской прокуратурой в соответствии с приказом прокурора Ростовской области от 15.07.2021 № 130 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в экологической сфере» проведена проверка исполнения требований законодательства в экологической сфере, в том числе исполнения законодательства об отходах производства и потребления. Проведенной проверкой установлено, что на территории Ковалевского сельского поселения Красносулинского района не созданы специальные площадки (полигоны) для хранения и последующей утилизации выпавшего снега. Истец просит обязать администрацию Ковалевского сельского поселения Красносулинского района устранить выявленные нарушения и принять меры, направленные на создание специальных площадок (полигонов) для хранения и последующей утилизации выпавшего снега в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Дело было назначено к слушанию. Стороны надлежаще извещены о времени и месте слушания дела, о чем имеются подтверждения в материалах дела.
Дело слушалось с участием представителя истца - пом. прокурора г. Красный Сулин Потехина А.А., в отсутствие представителя ответчика администрации Ковалевского сельского поселения в порядке ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, согласно их заявлениям.
Представитель истца в судебном заседании поддержал уточненные исковые требования в полном объеме.
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждения к исполнению обязанности в натуре, иными способами, предусмотренными законом.
Ст. 42 Конституции Российской Федерации гарантирует право каждому на благоприятную окружающую среду.
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ
«Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
В соответствии со ст. 12 Земельного Кодекса РФ (далее по тексту- ЗК РФ) целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В ч. 1 ст. 13 ЗК РФ под охраной земель понимается деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
П. 2 ч. 2 вышеуказанной статьи закрепляет положение о том, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Согласно требованиям, предусмотренным ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее по тексту - ФЗ №89) территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее по тексту- ФЗ № 52) содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам.
Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения помимо перечисленных в указанной норме полномочий, могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 вышеуказанной статьи вопросов местного значения городских поселений.
Также, ч.3 ст. 8 ФЗ №89 закреплено положение о том, что органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
В соответствие со ст. 12 Областного закона Ростовской области от 28.12.2005 N 436-ЗС «О местном самоуправлении в Ростовской области» помимо вопросов местного значения сельского поселения, определенных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения сельского поселения также относится вопрос, предусмотренный п. 18 (участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов).
В соответствии с приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 года N 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» к коммунальным, подобным коммунальным на производстве и предоставлении услуг населению, отходам относятся отходы от зимней уборки улиц (код 7 31 210 00 00 0), то есть снег.
Правовые основы обращения с отходами в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены ФЗ № 89, предусматривающим, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (п. 1 ст. 13.4).
Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 12 ФЗ-89).
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно п. 4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.
В силу ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 1 ст. 22 ФЗ № 52, отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Пунктом 34 СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021, предусмотрено, что собранный хозяйствующими субъектами, осуществляющими вывоз снега, снег должен складироваться на площадках с водонепроницаемым покрытием и обвалованных сплошным земляным валом. Не допускается размещение собранного снега и льда на детских игровых и спортивных площадках, в зонах рекреационного назначения, на поверхности ледяного покрова водоемов и водосборных территориях, а также в радиусе 50 метров от источников нецентрализованного водоснабжения.
Настоящие санитарные правила и нормы являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами. Положения приведенного законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Необходимость создания специальных площадок для хранения и последующей утилизации выпавшего снега также подтверждается судебной практикой (например, Кассационное определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 20.10.2021 N 88а-8922/2021 по делу N 2а-196/2021; Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 12.01.2022 N 88-516/2022 и др.)
Указанные нарушения требований законодательства ставят под угрозу причинение вреда окружающей среде, жизни и здоровью граждан, что в свою очередь влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Из материалов дела следует, что Красносулинской городской прокуратурой в соответствии с приказом прокурора Ростовской области от 15.07.2021 № 130 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в экологической сфере» проведена проверка исполнения требований законодательства в экологической сфере, в том числе исполнения законодательства об отходах производства и потребления по результатам которой установлено, что на территории Ковалевского сельского поселения Красносулинского района не созданы специальные площадки (полигоны) для хранения и последующей утилизации выпавшего снега.
По результатам выявленных нарушений городской прокуратурой 19.01.2022 главе администрации Ковалевского сельского поселения Красносулинского района внесено представление, по результатам рассмотрения которого нарушения не устранены, согласно ответу на представление, снег не является результатом деятельности человека и соответственно отходом.
Деятельность администрации Ковалевского сельского поселения Красносулинского района, осуществляемая с нарушениями требований природоохранного законодательства, противоречит основополагающим принципам охраны окружающей среды, нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированное Конституцией Российской Федерации и может привести к негативному влиянию на состояние окружающей природной среды.
На основании изложенного, учитывая, что бездействие ответчика администрации Ковалевского сельского поселения Красносулинского района по принятию мер к устранению нарушений требований природоохранного законодательства,что противоречит основополагающим принципам охраны окружающей среды, нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированное Конституцией Российской Федерации и может привести к негативному влиянию на состояние окружающей природной среды, является незаконным, влекущим за собою нарушение прав и законных интересов граждан, проживающих на территории данного муниципального образования, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Отсутствие денежных средств, либо иные вопросы по исполнению указанной обязанности, не являются законным основанием для освобождения ответчика от выполнения возложенных на них федеральными законами обязанностей и Положением.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г.Красный Сулин, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к администрации Ковалевского сельского поселения об обязании принять меры на создание специальных площадок (полигонов) для хранения и последующей утилизации снега, удовлетворить.
Обязать администрацию Ковалевского сельского поселения Красносулинского района устранить выявленные нарушения и принять меры, направленные на создание специальных площадок (полигонов) для хранения и последующей утилизации выпавшего снега в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Судебную Коллегию по гражданским делам Ростовского областного суда через Постоянное судебное присутствие в г.Зверево Красносулинского районного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 09.04.2023.
Судья М.Л. Самойленко