Дело № 12-157/2023
УИД 58RS0027-01-2023-002091-78
РЕШЕНИЕ
г. Пенза 04 июля 2023 года
Судья Октябрьского районного суда г. Пензы Аргаткина Н.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ТСЖ «Солнечный» на постановление № от 12.05.2023 г. Главного государственного инспектора г. Пензы по пожарному надзору ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4. КоАП,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением № от 12.05.2023 по делу об административном правонарушении, вынесенным Главным государственным инспектором г. Пензы по пожарному надзору ФИО2, юридическое лицо – ТСЖ «Солнечный» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4. КоАП, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 350 000 руб.
Из указанного постановления следует, что 27.04.2023 г. сотрудниками ОНД и ПР г. Пензы УНД и ПР ГУ МЧС России по Пензенской области проведен внеплановый инспекционный визит в соответствии с решением о проведении внепланового инспекционного визита от 24.04.2023 г. № государственным инспектором г. Пензы по пожарному надзору ФИО3 в отношении здания многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. По результатам внепланового инспекционного визита было установлено, что юридическое лицо ТСЖ «Солнечный» допустило на объектах защиты (МКД) следующие нарушения требований пожарной безопасности, а именно: в 1 подъезде между 10 и 9 этажами на лестничной клетке устроена кладовая либо подсобное помещение, между 8 и 7 этажами на лестничной клетке устроена кладовая либо подсобное помещение, между 6 и 5 этажами на лестничной клетке устроена кладовая либо подсобное помещение, между 5 и 4 этажами на лестничной клетке устроена кладовая либо подсобное помещение, во 2 подъезде многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> между 6 и 5 этажами на лестничной клетке устроена кладовая либо подсобное помещение, между 4 и 3 этажами на лестничной клетке устроена кладовая либо подсобное помещение, между 3 и 2 этажами на лестничной клетке устроена кладовая либо подсобное помещение, в 3 подъезде многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> между 8 и 7 этажами на лестничной клетке устроена кладовая либо подсобное помещение, в 4 подъезде многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> между 9 и 8 этажами на лестничной клетке устроена кладовая либо подсобное помещение между 5 и 4 этажами на лестничной клетке устроена кладовая либо подсобное помещение, в 5 подъезде многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> между 9 и 8 этажами на лестничной клетке устроена кладовая либо подсобное помещение, между 8 и 7 этажами на лестничной клетке устроена кладовая либо подсобное помещение, между 6 и 5 этажами на лестничной клетке устроена кладовая либо подсобное помещение, между 5 и 4 этажами на лестничной клетке устроена кладовая либо подсобное помещение, между 3 и 2 этажами на лестничной клетке устроена кладовая либо подсобное помещение; в 6 подъезде многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> между 9 и 8 этажами на лестничной клетке устроена кладовая либо подсобное помещение, между 8 и 7 этажом устроена кладовая либо подсобное помещение, между 6 и 5 этажом на лестничной клетке устроена кладовая либо подсобное помещение, между 5 – 4 этажами на лестничной клетке устроена кладовая либо подсобное помещение, между 4 и 3 этажами на лестничной клетке устроена кладовая либо подсобное помещение, в 7 подъезде многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> между 8 и 7 этажами на лестничной клетке устроена кладовая либо подсобное помещение, между 2 и 1 этажами на лестничной клетке устроена кладовая либо подсобное помещение, что является нарушением подпункта «к» пункта 16 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 г. №1479.
Не согласившись с данным постановлением, ТСЖ «Солнечный» подало на него жалобу, в которой просил постановление ГУ МЧС России по Пензенской области № от 12.05.2023 г. по делу об административном правонарушении о привлечении ТСЖ «Солнечный» к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ изменить, снизить размер назначенного административного штрафа, указав, что административный ответчик не в полной мере учел общие правила назначения административного наказания. Учитывая то обстоятельство, что вменяемое в вину административное правонарушение не причинило вреда и не повлекло возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия народов РФ, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, не причинило имущественного ущерба, ТСЖ считает возможным снижения размера административного штрафа. Кроме того, административным ответчиком при вынесении постановления об административном правонарушении не учтено то обстоятельство, что ТСЖ «Солнечный» до проведения внеплановой проверки предпринимало меры по устранению нарушений противопожарной безопасности, путем направления уведомлений собственникам квартир об устранении нарушений требований пожарной безопасности, указания на общих собраниях, что является смягчающим ответственность обстоятельством. Считают, что административное правонарушение не привело к возникновению существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, никаких негативных последствий не наступило.
Представитель ТСЖ «Солнечный» лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (привлеченное к административной ответственности лицо), по доверенности Мальчукова А.П. в ходе рассмотрения жалобы ее доводы поддержала, просила ее удовлетворить, дополнительно пояснив, что нарушения чьих-либо прав не допущено, ТСЖ предпринимало все возможные меры для устранения нарушений.
Заместитель главного государственного инспектора г. Пензы по пожарному надзору отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Пензы управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Пензенской области Борисов А.В. в судебном заседании постановление о привлечении ТСЖ «Солнечный» к административной ответственности по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ поддержал, полагает, что оснований для снижения штрафа не имеется.
