Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-324/2023 ~ М-276/2023 от 14.04.2023

Дело №2-324/2023

УИД №21RS0017-01-2022-000395-25

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 мая 2023 года г.Шумерля Чувашской Республики

Шумерлинский районный суд Чувашской Республики под председательством судьи Мироновой Н.Б., при секретаре Макаровой Т.М.,

с участием старшего помощника Шумерлинского межрайпрокурора Бойцовой Л.В., представителя ответчика администрации Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики Кондратьевой В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шумерлинского межрайпрокурора в защиту прав и законных интересах неопределенного круга лиц к администрации Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики о возложении обязанности по обеспечению земельных участков, предоставленных многодетным семьям под индивидуальное жилищное строительство объектами инженерной инфраструктуры,

УСТАНОВИЛ:

Шумерлинский межрайпрокурор в защиту прав и законных интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики о возложении обязанности по обеспечению земельных участков №№ ___________, расположенных по ........................, земельных участков № ___________ расположенных по ........................ и предоставленных многодетным семьям под индивидуальное жилищное строительство, объектами инженерной инфраструктуры, в частности, сетями газоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения, в течении 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.

Иск мотивирован тем, что Шумерлинской межрайонной прокуратурой Чувашской Республики по обращению регионального отделения общероссийского общественного движения «_____________» в Чувашской Республике в интересах многодетных семей Шумерлинского муниципального округа проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения многодетных семей земельными участками в администрации Шумерлинского муниципального округа, в результате которой установлено следующее. В период с "___" ___________ г. по "___" ___________ г. администрацией Шумерлинского муниципального округа многодетным семьям предоставлено 23 земельных участка, расположенных по ........................ д.........................№ ___________ и 5 земельных участков, расположенных по ........................№ ___________. Между тем, вышеуказанные земельные участки на момент проверки не обеспечены системами электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, что препятствует их использованию по целевому назначению и нарушает права пользователей и собственников этих земельных участков. В этой связи "___" ___________ г. межрайонной прокуратурой в адрес главы Шумерлинского муниципального округа внесено представление. Согласно ответу на представление от "___" ___________ г. органом местного самоуправления в "___" ___________ г. в адрес Минсельхоза Чувашии направлена заявка на выделение бюджетных средств на выполнение вышеуказанных работ. Кроме того, в настоящее время администрацией округа проводится работа по подготовке пакета документов, необходимых для включения объектов капитального строительства в республиканскую адресную инвестиционную программу в рамках постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 09 декабря 2010 года №428 «Об утверждении Правил формирования и реализации республиканской адресной инвестиционной программы и Порядка оценки эксплуатационных расходов будущих периодов инвестиционных проектов, финансирование которых осуществляется в рамках республиканской адресной инвестиционной программы».

Старший помощник прокурора Бойцова Л.В. в судебном заседании поддержала требования по доводам, изложенным в иске, считает разумным предоставить ответчику срок для исполнения решения суда 1,5 года.

Представитель ответчика Администрации Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики Кондратьева В.Н. в судебном заседании с иском прокурора согласилась, просила предоставить срок для исполнения требований прокурора 2 года.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления, исходя из следующего.

В силу ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Пунктом 6 ч.39.5 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предусмотрено, что земельные участки предоставляются гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

В силу ст.1 Закона Чувашской Республики от 01 апреля 2011 года №10 «О предоставлении земельных участков многодетным семьям в Чувашской Республике» многодетным семьям предоставляются в собственность бесплатно земельные участки, в том числе, садовые земельные участки и огородные земельные участки, находящиеся в государственной собственности Чувашской Республики или муниципальной собственности.

Согласно ст.3 ст.1 Закона Чувашской Республики от 01 апреля 2011 года №10 «О предоставлении земельных участков многодетным семьям в Чувашской Республике» земельные участки для индивидуального жилищного строительства предоставляются в собственность: семьям при рождении (усыновлении, удочерении) третьего и последующего ребенка (детей) начиная с 01 января 2011 года независимо от нуждаемости в жилых помещениях; многодетным семьям, если один из совершеннолетних членов данной семьи состоит на учете в органах местного самоуправления в качестве нуждающегося в жилых помещениях.

Согласно п.24 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации система коммунальной инфраструктуры - комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов

Методическими рекомендациями субъектов Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от "___" ___________ г. № ___________, в качестве условий предоставления земельных участков упомянутой категории граждан указано на то, что земельные участки предоставляются при наличии транспортной доступности, обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры, экологической обстановки (отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов (в том числе, магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.), других критериев, обусловленных целями предоставления земельных участков многодетным семьям.

Обязанность по обеспечению объектами инфраструктуры земельных участков в целях предоставления на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, может быть выполнена соответствующим муниципальным образованием в порядке решения вопросов местного значения.

Согласно п.4 ч.1 ст.16, ч.1 ст.37 Федерального закона №131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе, организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.10 Закона Чувашской Республики от 18 октября 2004 года №19 «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике» (далее – Закон Чувашской Республики №19) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. п.1, 5 ч.1, п.п.1, 3 ч.2 ст.3 Федерального закона от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон №416-ФЗ) государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение, в том числе, следующих целей охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечения развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение. Общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются: приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению; обеспечение технологического и организационного единства и целостности централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Согласно п.п.1, 2, 3, 4, 5, 6 ч.1 ст.6 Федерального закона №416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; согласование инвестиционных программ.

В соответствии с ч.ч. 1, 4 ст.38 Федерального закона №416-ФЗ развитие централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов. Схемы водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов утверждаются органами местного самоуправления.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 09 ноября 2017 года №2516-О, согласно которой в системе как прежнего, так и действующего правового регулирования органы местного самоуправления при определении земельных участков для предоставления в установленных субъектом Российской Федерации случаях в собственность гражданам, имеющим трех и более детей (а равно в иных случаях реализации в такой форме государственной поддержки семей, имеющих детей), должны исходить из оснащенности такого земельного участка объектами необходимой инфраструктуры, организация которой возложена, в частности, на органы местного самоуправления положениями п.п.4, 5 ч.1 ст.16 Федерального закона №131-ФЗ.

Если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обеспечить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем, чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течении определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

Само по себе отсутствие достаточных средств на осуществление возложенных законом на органы местного самоуправления полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения и отсутствие финансовой помощи не могут являться основаниями для освобождения от исполнения указанных полномочий, поскольку формы финансового покрытия таких расходов в рамках межбюджетных отношений и установление соответствующего механизма определяются в законодательном порядке, а для разрешения возможных разногласий могут быть использованы судебные процедуры.

Согласно положениям Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года №600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортабельным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», согласно которому земельные участки, предоставленные многодетной семье для строительства жилого дома, должны быть обеспечены инженерной инфраструктурой. Отсутствие денежных средств в местно бюджете не может служить основанием для отказа в обеспечении земельного участка необходимой инфраструктурой, поскольку не освобождает административного ответчика от исполнения обязанностей, возложенных на него Федеральным законом №131-ФЗ.

Постановлениями администрации Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики № ___________ от "___" ___________ г., № ___________ от "___" ___________ г., № ___________ от "___" ___________ г., № ___________ от "___" ___________ г., № ___________ от "___" ___________ г., № ___________ от "___" ___________ г., № ___________ от "___" ___________ г., №№ ___________, 96, 97, 98, 99, 100, 101 от "___" ___________ г., № ___________ от "___" ___________ г., № ___________ от "___" ___________ г., № ___________ от "___" ___________ г., № ___________ от "___" ___________ г., № ___________ от "___" ___________ г., №№ ___________, 19, 20 от "___" ___________ г., № ___________ от "___" ___________ г., № ___________ от "___" ___________ г., № ___________ от "___" ___________ г., № ___________ от "___" ___________ г., № ___________ от "___" ___________ г. многодетным семьям были предоставлены земельные участки №№ ___________, расположенные по ........................, земельные участки №№ ___________, расположенные по ........................ для ведения личного подсобного хозяйства.

Вышеуказанные земельные участки не обеспечены системами электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, что препятствует их использованию по целевому назначению и нарушает права пользователей и собственников этих земельных участков.

По результатам проверки, проведенной Шумерлинской межрайпрокуратурой Чувашкой Республики "___" ___________ г. в адрес администрации Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства № ___________, в котором администрации Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики предложено принять конкретные меры по устранению выявленных нарушений федерального законодательства, их причин и условий, им способствующих и недопущению их впредь; решить вопрос о привлечении виновного лица к дисциплинарной ответственности в соответствии с требованиями ст.192 ТК РФ; о результатах рассмотрения представления сообщить в Шумерлинскую межрайпрокуратуру в письменной форме, в установленный законом месячный срок с приложением копий документов, подтверждающих привлечение к ответственности виновных лиц и устранении выявленных нарушений.

Из ответа администрации Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики от "___" ___________ г. № ___________ в ответ на представление следует, что в целях обеспечения земельных участков ........................ инженерной инфраструктурой, администрацией ........................ в 2020 году разработана проектно-сметная документация и получено положительное заключение на строительство наружных сетей канализации жилого микрорайона с малоэтажными и коттеджного типа домами в д.Шумерля. В 2021 году Минстроем Чувашии предоставлена субсидия бюджету Шумерлинского района Чувашской Республики на строительство вышеуказанных сетей. Работы выполнены в полном объеме. Стоимость строительства составила 10 034,3 тыс. рублей. Также в 2021 году проведена работа по разработке ПСД «Комплексная компактная застройка Шумерлинского сельского поселения Шумерлинского района Чувашской Республики», предусматривающая строительство сетей водоснабжения, водоотведения, газоснабжения и электроснабжения в микрорайоне «Солнечный» д.Шумерля. В декабре 2021 года получено положительное заключение государственной экспертизы сметной стоимости. Стоимость строительства инженерных сетей составляет 126 4390,19 тыс. рублей. В целях реализации мероприятий, предусмотренных проектом, в июне 2022 года в адрес Минсельхоза Чувашии направлена заявка на выделение бюджетных средств. На сегодняшний день финансирование вышеуказанных мероприятий республиканским бюджетом Чувашской Республики не предусмотрено, а бюджет Шумерлинского муниципального округа денежными средствами в необходимом объеме для строительства инженерных сетей микрорайона «Солнечный» в д.Шумерля не обладает. В настоящее время администрацией округа проводится работа по подготовке пакета документов, необходимых для включения объектов капитального строительства в республиканскую адресную инвестиционную программу в рамках Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 09 декабря 2010 года №428 «Об утверждении Правил формирования и реализации республиканской адресной инвестиционной программы и Порядка оценки эксплуатационных расходов будущих периодов инвестиционных проектов, финансирование которых осуществляется в рамках республиканской адресной инвестиционной программы».

Таким образом, по настоящее время работы по строительству сетей электро-, газо- и водоснабжения, водоотведения к указанным земельным участкам не выполнены, жители указанных улиц услугами электро-, газо- и водоснабжения, водоотведения не обеспечены.

Бездействие Администрации Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики, выраженное в невыполнении строительства объектов инженерной инфраструктуры, в частности сетей электро-, газо- и водоснабжения и водоотведения по ........................ нарушает права и интересы жителей вышеуказанных земельных участков .........................

При таких обстоятельствах, требования истца обоснованны и подлежат удовлетворению с предоставлением срока для исполнения требований 1 год 6 месяцев.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Шумерлинского межрайпрокурора удовлетворить.

Обязать администрацию Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики в течение одного года шести месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу обеспечить земельные участки №№ ___________, расположенные по ........................, земельные участки №№ ___________ расположенные по ........................ и предоставленные многодетным семьям под индивидуальное жилищное строительство, объектами инженерной инфраструктуры, в частности, сетями газоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики путем подачи в Шумерлинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 23 мая 2023 года.

Судья                                         Н.Б. Миронова

2-324/2023 ~ М-276/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Шумерлинская межрайонная прокуратура Чувашской Республики
Ответчики
Администрация Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики Кондратьева В.Н.
Суд
Шумерлинский районный суд Чувашской Республики
Судья
Миронова Н.Б.
Дело на странице суда
shumerlinsky--chv.sudrf.ru
14.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.04.2023Передача материалов судье
18.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.05.2023Судебное заседание
23.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.06.2023Дело оформлено
24.06.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее