Судебный акт #1 (Определение) по делу № 2-51/2023 ~ М-14/2023 от 17.01.2023

16RS0023-01-2023-000015-02

Дело № 2-51/2023

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

       16 марта 2023 года                                                                  село Новошешминск

            Новошешминский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Сахабиевой А.А., при секретаре Кубасовой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> Республики Татарстан в интересах Матаковой З.Н. и несовершеннолетних детей: А., С., Д. и К. к отделу социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Новошешминском муниципальном районе о признании незаконными действий по факту включения выплат, предусмотренных Указом , в среднедушевой доход семьи при назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта, о возложении обязанности произвести перерасчет и выплате социальных выплат,

У С Т А Н О В И Л:

<адрес> Республики Татарстан в порядке статьи 45 ГПК РФ, обратился в суд с иском в защиту интересов Матаковой З.Н., и несовершеннолетних детей: А., С., Д. и К. к Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в лице отдела социальной защиты в Новошешминском муниципальном районе (далее – ответчик) о признании незаконными действий отдела и возложении обязанности произвести перерасчет социальных выплат, ссылаясь в обоснование на следующее:

Матакова З.Н. обратилась в Прокуратуру РТ с заявлением о восстановлении её нарушенных прав, так как органом социальной защиты производились неверные исчисления при заключении социальных контрактов. В ответе на требование прокуратуры района ответчик указал о верности расчетов и производимых выплат, в связи с чем последовало обращение прокурора в суд.

Матакова З.Н. является матерью шестерых детей, зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Матакова З.Н. являлась получателем государственной социальной помощи на основании социального контракта в соответствии с постановлением Кабинета Министров республики Татарстан от 02.09.2014 № 635 «Об оказании государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта в Республике Татарстан» (далее – Постановление КМ РТ № 635), и ей выплачивались ежемесячные денежные выплаты в размере 22562,34 руб. При начислении ежемесячных денежных выплат учитывался среднедушевой доход семьи за последние 3 месяца (апрель, май, июнь всего 159760), который составил в размере 8875,6 руб. на Матакову З.Н. и 6 её детей.

В соответствии с п.1.1 Постановления КМ РТ № 635 государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается малоимущим семьям, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожитого минимума, установленного в Республике Татарстан для соответствующих социально-демографических групп населения.

В целях поддержания благосостояния наиболее уязвимых групп населения в период ограничений, вызванных распространением коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 07.04.2020 г. № 249 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей» (далее – Указ № 249) введена ежемесячная выплата на детей до 3 лет, и Указом Президента Российской Федерации от 11.05.2020 № 317 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 07.04.2020 № 249 «О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей» введена единовременная выплата на детей от 3 до 16 лет.

На основании п.п. «б» п.2 Указа № 249 ежемесячные выплаты единовременная выплата при предоставлении им иных мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Закон № 178) не учитываются в доходах.

В нарушение вышеуказанных положений закона, в доходах семьи Матаковой З.Н. учитывались ежемесячные выплаты, установленные Указом № 249 в общей сумме 40000 руб., что естественно увеличило среднедушевой доход семьи, и повлияло на размер получаемых Матаковой З.Н. выплат на основании социального контракта.

Согласно ст.1 Закона № 178 социальный контракт – соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым, орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин – реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.

Как полагает истец, выплаты, предусмотренные Указом № 249, подпадают в перечень п.2 Постановления Правительства РФ от 20.08.2003 N 512 (ред. от 19.03.2022) "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи" (далее – Постановление№ 512), предусматривающего, что в доходе семьи или одиноко проживающего гражданина не учитываются, в том числе и государственная социальная помощь, оказываемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной социальной помощи в виде денежных выплат и натуральной помощи.

Кроме того, постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 296 утверждена государственная программа Российской Федерации «социальная поддержка граждан», в соответствии с главой 1 раздела 3 которой меры социальной поддержки Программы, в рамках которых предоставляется государственная социальная помощь в форме социального контракта, оказывается государственная поддержка семьям с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, беременным женщинам и иным категориям граждан, оказывают непосредственное влияние на показатель "Снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года" национальной цели "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей".

Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, направленных на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта, приведены в приложении N 8(6), согласно п. 1 которых, Правила устанавливают порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта гражданам, указанным в части первой статьи 7 Федерального закона "О государственной социальной помощи", в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации (далее соответственно - граждане, социальный контракт, субсидии).

Субсидии предоставляются в рамках федерального проекта "Содействие субъектам Российской Федерации в реализации адресной социальной поддержки граждан" государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" исходя из необходимости достижения результатов указанного федерального проекта.

Кроме того, распоряжением Правительства РФ от 25.08.2014 № 1618-р утверждена Концепция государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года, и согласно разделу 3 Концепции решение задачи по развитию системы государственной поддержки семей, в том числе при рождении и воспитании детей, включает в себя развитие государственной социальной помощи семьям, предоставляемой на основании социального контракта и др.

Тем самым прокурор полагает, что государственная социальная помощь на основании социального контракта является мерой социальной поддержки, оказываемой для усиления её адресности.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заключен социальный контракт (б\н) между Матаковой З.Н. и Отделом социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Новошешминском районе, направленный на осуществление иных мероприятий по преодолению трудной жизненно ситуации, как семье, имеющей пять и более детей в возрасте до 18 лет, с выплатой ежемесячного пособия в размере 3760,39 руб., на основании которого Матакова З.Н., являясь многодетной матерью, в период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлась получателем государственной социальной помощи и ей выплачивались ежемесячные денежные выплаты в размере 22562,34 руб. При расчете среднедушевого дохода семьи Матаковой З.Н. при заключении социального контракта были учтены единовременные и ежемесячные выплаты в размере 40000 руб., предусмотренные Указом Президента РФ от 07.04.2020 № 249, что согласно п.п. «а» п.2 Указа № 249 не должна была учитываться в доходах.

В связи с изложенным, прокурор просит:

- признать незаконными действия ответчика по факту включения выплат, предусмотренных Указом № 249 в размере 40000 рублей за апрель, май, июнь 2020 года в среднедушевой доход семьи Матаковой З.Н. при назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта за август 2020 года – февраль 2021 года;

- обязать ответчика произвести перерасчет начислений Матаковой З.Н. за август 2020 года – февраль 2021 года, при этом исключив из расчета выплаты по Указу № 249 в размере 40000 рублей за апрель-июнь 2020 года из среднедушевого дохода семьи и начислить семье Матаковой З.Н. выплаты, предусмотренные социальным контрактом, а именно 76548,18 рублей.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ помощник прокурора Новошешминского района РТ Хайруллина Г.И. заявила об отказе от иска по тем основаниям, что на основании платежного поручения Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан Матаковой З.Н. ДД.ММ.ГГГГ произведена выплата в размере 72787, 79 рублей, тем самым отсутствует предмет спора, при этом последствия отказа от иска, предусмотренные статьями 173, 220 и 221 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) стороне истца известны и понятны.

Матакова З.Н., в интересах которой и её несовершеннолетних детей в суд обратился прокурор района, на судебное заседание не явилась, будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения данного гражданского дела, что является правом истца, при этом в материалы дела представлено её заявление об отказе от иска в силу вышеизложенных обстоятельств.

Представитель ответчика – Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ в лицу отдела социальной защиты в Новошешминском районе в судебное заседание не явился, ходатайствуя о рассмотрении дела в его отсутствие, направила суду письменное возражение на иск, в котором просит в удовлетворении иска прокурора отказать в полном объеме за необоснованностью.

Согласно статье 39 ГПК РФ истец вправе отказаться от иска. Суд не принимает отказ от иска, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

В силу части 2 статьи 45 ГПК РФ прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.

Нарушений прав истца при принятии отказа от иска судом не усматривается, отказ от иска не противоречит действующему законодательству.

Согласно статье 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска и отказ принят судом.

Поскольку истец наделен правом самостоятельно определять способ защиты своего права, суд считает, что имеется достаточно оснований для принятия судом отказа прокурора и истца Матаковой З.Н. от иска и прекращения производства по делу, так как принятие отказа от иска не противоречит закону, а прекращение производства по делу не нарушает прав и интересов иных лиц.

Руководствуясь статьями 39, 173, 220 и 221 ГПК РФ, суд

                                           О П Р Е Д Е Л И Л:

Принять отказ прокурора Новошешминского района Республики Татарстан и истца Матаковой З.Н., действующей за себя и своих несовершеннолетних детей: А., С., Д. и К. от иска к отделу социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Новошешминском муниципальном районе о признании незаконным действий по факту включения выплат, предусмотренных Указом , в среднедушевой доход семьи при назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта, о возложении обязанности произвести перерасчет и выплате социальных выплат.

Производство по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора Новошешминского района Республики Татарстан и истца Матаковой З.Н., действующей за себя и своих несовершеннолетних детей: А., С., Д. и К. от иска к отделу социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Новошешминском муниципальном районе о признании незаконными действий по факту включения выплат, предусмотренных Указом , в среднедушевой доход семьи при назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта, о возложении обязанности произвести перерасчет и выплате социальных выплат, прекратить, в связи с принятием отказа прокурора и истца от иска.

Повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Определение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Новошешминский районный суд Республики Татарстан в течение 15 дней со дня его вынесения.

                                                              Судья

Определение вступило в законную силу: «___» _____________ 2023 года.

2-51/2023 ~ М-14/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Производство по делу ПРЕКРАЩЕНОИСТЕЦ ОТКАЗАЛСЯ ОТ ИСКА и отказ принят судом
Истцы
Матакова Зоя Николаевна
прокурор Новошешминского района Республики Татарстан
Ответчики
Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан
Отдел социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Новошешминском муниципальном районе
Суд
Новошешминский районный суд Республики Татарстан
Судья
Сахабиева Алсу Амировна
Дело на странице суда
novosheshminsky--tat.sudrf.ru
17.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.01.2023Передача материалов судье
19.01.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.02.2023Судебное заседание
16.03.2023Судебное заседание
17.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.04.2023Дело оформлено
31.12.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее