Дело № 12-14/2020
Судья: Сидорова И.Н.
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе по делу об административном правонарушении
16 марта 2020 года г. Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Максимова И.А., рассмотрев жалобы защитника ООО «Фирма «СТОМ» Свижевского П.В. на постановление судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 9 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО Фирма «СТОМ»,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 9 декабря 2019 года ООО Фирма «СТОМ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, защитник общества Свижевский П.В. просит постановление отменить, ссылаясь на его незаконность. В обоснование жалобы указывает, что по делу не доказана вина общества, отсутствует событие административного правонарушения; суд не применил закон подлежащий применению.
25 февраля 2020 года защитник общества Свижевский П.В. представил дополнение к жалобе, в которой указывает о недопустимости привлечения Общества к административной ответственности за совершение одного и того же административного правонарушения, ссылаясь на то, что по делу № Общество привлечено к административной ответственности за аналогичное событие, осуществление деятельности в период со 2 апреля 2019 года по 8 мая 2019 года. Указывает, что данное правонарушение является длящимся, привлечение к ответственности прекращает правонарушение. Моментом начала течения указанного срока является вступление в законную силу ранее вынесенного постановления по тому же составу административного правонарушения. Поскольку постановление по делу № вступило в законную силу 24 сентября 2019 года, составление протокола, в котором отражено аналогичное событие, до вступления постановления в законную силу, невозможно.
В возражениях на жалобу ИФНС России по г. Чебоксары Чувашской Республики просят судебное постановление оставить без изменения, жалобу защитника общества без удовлетворения.
В судебное заседание, состоявшееся 13 марта 2020 года, законный представитель ООО Фирма «СТОМ» не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом. Защитник Общества Свижевский П.В. в судебном заседании доводы жалоб поддержал в полном объеме.
В судебном заседании представители ИФНС России по г. Чебоксары Афанасьев Ю.В., Петров С.Н. возражали против доводов жалобы.
Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, прихожу к следующим выводам.
Административная ответственность по ч. 4 ст. 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией.
Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» определяются правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и устанавливаются ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 244-ФЗ государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется, в том числе путем установления порядка осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и соответствующих ограничений, обязательных требований к организаторам азартных игр; выдачи лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.
Деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами (статья 5 указанного Федерального закона).
Согласно части 6 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 244-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять до 1 июля 2007 года решение о запрете, начиная с 1 июля 2007 года на территории субъекта Российской Федерации (за исключением игорных зон) деятельности по организации и проведению азартных игр (в том числе в отношении отдельных видов игорных заведений).
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 244-ФЗ в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан Законом Чувашской Республики от 29 марта 2007 года № 1 «О запрещении деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Чувашской Республики» с 1 июля 2007 года на территории Чувашской Республики запрещено осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах, тотализаторах и залах игровых автоматов.
Таким образом, возможность принятия решения о запрете, начиная с 1 июля 2007 года на территории Чувашской Республики осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах, тотализаторах и залах игровых автоматов в соответствии с частью 7 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 244-ФЗ органом государственной власти Чувашской Республики реализовано, установленный с 1 июля 2007 года запрет в настоящее время не отменен.
Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности регулируются Федеральным законом от 4 апреля 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены названным Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности (часть 2 статьи 2 Федерального закона от 4 апреля 2011 года № 99-ФЗ).
Установление исчерпывающих перечней лицензионных требований в отношении лицензируемых видов деятельности положениями о лицензировании конкретных видов деятельности является одним из принципов осуществления лицензирования, лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, к полномочиям которого также отнесено принятие нормативных правовых актов по вопросам лицензирования (статьи 4, 5, 8 Федерального закона от 4 апреля 2011 года № 99-ФЗ).
В соответствии с подпунктом 31 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 4 апреля 2011 года № 99-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 года № 1130 утверждено Положение о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.
Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2019 года № 298 в Положение о лицензировании внесены изменения, которые вступили в силу 2 апреля 2019 года.
Согласно данным изменениям, лицензируемый вид деятельности осуществляется организаторами азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, расположенных вне игорных зон в субъектах Российской Федерации, на территориях которых деятельность по организации и проведению азартных игр не запрещена (ограничена) в соответствии с частями 7 и 8 статьи 16 Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и предусматривает оказание следующих видов услуг: а) заключение с участниками азартных игр основанных на риске соглашений о выигрыше; б) организация заключения основанных на риске соглашений о выигрыше между 2 или несколькими участниками азартной игры (пункт 2 Положения о лицензировании).
Пункт 4 Положения о лицензировании дополнен подпунктом «п», в силу которого соблюдение соискателем лицензии (лицензиатом) решений о запрете (ограничении) деятельности по организации и проведению азартных игр, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частями 7 и 8 статьи 16 Федерального закона, со 2 апреля 2019 года является лицензионным требованием, предъявляемым к соискателю лицензии при намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности, а также к лицензиату при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Со 2 апреля 2019 года, невыполнение лицензиатом при осуществлении лицензируемого вида деятельности требований, предусмотренных подпунктом «п» пункта 4 Положения о лицензировании, отнесено к числу грубых нарушений (пункт 7 Положения о лицензировании).
Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 21 марта 2019 года № 298 установлено, что ранее выданные лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах в случае указания в них адресов мест осуществления деятельности, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в которых деятельность по организации и проведению азартных игр запрещена (ограничена) в соответствии с частями 7 и 8 статьи 16 Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», в целях приведения в соответствие с изменениями, утвержденными настоящим постановлением, подлежат переоформлению в течение 2 месяцев со дня вступления в силу настоящего постановления.
Какого-либо переходного периода для освобождения лицензиата от необходимости соблюдать указанные требования, являющиеся со 2 октября 2019 года лицензионными, Правительством Российской Федерации не установлено, а запрет на осуществление с 1 июля 2007 года на территории Чувашской Республики деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах, тотализаторах и залах игровых автоматов, установленный Законом Чувашской Республики от 29.03.2007 № 1, является действующим.
Применительно к обстоятельствам данного дела положения законодательства, регулирующие возникшие правоотношения в области лицензирования, допускают возможность осуществление организатором азартных игр лицензируемого вида деятельности до переоформления лицензии лишь в том случае, если она осуществляется им в букмекерских конторах и тотализаторах, расположенных вне игорных зон в субъектах Российской Федерации, на территориях которых деятельность по организации и проведению азартных игр не запрещена (ограничена) в соответствии с частями 7 и 8 статьи 16 Закона № 244-ФЗ.
Из материалов дела следует, что в налоговый орган поступил материал проверки, проведенной прокуратурой Калининского района г. Чебоксары, ООО «Фирма «СТОМ» в обособленном подразделении по адресу: <адрес>.
28 июня 2019 года старшим государственным налоговым инспектором ИФНС России по г. Чебоксары Петровым С.П. возбуждено дело об административном правонарушении и принято решение о проведении административного расследования.
В результате административного расследования установлено, что ООО Фирма «СТОМ» осуществляет деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах на основании лицензии ФНС России № от 15 июля 2010 года, выданной бессрочно.
ООО Фирма «СТОМ» в целях осуществления лицензируемого вида деятельности по адресу: <адрес>, создано обособленное структурное подразделение.
В нарушение пп. «п» п. 4 Положения, ст. 1 Закона Чувашской Республики № 1 от 29.03.2007 «О запрещении деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Чувашской Республики», выразившееся в том, что в период с 20 мая 2019 года по 28 мая 2019 года Общество в обособленном подразделении, расположенном по адресу: <адрес>, осуществляло деятельность по организации и проведению азартных игр при наличии установленного Законом Чувашской Республики от 29.03.2007 № 1 в соответствии с частями 7 и 8 статьи 16 Закона № 244-ФЗ запрета на осуществление с 1 июля 2007 года на территории Чувашской Республики деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах, тотализаторах и залах игровых автоматов.
Указанные обстоятельства явились основанием для составления 16 июля 2019 года протокола об административном правонарушении в отношении ООО Фирма «СТОМ» (т.1, л.д. 4).
Фактические обстоятельства совершенного обществом административного правонарушения подтверждены совокупностью доказательств, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Приведенные в жалобе доводы сводятся к несогласию с данной судом оценкой доказательствам по делу, к утверждению об отсутствии события и состава вмененного административного правонарушения, со ссылкой на то, что до переоформления лицензии лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности; не учтены положения ч. 2 ст. 9 Федерального закона № 99-ФЗ «О лицензировании», согласно которой юридическое лицо, получившее лицензию вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории РФ.
Между тем указанные доводы являлись предметом изучения. В обжалуемом постановлении подробно приведены мотивы их отклонения. Выводы судьи районного суда являются верными.
Доводы, изложенные в дополнениях к жалобе, о том, что ранее по тем же обстоятельствам, по которым вынесено данное постановление, общество уже было привлечено к административной ответственности, подлежат отклонению.
В силу части 5 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Как усматривается из приложенных к жалобе решений от 11 июля 2019 года и 24 сентября 2019 года, инспекцией ФНС России по г. Чебоксары 13 мая 2019 года в отношении ООО Фирма «СТОМ» проводилась проверка соблюдения законодательства о применении контрольно – кассовой техники при осуществлении расчетов в РФ.
В рамках данной проверки было установлено, что общество в период со 2 апреля 2019 года по 7 мая 2019 года в обособленном подразделении, расположенном по адресу: <адрес>, осуществляло деятельность по организации и проведению азартных игр букмекерских конторах и тотализаторах, что со 2 апреля 2019 года в соответствии с подпунктом «п» пункта 4, пунктом 7 Положения о лицензировании по признаку осуществления данного вида деятельности при наличии установленного Законом Чувашской Республики от 29 марта 2007 года № 1 в соответствии с частями 7 и 8 статьи 16 Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» запрета на осуществление с 1 июля 2007 года на территории Чувашской Республики деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах, тотализаторах и залах игровых автоматов является грубым нарушением лицензионных требований.
За совершение указанных действий постановлением судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары от 11 июля 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Чувашской Республики 24 сентября 2019 года, общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа
Согласно материалам данного дела нарушения, послужившие основанием для привлечения общества к административной ответственности, были выявлены в ходе проверки, проведенной в отношении Общества 28 июня 2019 года за период с 20 мая по 28 мая 2019 года.
При этом факт привлечения лица к административной ответственности за невыполнение требований законодательства не исключает возможность его последующего привлечения к административной ответственности за аналогичное нарушение в случае невыполнения возложенной на него законом обязанности или ненадлежащего ее выполнения.
Как указывалось выше со 2 апреля 2019 года, невыполнение лицензиатом при осуществлении лицензируемого вида деятельности требований, предусмотренных подпунктом «п» пункта 4 Положения о лицензировании, отнесено к числу грубых нарушений (пункт 7 Положения о лицензировании).
Лицо, осуществляющее деятельность с нарушением лицензионных требований, может быть привлечено к административной ответственности в течение всего периода, пока деятельность не прекращена или нарушение не устранено.
То есть привлечение Общества к ответственности за аналогичное нарушение, обнаруженное в ходе последующей проверки, не может рассматриваться как привлечение к административной ответственности дважды за одно и то же административное правонарушение.
Наличие указанного выше постановления от 11 июля 2019 года не свидетельствует о привлечении Общества к административной ответственности дважды за одно и то же административное правонарушение.
Из доводов, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики жалобы не следует, что при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущены нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Несогласие заявителя с этими выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием судом первой инстанции норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не является.
Ссылки на иную судебную практику не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого акта по настоящему делу, поскольку при рассмотрении дел об административном правонарушении судами учитываются обстоятельства, присущие каждому конкретному делу и основанные на доказательствах, представленных участвующими в деле лицами.
Постановление о привлечении Общества к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления судьи, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
Вместе с тем имеются основания для изменения постановления судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 9 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.1.1 КоАП РФ.
Обстоятельства, отягчающие административную ответственность, предусмотрены ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ к отягчающим ответственность обстоятельствам относится повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ за совершение однородного административного правонарушения.
Согласно разъяснений, содержащихся в п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» № 5 от 24 марта 2005 года, п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ, в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, предусмотрено повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек предусмотренный статьей 4.6 КоАП РФ годичный срок со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.
При этом необходимо иметь в виду, что однородным считается правонарушение, имеющее единый родовой объект посягательства.
В мотивировочной части постановления от 9 декабря 2019 года судья районного суда указал, что обстоятельством, отягчающим административную ответственность ООО Фирма «Стом» является повторное совершение Обществом однородного административного правонарушения, однако не указал, по какой категории дел и по каким статьям КоАП РФ Общество ранее привлекалось к административной ответственности.
При оценке довода жалобы о том, что ООО Фирма «Стом» дважды привлечено к административной ответственности за совершение одного и того же административного правонарушения, судья районного суда указал, что по данному делу возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование, период проверки – с 24 мая 2019 года по 20 июня 2019 года. Между тем, в протоколе об административном правонарушении от 16 июля 2019 года и в постановлении о привлечении к административной ответственности указан период совершения административного правонарушения и период проверки - с 20 мая 2019 года по 28 мая 2019 года (л.д. 1-7).
При таких обстоятельствах постановление судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 9 декабря 2019 года подлежит изменению путем исключения из его мотивировочной части указания на наличие обстоятельства, отягчающего административную ответственность ОО Фирма «Стом», - повторное совершение Обществом однородного административного правонарушения, а также вывода о том, что по данному делу период проверки – с 24 мая 2019 года по 20 июня 2019 года, указав период проверки по делу с 20 мая 2019 года по 28 мая 2919 года.
Исключение изложенного выше вывода из постановления судьи не влечет снижение размера административного штрафа, поскольку назначенное Обществу наказание определено в пределах санкции ч. 4 ст. 14.1.1 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 4.2 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 9 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО Фирма «СТОМ» изменить: исключить из его мотивировочной части указание на то, что обстоятельством, отягчающим административную ответственность ООО Фирма «Стом» является повторное совершение Обществом однородного административного правонарушения, вывод о том, что по данному делу период проверки – с 24 мая 2019 года по 20 июня 2019 года, указав период проверки по делу с 20 мая 2019 года по 28 мая 2019 года.
В остальной части постановление судьи Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 9 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО Фирма «СТОМ» оставить без изменения, жалобы защитника ООО Фирма «СТОМ» Свижевского П.В. – без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики И.А. Максимова