Исследовав представленные материалы, судья находит жалобу подлежащей удовлетворению ввиду следующего.
В силу ст. 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, и не обязано доказывать свою невиновность, бремя доказывания возлагается на публичную власть.
Согласно ст. 24.1. КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
На основании ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу п.п. 4, 6 ч.1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть, в частности, указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу.
В соответствии с ч 1 ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Согласно ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и ч.ч. 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от 20 000 до 30 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 40 000 до 60 000 руб.; на юридических лиц - от 300 000 до 400 000 руб.
Согласно ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции; лица, указанные в ч. 1 настоящей статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
В силу ст. 37 указанного закона руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров; предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства; обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов; содействовать деятельности добровольных пожарных; обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах исходя из требований, установленных ст. 97 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Согласно п.1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пп. 1.1. п.1 ст. 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
В соответствии с подп. «к» п. 16 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № (ред. от 21.05.2021), устраивать в лестничных клетках кладовые и другие подсобные помещения, а также хранить под лестничными маршами и площадками вещи, мебель, оборудование и другие предметы, выполненные из горючих материалов.
В ходе проведения проверки и при рассмотрении настоящей жалобы установлено, не отрицалось подателем жалобы, что ТСЖ «Солнечный», осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: <адрес> помещениям которого предъявляется указанное выше требование Правил противопожарного режима.
В ходе проведенной государственным инспектором г. Пензы по пожарному надзору ОНД и ПР г. Пензы УНД и ПР ГУ МЧС России по Пензенской области проверки соблюдения законодательства, регулирующего вопросы пожарной безопасности, по адресу: <адрес> установлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно: в 1, 2,3,4,5,6,7 подъездах между этажами на лестничной клетке устроены кладовые либо подсобные помещения.
Факт нарушений требований пожарной безопасности подтверждается: актом внепланового инспекционного визита № от 27.04.2023 г., фото таблицей от 27.04.2023 г., протоколом осмотра от 27.04.2023 г.
Указанные нарушения требований пожарной безопасности не оспаривались ТСЖ «Солнечный», который в ходе рассмотрения жалобы представил реестр уведомлений и кассовые чеки об отправке уведомлений собственникам помещений, свидетельствующие об активных действиях привлекаемого лица по устранению нарушений.
Собранные по делу доказательства получили оценку в совокупности с другими материалами дела по правилам ст. 26.11 КоАП РФ с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ юридически значимые обстоятельства совершения ТСЖ «Солнечный» вмененного административного правонарушения.
Квалификация действий ТСЖ «Солнечный» является правильной.
Порядок и срок давности привлечения ТСЖ «Солнечный» к административной ответственности соблюдены.
Вместе с тем, имеются основания для изменения обжалуемого постановления в части назначенного ТСЖ «Солнечный» административного наказания.
Согласно ч. 2, 3 ст. 3.4 КоАП РФ, предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба. В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение в соответствии со ст. 4.1.1 настоящего Кодекса.
В силу ст. 4.1.1 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи.
В силу значимости охраняемых правоотношений и серьезности допущенных нарушений, которые создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей (складирование и хранение горючих материалов в местах общего пользования, нарушение порядка эвакуации людей при пожаре), оснований для применения ст. 3.4 КоАП РФ не имеется.
Вместе с тем, в п. 3 ст. 4.1 КоАП РФ указано, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно п. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее 100 000 руб.
В соответствии с п. 3.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из материалов дела видно, что ТСЖ «Солнечный» является юридическим лицом, основным видом деятельности которого является управление многоквартирным домом, деятельность по извлечению прибыли он не осуществляет и пытался добровольно устранить допущенные нарушения законодательства, самостоятельно выявив их до проведения проверки, в кратчайшие сроки, что смягчает его административную ответственность, но не было учтено при вынесении обжалуемого постановления.
Из материалов дела следует, что вышеуказанное правонарушение совершено ТСЖ «Солнечный» впервые.
Учитывая то обстоятельство, что вменяемое в вину административное правонарушение не причинило вреда и не повлекло возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия народов РФ, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, не причинило имущественного ущерба.
Кроме того, в судебном заседании на основании фотографий общего вида лестничных площадок № подъезда по <адрес> г. Пензы установлено, что в настоящий период времени все нарушения пожарной безопасности ТСЖ «Солнечный» устранены, кладовки снесены.
Поскольку назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к правонарушителю именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства, в данном случае имеются основания для изменения обжалуемого постановления в части назначенного административного наказания путем снижения размера административного штрафа со 350 000 руб. до 150 000 руб.
Руководствуясь ст. 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.8, п. 3 ст. 30.9, ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Жалобу ТСЖ «Солнечный» на постановление № от 12.05.2023 г Главного государственного инспектора г. Пензы по пожарному надзору ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП, удовлетворить частично.
Постановление Главного государственного инспектора г. Пензы по пожарному надзору ФИО2 № от 12.05.2023 г в отношении ТСЖ «Солнечный» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, изменить - снизить размер назначенного административного наказания в виде административного штрафа с 350 000 руб. до 150 000 руб.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Октябрьский районный суд г. Пензы в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья