№ 5-46/2022
64RS0044-01-2021-006462-44
Постановление
05 апреля 2022 года р. <адрес>
Советский районный суд саратовской области в составе:
председательствующего судьи Степановой О.В.
помощника судьи Шиняевой Ю.В.,
представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности Бурлакова Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.11 КоАП РФ, в отношении юридического лица – Общества с ограниченной ответственностью «Электросфера
установил:
ДД.ММ.ГГГГ главным государственным инспектором Саратовского регионального отдела государственного энергетического надзора на основании поступившего обращения граждан, с целью предупреждения, выявления, пресечения нарушений возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, была проведена проверка фактов, указанных в обращении, по итогам которого ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении в отношении ООО «Электросфера», расположенного по адресу: <адрес>, по ст.9.11 КоАП РФ – нарушение правил при эксплуатации электроустановки ТП, расположенной в <адрес>, от которой подключены дома по <адрес>, что представляет угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан.
В указанном протоколе об административном правонарушении зафиксированы следующие нарушения ПТЭЭСиС (Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства энергетики РФ № от ДД.ММ.ГГГГ), зарегистрированных Минюстом России от ДД.ММ.ГГГГ №:
- при эксплуатации трансформаторной подстанции, расположенной в р. <адрес>, от которой подключены дома расположенные на <адрес>, не выполняются условия их надежной работы. Характеристики масла и параметры изоляции не находятся в пределах установленных норм; устройства охлаждения, другие элементы не содержатся в исправном состоянии - нарушен п. 5.3.3 ПТЭЭСС. Представляет угрозу причинения вреда жизни, здоровью работников и населения;
- на баках трансформаторов наружной установки не указаны станционные (подстанционные) номера. Такие номера, также не указаны на дверях и внутри трансформаторных пунктов и камер - нарушен п. 5.3.4 ПТЭЭСС;
- на дверях РУ трансформаторных подстанциях (далее ТП) не нанесены предупреждающие знаки в соответствии с положениями правил применения и испытания средств защиты, используемых в электроустановках - нарушен п. ДД.ММ.ГГГГ ПТЭЭСС;
- не обеспечена безопасная эксплуатация оборудования ТП (открыты токоведущие части) - нарушен п. 1.1.3 ПТЭЭСС. Представляет УГРОЗУ причинения вреда жизни, здоровью работников и населения;
- заземляющие проводники ТП не предохранены от коррозии, открыто проложенные заземляющие проводники не имеют черную окраску - нарушен п. 5.10.5 ПТЭЭСС, что послужило основанием для составления в отношении юридического лица общества с ограниченной ответственностью «Электросфера» протокола по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.11 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель ООО «Электросфера», по доверенности Бурлаков Е.С., вину в совершении административного правонарушения, не признал, дополнительно пояснил, что должностным лицом нарушена процедура проведения проверки в отношении юридического лица, а также, что ООО «Электросфера» не присутствовали при составлении протокола об административном правонарушении, не были извещены надлежаще о времени и месте составления протокола, в связи с чем, просил прекратить производство по делу
Главный государственный инспектор Саратовского регионального отдела государственного энергетического надзора Мухина М.А., государственный инспектор Колесов М.А., полагали свои действия по проведению проверки и составлению протокола об административном правонарушении в отношении юридического лица законными и обоснованными, просили признать ООО «Электросфера» виновными в совершении административного правонарушении, предусмотренного ст. 9.11 КоАП РФ, назначить соответствующее наказание.
Суд, выслушав доводы участников процесса, исследовав материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 9.11 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение, в том числе, правил эксплуатации электроустановок, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в Управление Саратовского регионального отдела государственного энергетического надзора поступили обращения Прокуратуры Советского муниципального района <адрес> (вх. <данные изъяты>) по вопросу ненадлежащего обслуживания электрических сетей ООО «Электросфера», расположенных в <адрес>, от которых подключены дома расположенные на <адрес>.
В соответствии с ч. 2 ст. 9 Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», было принято решение о проведении внеплановой выездной проверки административным органом.
По итогам, проведения ДД.ММ.ГГГГ при проведении мероприятия по контролю за электрическими энергоустановками, принадлежащими ООО «Электросфера», были выявлены нарушения Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей РФ, утвержденных приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ №, зарегистрированных Минюстом России от ДД.ММ.ГГГГ № и составлен протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении юридического лица – ООО «Электросфера» по ст. 9.11 КоАП РФ.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).
Порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля), права и обязанности таких органов, а также их должностных лиц при проведении проверок установлены Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Пунктом 6 ст. 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ определено, что проверкой признается совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.
Частью 1 ст. 14 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ предусмотрено, что проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
По результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах (ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ).
Порядок организации и проведения внеплановой проверки установлен ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ.
Одновременно, как установлено в судебном заседании, мероприятия по контролю за электрическими энергоустановками, принадлежащими ООО «Электросфера», были проведены в рамках ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», ст. 10 которого установлено, что государственный орган или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение, принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
Представленные материалы дела свидетельствуют о том, что поводом для проведения должностным лицом соответствующих мероприятий, послужили обращения граждан и прокуратуры <адрес>. В связи с чем, должностное лицо, руководствуясь нормами названного закона правомерно совершило действие по проведению мероприятия по контролю за электрическими энергоустановками, принадлежащими ООО «Электросфера», по фактам, указанным в обращении, по итогам составлен протокол об административном правонарушении.
В этой части каких – либо незаконных действий со стороны должностного лица, судом не усматривается. Проверки в рамках закона 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», на которые ссылается в своих объяснениях представитель ООО «Электросфера», не проводилось, интересы заявителя в этой части, не нарушены.
Далее, как следует из содержания протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, он был составлен без участия законного представителя ООО «Электросфера» (л.д. 6-7).
Также в материалах дела имеется уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8), которое согласно списка внутренних почтовых отправлений от ДД.ММ.ГГГГ было направлено должностным лицом в адрес ООО «ЭлектроСфера» по адресу: <адрес>, с присвоением этому почтовому отправлению номера № (л.д. 9).
Согласно отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором № из содержания которого видно, что работниками ДД.ММ.ГГГГ АО «Почта России» осуществлялась, попытка вручения адресату указанного уведомления, однако, о том, что данное почтовое отправление было вручено адресату, либо возвращено в адрес отправителя отсутствует.
ДД.ММ.ГГГГ Средне – Поволжским Управление (Ростехнадзора) повторно было направлено уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (л.д. 11), которое согласно списка внутренних почтовых отправлений от ДД.ММ.ГГГГ было направлено должностным лицом в адрес ООО «ЭнергоСфера» по адресу: <адрес>, с присвоением этому почтовому отправлению номера № (л.д. 12).
Однако, название организации и адрес указан отправителем не верно, более того из отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 41000059577611, не указано кому и по какому адресу направлено уведомление (л.д. 13), отправителю на момент рассмотрения протокола об административном правонарушении возвращено не было.
Иных доказательств, подтверждающие факт надлежащего извещения ООО «ЭлектроСфера» о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, должностным лицом не представлено, отсутствуют такие документы и в материалах дела об административном правонарушении. Такое разрешение дела не отвечает установленным ст. 24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях.
Также, в материалах административного производства отсутствуют документы, подтверждающие принадлежность электроустановок ООО «Электросфера», как пояснила в судебном заседании главный государственный инспектор Мухина М.А., это обстоятельство стало известно со слов жителей <адрес>.
В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что административный орган на момент составления протокола об административном правонарушении не проверил соблюдение Правил оказания услуг почтовой связи при доставлении почтового отправления с уведомлением о составлении протокола об административном правонарушении, а также не выяснял причины неявки лица, привлекаемого к административной ответственности, и то, извещен ли он надлежащим образом.
Согласно сведений почтового идентификатора, названное извещение возвращено отправителю за истечением срока хранения ДД.ММ.ГГГГ, тогда как протокол об административном правонарушении был составлен ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах протокол об административном правонарушении Средне – Поволжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотренном статьей 9.11 КоАП РФ, не может быть признан законным и обоснованным, суд находит доводы представителя ООО «Электросфера» в этой части убедительными и допускает, что при составлении протокола об административном правонарушении были нарушены процессуальные права заявителя. В частности невозможности обоснования своей позиции и дачи объяснений при составлении протокола.
В настоящее время возможность устранения недостатков протокола об административном правонарушении утрачена, возвращение протокола составившему его должностному лицу после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение указанного выше нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.
Согласно части 3 статьи 26.2 КоАП РФ, не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если такие доказательства получены с нарушением закона.
Таким образом, учитывая, что при составлении протокола об административном правонарушении допущены существенные процессуальные нарушения требований законодательства об административных правонарушениях, влекущие невозможность использования протокола об административном правонарушении в качестве надлежащего доказательства по делу, которые не могут быть восполнены в процессе судебного разбирательства, производство по делу подлежит прекращению, по основаниям ст.24.5 КоАП РФ, за отсутствием в действиях ООО «Электросфера» состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.4 КоАП РФ, суд
постановил:
прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Электросфера» о привлечении к административной ответственности по ст.9.11 КоАП РФ, по основаниям ст. 24.5 КоАП РФ, за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья О. В. Степанова